3) по правовому положению: а) зарегистрированные
– имеющие регистрацию юридического лица;
б) незарегистрированные – без регистрации,
на добровольных началах;
в) легальные партии – это партии, действующие
на законных основаниях. Они могут быть
и не зарегистрированы, хотя в ряде стран,
как отмечалось, до регистрации партийная
деятельность не разрешается;
г) нелегальные – если они запрещены законом,
судебным решением, но продолжают свою
деятельность в подполье. В настоящее
время нелегально действуют во многих
странах (Египте, Пакистане, Турции, Саудовской
Аравии и др.) коммунистические партии.
ТЕМА IV. Человек и
политика.
1. Личность как субъект
и объект политики.
2.Политическая социализация
личности.
3. Политическое участие как
форма политической социализации личности.
1.Личность как субъект
и объект политики.
Анализ
места человека в
политической жизни
открывает
крупный раздел политической
науки, посвященный субъектам политики.
Обычно
под субъектами понимаются
индивиды и социальные группы
(слои), а также
организации, принимающие
непосредственное более или
менее сознательное участие в политической
деятельности, хотя степень
такой сознательности может быть различной.
Так, известный американский политолог
Г. Алмонд в зависимости от осознанности
участия в политике различает
три группы ее субъектов.
Группы субъектов
1) субъекты
персональные, движимые заботой
о реализации своих
непосредственных, местных,
повседневных интересов
и не осознающие политических
последствий своего участия, своей политической
роли;
2) субъекты-подданные,
понимающие свою политическую
роль и назначение, но не
видящие возможности выйти
за их пределы, самостоятельно
воздействовать на политическую жизнь;
3) субъекты-партиципанты
(участники), ясно осознающие свои цели
и пути их реализации и использующие
для этого институциональные механизмы
(партии, движения и т.п.).
Классификация субъектов политики:
Классификация
субъектов политики достаточно
разнообразна. Наиболее
широко распространено их деление
на два основных уровня:
1) социальный, включающий
индивидов и различные социальные
слои (в том числе профессиональные,
этнические, демографические и др.).
Сюда относятся личность, профессиональная
группа, нация, класс, элита и т.д.;
2) институциональный,
охватывающий государство, партии,
профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся
группы интересов и т.д. Иногда выделяется
и третий, «функциональный»
уровень, включающий социальные
институты, предназначенные
для выполнения преимущественно
неполитических задач, хотя в действительности
оказывающие заметное, а порою и
весьма существенное влияние
на политику: церковь,
университеты, корпорации, спортивные
ассоциации и т.п.
2. Политическая
социализация личности.
Политическая социализация — это «процесс развития, в
ходе которого дети и подростки воспринимают
идеи, политическую позицию и поведение,
типичное для данной общности». Другими
словами, политическая социализация сводится
к усвоению политических ценностей и норм,
необходимых для адаптации в сложившейся политической
системе и выполнения различных видов
политической деятельности. Политическая
социализация является одним из направлений
общего процесса социализации индивидов. Основными агентами
политической социализации выступают
такие социальные
институты, как образование, средства
массовой информации, семья и другие. Большую
роль в процессе политической социализации
в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная
дисциплина.
Основные направления, по которым
развивалась теория политической социализации
в этот период, можно определить следующим
образом: это, во-первых, анализ процесса
политической социализации, во-вторых,
изучение “агентов”, влияющих на процесс
социализации, и в третьих, исследование
продукта, который получается на “выходе”
процесса политической социализации,
то есть, политическое сознание, политические
представления, ориентации, установки.
Процесс политической социализации,
в рамках бихевиоралистской парадигмы,
преобладавшей в политической науке в
тот период, интерпретировался как воздействие
политической среды на личность путем
передачи определенных моделей поведения
через систему организованных общественных
институтов и ценностей. При этом социализируемые
индивиды или группы являются пассивными
объектами социализации, а сам процесс
социализации предполагает “вертикальные”
отношения между социализирующими и социализируемыми.
Процесс политической социализации рассматривался
как стадиальный, в частности, в нем выделялась
латентная стадия (т.е. процесс неполитического
научения, впоследствии влияющий на политическое
поведение индивида) и стадия прямой политической
социализации (процесс ретрансляции собственно
политических ценностей и информации).
Среди агентов социализации
на начальном этапе развития теории наибольшее
внимание исследователей было уделено
двум – семье и группе сверстников. Многие
ученые, занимавшиеся в 60-70-е годы проблемой
политической социализации, придерживались
тезиса, что семья индивида является главным
социализирующим агентом на этапе латентной
политической социализации.
3.Политическая социализация каждой личности осуществляется
в конкретных формах в зависимости от
многих факторов и обстоятельств, воздействующих
на личность. Каждая личность проходит
также свои этапы политической социализации,
которые начинаются и заканчиваются значимыми
для политического развития личности
событиями (знакомство с каким-либо политическим
лидером, вступление в политическую партию,
знакомство с какими-либо политическими
идеями, занятие политического поста и
т. д.).
В целом условно можно выделить типичные
для всех людей (а) детский и (б) взрослый
этапы политической социализации. В детстве
личность является по-преимуществу «ведомой»
обществом и социально-политической микросредой
(особенно – семьей). Политический кругозор
ребенка в основном складывается на базе
того, что он слышит от родителей, воспитателей,
соседей, друзей и через средства массовой
информации. Вместе с тем, уже в раннем
детском возрасте (приблизительно около
5 лет) ребенок в простейших формах апробирует
себя в политическом творчестве и политической
деятельности (рассказывает и сочиняет
политические анекдоты; играет, исполняя
роли политических лидеров; учится властвовать
и подчиняться власти; участвует в праздновании
социально-политических событий, признаваемых
значимыми в обществе или окружающей его
социальной группе и т. п.). В подростковом
и юношеском возрасте формы политической
социализации становятся все более значимыми
и все большее значение при этом начинают
приобретать формирующиеся личные политические
взгляды и интересы. Во многих обществах
для более активного вовлечения молодежи
в политику, а также в целях отбора и подготовки
будущей политической элиты создаются
специальные (иногда – массовые) детские,
юношеские и молодежные политические
организации (пионерская организация,
октябрятские группы, гитлер-югенд, бойскаутские
сообщества и т. д.). Иногда целенаправленная
политическая подготовка осуществляется
в параллель с религиозным, школьным, профессиональным
и гражданским обучением.
Различают несколько типов политической
социализации. С точки зрения характера
взаимодействия личности и доминирующих
социально-политических институтов различают
(а) гармонический и (б) конфликтный типы
политической социализации. При гармоническом
типе личность бесконфликтно включается
в политическую жизнь общества, разделяя
политические ценности, политические
ориентации, предлагаемые обществом, принимает
существующий в обществе тип властных
отношений и испытывает доверие к существующим
государственно-политическим и правовым
нормативным системам (конституции, законодательству,
политическим традициям, эталонам и стандартам,
нормам политического поведения).