Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы реферативной работы я выбрал правосознание и правовую культуру.

Содержание работы

1. Правовая культура стр.4
2. Понятие и виды правовой культуры стр.4
3. Структура и функции правовой культуры стр.5
Заключение стр.12
Список используемой литературы стр.13

Файлы: 1 файл

правовединие 1р..docx

— 32.03 Кб (Скачать файл)

Московский университет  им. С.Ю. Витте

 

Факультет Экономики и финансов

 

Группа ЭЗДтс 20.1/Б2-11

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

 

 

Правовая культура.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Тагирова А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012г.

 

Введение                                                                                                                   стр.3

1. Правовая культура стр.4

2. Понятие и  виды правовой культуры  стр.4

3. Структура и  функции правовой культуры стр.5

Заключение стр.12

Список используемой литературы стр.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение

 

История показывает, что  только тогда правотворческая и  правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в  этих процессах, наряду с мощными  самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных  процессов в правотворчестве  и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы реферативной работы я выбрал правосознание и правовую культуру.

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории права.

 

                                   1. Правовая культура

   Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

             2. Понятие и виды правовой культуры

    Говорить о зарождении правовой культуры общества можно ровно с тех самых пор, когда, собственно, зародилось право, а именно в период перехода от присваивающего хозяйства к производящему, то есть в эпоху «неолитической революции». В ходе исторического развития формировались основные правовые понятия и категории, принципы права и правосудия и другие понятия, необходимых для развитой правовой системы.

Однако, через восприятие и переосмысливание правовых ценностей, наряду с правовой культурой общества, формируется правовая культура личности. Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом  уровне овладения правом в своей  деятельности, а так же в правосознании  индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.

Таким образом, понятие «правовая  культура» употребляется обычно в двух основных значениях, а именно:

правовая культура общества;

правовая культура личности.

Любые исследования правовой культуры ориентированы на анализ хотя и различных, но естественно предполагающих друг друга объектов — правовой культуры личности и правовой культуры всего общества. Такой подход позволяет  считать выделение соответственно правовой культуры личности и правовой культуры общества важнейшим методологическим принципом.

В научной литературе нередко  встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры —  правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания  данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

         3. Структура и функции правовой культуры

   Структуру и функции правовой культуры целесообразно рассмотреть, уясняя ее сущность, роль и место в становлении гражданского общества и правового государства. При этом нельзя ограничиться лишь перечислением ее элементов и их общей характеристикой, но требуется выяснить соотношение этих элементов, обосновав их целостное, системное единство и выделив среди них центральные элементы и элементы «второго» порядка.

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в  их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная  деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, элементы правовой культуры выступают составными компонентами нескольких различных систем.

Особое внимание хочется  обратить на деятельностную природу  правовой культуры. Если попытаться выяснить место различных видов человеческой деятельности в правовой культуре, то необходимо, прежде всего, иметь в виду две области: деятельность непосредственно в правовой сфере и деятельность неправового характера, но связанная со сферой действия права. Понимание первой не представляет особой сложности, хотя и здесь появляются весьма нетрадиционные выходы на смежные сферы. О второй же должна идти речь тогда, когда содержанием ее оказывается разработка, предположим, в художественной форме каких-либо произведений, отражающих правовые идеи, взгляды, оценки, чувства и т.д. Эта деятельность непосредственно не входит в правовую культуру, но своим идейным содержанием «вклинивается» в нее. Так, радио, телевидение, литература, живопись, кино, журналистика сами по себе к правовой культуре не относятся, но постоянно пополняют ее «фонды».

Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Здесь  можно вести речь о нескольких плоскостях структуры: формах выражения  правовой культуры, ее социальном уровне, содержании и т.д.

Правовая культура личности выражается в трех состояниях —  в правовых культурных ориентацию, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентации.

Как степень особого развития индивида правовая культура человека проявляется, прежде всего, в его подготовленности к восприятию прогрессивных, цивилизованных правовых идей и законов, в умениях и навыках пользоваться правом, а также в оценке собственных знаний права. С этих позиций культура личности характеризуется наличием правовых культурных ориентации. Далее, правовая культура — это определенный характер и уровень творческой деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Наконец, правовая культура выражается как результат творческой культурной деятельности в сфере права. Последний способ существования правовой культуры обозначается как ее внутренний потенциал.

Предлагаемый подход имеет  не только важное теоретическое, но и  существенное практическое значение. При анализе реального состояния  правовой культуры личности необходимо подчеркнуть ее многослойность. Если мы будем правовую культуру сводить  к одному из способов ее проявления и существования, то невольно сузим  задачи, связанные с повышением ее уровня у населения. Так, если правовую культуру рассматривать лишь как  правовой культурный потенциал, то вольно или невольно остаются в стороне  не только возможности ее дальнейшего  развития, но и устойчивость уже  приобретенной. Первое обеспечивается правокультурной творческой деятельностью, второе — выработкой правовых культурных ориентации.

В определении правовой культуры как степени и характера правового  развития личности, обеспечивающих какие-то стороны индивидуальной активности, по моему мнению, содержатся две  ее характеристики, не сводимые одна к  другой. Правовая культура является показателем  социальной развитости человека, во-первых, со стороны ее уровня и, во-вторых, со стороны ее направленности (типа). С этих позиций структура правовой культуры личности выступает как бы в своем двуедином качестве — типа - человеческой деятельности и ее ориентации на право, его отрасль, отдельный закон. Отсюда можно говорить о цивилистической, криминалистической, административной и судебно-процессуальной правовой культуре. Нет необходимости вести речь, о самостоятельной структуре правовой культуры личности исходя из всех отраслей права, однако могут иметь и имеют место в реальной жизни различные ее направления с учетом существенных особенностей деятельности суда, органов внутренних дел (в целом административных органов), следствия или цивилистики. Наблюдаются такие особенности и применительно к деятельности различных служб милиции. Поэтому и выделяются направления правовой культуры личности, ориентированные на гражданское, административное, уголовное право, на судебный процесс.

К изучению структуры правовой культуры личности можно подойти  также со стороны уровня и глубины  познания правовых явлений, с позиций  овладения ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.

Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными  рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми  явлениями. Обыденная правовая культура как бы останавливается на поверхности  правовых явлений, ее обобщения неглубоки. С помощью такой культуры нельзя правильно осмыслить и оценить  все стороны правовой практики. Однако будет ошибкой рассматривать  ее как потенциально дефектную, второразрядную правовую культуру. Специфика обыденной  правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических  обобщений, проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного  поведения.

Профессиональный уровень  правовой культуры складывается у тех  лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, у юристов. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми  явлениями у них вырабатывается профессиональный уровень правовой культуры. Лицам, обладающим этой культурой, свойственна более высокая степень  знания и понимания правовых явлений, а также профессионального поведения.

Выявление сущности и содержания правовых явлений под силу личности, обладающей такой правовой культурой, которая соответствует ее научно-теоретической  деятельности. Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные  знания о сущности, характере и  взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными  усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников и т.п. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания  интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех  или иных сфер общественной жизни  может и должна являться идейно-теоретическим  источником права. Законотворчество, применение закона компетентными государственными органами предполагают достаточно высокий  теоретический уровень правовой культуры. Поэтому элементами теории правовой культуры обязательно должны обладать лица, осуществляющие нормотворческую  и правоприменительную деятельность.

Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры взаимодействуют.

Представить в полной мере сущность правовой культуры нельзя, не выделяя ее логическую структуру. В  этой плоскости правовая культура представляет собой юридические понятия и  категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические правовые модальности. Правовые понятия и категории  составляют рациональную сторону правовой культуры личности и выражают достигнутую  ею степень знаний и понимания  правовых явлений. Правовая культура с  этих позиций является определенной суммой объективных по своему содержанию знаний. Правовые понятия как объективные по своему содержанию знания служат (хотя далеко и не всегда) основой формирования оценочной стороны правовой культуры личности. Оценочный момент, органически присущий правовой культуре, не только позволяет понять ее роль в правовом регулировании как фактора, обеспечивающего поддержание прогрессивных правовых норм, но и способствует отмене устаревших регуляторов, формированию новых, соответствующих высокому технико-юридическому и идейно-теоретическому уровню.

В правовой культуре индивида могут быть выделены также специальные  элементы ее логической структуры —  нормативные суждения или деонтические модальности, включающие такие модальные  операторы, как «обязательно», «разрешено», «запрещено». Нормативные суждения складываются на основе правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию  правового поведения личности.

Информация о работе Правовая культура