Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы реферативной работы я выбрал правосознание и правовую культуру.

Содержание работы

1. Правовая культура стр.4
2. Понятие и виды правовой культуры стр.4
3. Структура и функции правовой культуры стр.5
Заключение стр.12
Список используемой литературы стр.13

Файлы: 1 файл

правовединие 1р..docx

— 32.03 Кб (Скачать файл)

Исходя из содержания правовой культуры личности, можно выделить три группы элементов, которые следует  рассматривать в неразрывном  единстве: идейно-теоретические правовые представления, позитивные правовые чувства  и творческая деятельность индивида в правовой сфере. Первые представляют собой систему взглядов на действующее  или желаемое право и иные правовые явления, на правовую жизнь в целом. В теоретическом, системном выражении  правовые представления составляют правовую теорию, которая является ведущей стороной правовой культуры. Позитивное эмоциональное отношение  личности к праву и правовым явлениям представляет собой правовое чувство, которое вместе с настроением, психологическим  складом, привычками и традициями в  сфере действия права составляет социально-правовую психологию. Позитивное ее проявление и выступает элементом  правовой культуры.

Содержание правовой культуры определяет модель правокультурной  личности. Такая модель предполагает характеристику:

 а) фактического правового  и нравозначимого поведения личности;

 б) ее отношения  к праву, другим правовым явлениям, осознания социальной значимости  права и правопорядка, признания  уважительного отношения к правам  другого человека;

в) привычки к правомерному поведению;

 г) гражданско-правовой  активности.

Предлагаемая модель позволяет  целенаправленно, представляя конечную цель, вести конкретную работу в  направлении формирования правовой культуры человека.

При наличии высокой правовой культуры гражданин в состоянии, верно, себя ориентировать, исходя из признания социальной ценности права и собственного избранного поведения. Сейчас это особенно важно, поскольку, с одной стороны, еще существуют многие морально устаревшие, не отвечающие интересам правового государства и гражданского общества юридические правила, а с другой, появилась реальная угроза нарушения правового закона под прикрытием демагогических рассуждений о демократии.

Правовая культура в реальном существовании выполняет одновременно несколько  функций — познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

   Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и обеспечению становления гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция  правовой культуры направлена на обеспечение  устойчивого, слаженного, динамичного  и эффективного функционирования всех элементов правовой системы.

Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и  с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения  могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и  слоев, граждан, концентрации их усилий на формировании правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она  позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и  регулировать их взаимоотношения в  правовой сфере. Регулятивная функция  правовой культуры реализуется через  правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей  в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях, вносит элемент упорядоченности  в эти отношения.

Ценностно-нормативная функция  правовой культуры выражается с помощью  системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных  явлениях и фактах, которые приобретают  ценностное значение, отражаясь в  сознании действующих индивидов  и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Исходя из этого  правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами  оценки. Здесь идет речь о ценностях  в праве и самом праве как  ценности.

Анализируемая функция проявляется  и тогда, когда изучается оценочное  отношение личности к результату, цели ее действий, направленных на изменение  окружающей правовой действительности, к эталонам, образцам поведения, предусмотренным  нормами права, к поведению и  деятельности других лиц. Оценочная  деятельность в правовой культуре состоит  в «измерении» индивидом, общностью  людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценивается правовая реальность в самом широком диапазоне — от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом.

 Это - оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Коммуникативная функция  правовой культуры реализуется не только в сфере «сегодняшнего» правового  регулирования. Она выступает необходимым  элементом планирования и прогнозирования  правовой культуры, правового культурного  строительства и развития.

Прогностическая функция  правовой культуры охватывает правотворчество  и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения  правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д., включает анализ тенденций, характерных для  всей правовой системы. В настоящее  время элементы научного прогнозирования  и планомерности, например, в законодательной  деятельности усиливаются, хотя плановость и последовательность разработки и  принятия законодательных актов  еще оставляет желать лучшего.

Правовая культура не только впитывает в себя достижения цивилизации, но и способствует развитию и упорядочению самой цивилизации. Правовая культура — динамическое явление. Исключительно  важное место занимают в ней нравственные ценности. Правовая культура, как личности, так и общества немыслима в не и помимо нравственности.

                                                

 

 

                                             Заключение

 

Сложившиеся стереотипы коллективного  правосознания, конечно, не остаются неизменными. Под воздействием жизни, пропаганды, реформ, открывающих новые возможности, они развиваются, модифицируются. Однако вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе. Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются “свобода”, “частная собственность”, “предприимчивость”. Это увеличивается вероятность несовпадения принимаемых государством законов и права, выражающего нормы массовой культуры. Возникающее здесь противоречие будет тормозить принятие новых “рыночных законов” и снижать эффективность уже принятых. Лишь преодоление стереотипов массового сознания позволит успешно двигаться к обществу, основанному на обменных отношениях.

Развитие правосознания  гражданина, общества способствует преодолению  отсталых взглядов, отклоняющегося поведения  людей, предотвращению случаев произвола  и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью  являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское  общество и правовое государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Благодетелева Е.Д.  Электронный ресурс, 2010.
  2. Открытое государство: путидостижения-М.:ИГПРАН,2005.
  3. Рутюнян М ,Здравомыслова О.,Куртьски-Ожвэн Ш. Правовая социализация в изменяющейся России.-М.,2008.

Информация о работе Правовая культура