Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:01, реферат
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы реферативной работы я выбрал правосознание и правовую культуру.
1. Правовая культура стр.4
2. Понятие и виды правовой культуры стр.4
3. Структура и функции правовой культуры стр.5
Заключение стр.12
Список используемой литературы стр.13
Исходя из содержания правовой культуры личности, можно выделить три группы элементов, которые следует рассматривать в неразрывном единстве: идейно-теоретические правовые представления, позитивные правовые чувства и творческая деятельность индивида в правовой сфере. Первые представляют собой систему взглядов на действующее или желаемое право и иные правовые явления, на правовую жизнь в целом. В теоретическом, системном выражении правовые представления составляют правовую теорию, которая является ведущей стороной правовой культуры. Позитивное эмоциональное отношение личности к праву и правовым явлениям представляет собой правовое чувство, которое вместе с настроением, психологическим складом, привычками и традициями в сфере действия права составляет социально-правовую психологию. Позитивное ее проявление и выступает элементом правовой культуры.
Содержание правовой культуры определяет модель правокультурной личности. Такая модель предполагает характеристику:
а) фактического правового и нравозначимого поведения личности;
б) ее отношения
к праву, другим правовым
в) привычки к правомерному поведению;
г) гражданско-правовой активности.
Предлагаемая модель позволяет целенаправленно, представляя конечную цель, вести конкретную работу в направлении формирования правовой культуры человека.
При наличии высокой правовой культуры гражданин в состоянии, верно, себя ориентировать, исходя из признания социальной ценности права и собственного избранного поведения. Сейчас это особенно важно, поскольку, с одной стороны, еще существуют многие морально устаревшие, не отвечающие интересам правового государства и гражданского общества юридические правила, а с другой, появилась реальная угроза нарушения правового закона под прикрытием демагогических рассуждений о демократии.
Правовая культура в реальном
существовании выполняет
Познавательно-
Праворегулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы.
Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев, граждан, концентрации их усилий на формировании правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Регулятивная функция правовой культуры реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.
Ценностно-нормативная функция
правовой культуры выражается с помощью
системы аксиологических
Анализируемая функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам, образцам поведения, предусмотренным нормами права, к поведению и деятельности других лиц. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценивается правовая реальность в самом широком диапазоне — от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом.
Это - оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.
Коммуникативная функция правовой культуры реализуется не только в сфере «сегодняшнего» правового регулирования. Она выступает необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного строительства и развития.
Прогностическая функция правовой культуры охватывает правотворчество и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д., включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например, в законодательной деятельности усиливаются, хотя плановость и последовательность разработки и принятия законодательных актов еще оставляет желать лучшего.
Правовая культура не только впитывает в себя достижения цивилизации, но и способствует развитию и упорядочению самой цивилизации. Правовая культура — динамическое явление. Исключительно важное место занимают в ней нравственные ценности. Правовая культура, как личности, так и общества немыслима в не и помимо нравственности.
Сложившиеся стереотипы коллективного правосознания, конечно, не остаются неизменными. Под воздействием жизни, пропаганды, реформ, открывающих новые возможности, они развиваются, модифицируются. Однако вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе. Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются “свобода”, “частная собственность”, “предприимчивость”. Это увеличивается вероятность несовпадения принимаемых государством законов и права, выражающего нормы массовой культуры. Возникающее здесь противоречие будет тормозить принятие новых “рыночных законов” и снижать эффективность уже принятых. Лишь преодоление стереотипов массового сознания позволит успешно двигаться к обществу, основанному на обменных отношениях.
Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
Список используемой литературы: