Правовое государство и механизм защиты прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Тема данной контрольной работы " Правовое государство и механизм защиты прав граждан ". Выбранная тема очень актуальна в наши дни. Так как с древнейших времен человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….……….3
Основная часть………………………………………………………...5
Краткое заключение…………………………………………….….…13
Список использованных источников…………………….……….…15

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 31.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание
  1. Введение……………………………………………………….……….3
  2. Основная часть………………………………………………………...5
  3. Краткое заключение…………………………………………….….…13
  4. Список использованных источников…………………….……….…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной контрольной работы " Правовое государство и механизм защиты прав граждан ". Выбранная тема очень актуальна в наши дни. Так как с древнейших времен человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.

Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в Республике Беларусь правового государства. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства. Правовое государство является реальным только тогда, когда государственная власть и право находятся в состоянии равноправного партнерства для качественной правовой организации государства. Идея правовой государственности была выстрадана в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях.

В развитых странах все большее число граждан осознает созидательную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти.

Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации. Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству. Поэтому наиболее оптимальные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против узаконенного произвола старых господствующих классов. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия. Приобщаясь в рамках нового политического мышления, новой юридической доктрины к мировым общечеловеческим ценностям, общество в Республике Беларусь одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства.

В демократическом государстве, которым Республика Беларусь провозглашается, согласно статье 1 Конституции, права и свободы человека и гражданина как базис правового статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.

Политические права занимают особое место среди иных конституционных прав, так как в рамках данных прав реализуется народовластие, обеспечивается возможность народа определять политику своего государства и участвовать в реализации его функций. Однако политические права не всегда обеспечивались государством и правом и имеют длительную историю своего становления и закрепления.

 

 

Основная часть

Правовое государство его понятие и основные признаки.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного  строя - органа, обеспечивающего конституционную  законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и  иных актов законодательной и  исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной  мере как государства в лице  его органов, должностных лиц, так  и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само  его и нарушить, что противостоит  возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со  стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства  и личности: личность ответственна  перед государством, но и государство  не свободно от ответственности  перед личностью за неисполнение  взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих  личности права.

6. Реальность закрепленных в  законодательстве основных прав  человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием  соответствующего правового механизма  их реализации, возможностью их  защиты наиболее эффективным  способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля  и надзора за осуществлением  законов, иных нормативно-правовых  актов, следствием чего является  доверие людей государственным  структурам, обращение для разрешения  сугубо юридических споров к  ним, а не, например, в газеты, на  радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание  ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное  отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера  в право силы и неверие в силу права).

 

Механизм защиты прав граждан

Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.

Внутригосударственные механизмы защиты прав.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления.

Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном

процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Республики также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.

Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее

распространенным в Беларуси) является направление жалоб и заявлений в

государственные органы, органы местного самоуправления, общественные

объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.

В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.

Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба.

В Конституции РБ сказано: « Обеспечение прав и свобод граждан РБ является высшей целью государства » « Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов » « Каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы » « Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности » « Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод своих » И, наконец, « Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом» На конституционном уровне записано, что каждый из нас имеет право защитить свои права в случае их нарушения, что наши права и их сохранность важны для государства. А как? Куда обратиться? К кому, если вдруг кто-то на них посягнул?

Выделяют несколько способов защиты прав граждан:

1. В судебном порядке.

2. Во внесудебном порядке (административном)

3. Конституционное правосудие.

В нашей стране существует две системы судов: хозяйственные и общие. Хозяйственные суды рассматривают споры, возникающие, как правило, между организациями и индивидуальными предпринимателями, или же между субъектами хозяйствования и государственными органами. Гражданам чаще всего приходится иметь дело именно с Общими судами. Они рассматривают: уголовные дела, то есть дела по обвинению в совершении преступления; дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами; гражданские дела, в которых хотя бы одной из сторон является гражданин. К последней категории относятся дела по жилищным, семейным, наследственным, трудовым спорам, другим спорам имущественного характера (о разделе квартиры, о расторжении брака и разделе имущества, о взыскании алиментов, о разделе наследственного имущества, о взыскании долга, о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы и т.д.). К сведению, ежегодно суды в Республике Беларусь рассматривают более 300 тысяч гражданских дел.

Система общих судов в нашей стране состоит из: Верховного Суда Республики Беларусь; областных ( Минского городского ) судов; районных  ( городских ) судов. В систему общих судов входят также и военные суды межгарнизонные и Белорусский военный суд. Военные суды рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданские дела, вытекающие из отношений военной службы (жалобы на действия органов военного управления, восстановление на службе по иску уволенных военнослужащих и др.)

Функция защиты прав и свобод осуществляется органами конституционной юрисдикции путем использования трех основных форм деятельности: посредством абстрактного, конкретного и индивидуального контроля за соответствием конституции и закрепленным в ней правам и свободам человека и гражданина, законов и иных нормативных актов, а также судебных и административных решений. Наиболее эффективным институтом судебной защиты прав человека в современном демократическом государстве и обществе, является конституционное правосудие. Оно осуществляется специализированными конституционными судами или компетентными органами, наделенными полномочиями осуществлять конституционный контроль и обеспечивать своей деятельностью верховенство конституции и приоритет прав и свобод человека.

Конституционный Суд Республики Беларусь как орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, обеспечивая верховенство Конституции и ее непосредственное действие, своей деятельностью, во - первых, также защищает конституционные права и свободы граждан, во - вторых, обеспечивает полноту реализации конституционного права каждого на судебную защиту.

Информация о работе Правовое государство и механизм защиты прав граждан