Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:07, контрольная работа
1. Понятие правового государства. Проблема правового государства в истории политической мысли.
2. Основные признаки правового государства.
3.Проблема построения правового государства в РБ.
Тема 8. Правовое государство
План
1. Понятие правового государства.
2. Основные признаки правового государства.
3.Проблема построения правового государства в РБ.
Термин политология образуется из двух греческих слов - "polity" (политический порядок, право гражданства) и "logos" (знание). Политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, политической системе, политической власти, политических отношениях, политическом сознании, политической культуре и политических процессах, об организации политической жизни общества.
Основным элементом
Правовое государство - это
такой тип государства, в котором
функционирует режим
Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую историю. Сам термин "правовое государство"(Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века (в трудах К. Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б. Н. Чичерин, Б. Ф. Кистяковский, П. И. Новгородцев и др. Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей. Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия (остающийся и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе). Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и волеустановленного права(Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения(Аристотель); о государстве (республике), как "деле народа", как правовом общении и "общем правопорядке"(Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права(римские юристы).
В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политическом власти и её формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, ив публично-политических отношениях. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период ранних буржуазных
революций в разработку концепции правового
государства значительный вклад внесли
философы-мыслители и просветители, такие
как Г.Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье,
Д.Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие
другие.
Гроций был первым выдающимся теоретиком
школы естественного права. Правовые институты
феодализма Гроций считал противоречащими
природе человека, поэтому он выдвинул
требования нового права, "отвечающего
законам разума". Целью государства
он считал охрану частной собственности,
посредством таких правоустановлений,
которые обеспечивали бы каждому человеку
свободное пользование своим достоянием
с согласия всех. Источником любой формы
государства по учению Гроция является
общественный договор, поэтому при создании
государства народ может избрать любую
форму правления, но, избрав её, народ обязан
повиноваться правителям. Так же как и
у Гроция, у Дидро государственная власть
возникает как продукт общественного
договора, который придает обществу организованную
политическую форму. Люди лишь частично
передают государству свою естественную
независимость, с целью обеспечения интересов
и объединения воли и силы всех. Государственная
власть, следовательно, основана на воле
народа, который является сувереном. "Лишь
нация есть истинный суверен; истинным
законодателем может быть лишь народ,
лишь воля народа является источником
политической власти". Главная цель
государства, по Дидро, есть обеспечение
неотъемлемых прав граждан и их счастья.
Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант
в своей теории правового государства.
Одним из первых, кто дал теоретическое
обоснование демократического государства,
был Спиноза. Будучи связано законами,
государство обеспечивает действительные
права и свободы человека. Он утверждал,
что государство могущественное только
тогда, когда оно гарантирует каждому
гражданину не только сохранение жизни,
но и удовлетворение его интересов, и предостерегал
правителей от посягательств на собственность,
безопасность, честь, свободу и иные блага
подданных. Т. Гоббс был защитником абсолютной
монархии в Англии, но тем не менее он разработал
ряд прогрессивных положений о господстве
права в общественной жизни, которые впоследствии
были развиты революционными буржуазными
мыслителями. К их числу относится обоснование
формального равенства перед законом,
незыблемость договоров. Свободу человека
Гоббс рассматривал как право делать все
то, что не запрещено законом, и тем самым
закончил теоретические основы наиболее
эффективного принципа правового регулирования
общественных отношений.
В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был "классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному". Идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся под властью правительства, отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека. " Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: "разрешено все, что не запрещено законом".
Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству. Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она актически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор "Декларации Независимости США" Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественных прав человека, превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству в целом.
С философским обоснованием
теории правового государства выступил
И. Кант. Центральное место в ней занимает
человек, личность. Важнейшим принципом
публичного права философ считал прерогативу
народа требовать своего участия в установлении
правопорядка путем принятия конституции,
выражающей его волю. Верховенство народа
обуславливает свободу, равенство и независимость
всех граждан в государстве, которое выступает
как "объединение множества людей, подчиненных
правовым законам". Там, где государство
действует на основе конституционного
права, отвечает общей воле народа, там
государство правовое, там не может быть
ограничения прав граждан в области личной
свободы, совести, мысли, хозяйственной
деятельности. В правовом государстве
гражданин должен обладать той же возможностью
принуждения властвующих к точному исполнению
закона, какой обладает властвующий в
его отношении к гражданину. Правовую
организацию Кант так же как и Локк связывает
с разделением властей на законодательную,
принадлежащую парламенту, исполнительную
- правительству, и судебную, осуществляемую
судом присяжных, избранных народом.
Философская концепция Канта оказала
значительное влияние на дальнейшее развитие
политико-правовой мысли и практику государственно-правового
строительства цивилизованного общества.
Государство, согласно Гегелю, это тоже
право, а именно конкретное право, так
как оно включает в себя признание "всех
остальных прав личности, семьи и общества"
Возводя государство в абсолют, стоящий
над личностью и обществом, Гегель доказывает,
что такие государства предшествуют развитию
гражданского общества. В этом утверждении
Маркс видел главный порок гегелевской
концепции государства, поскольку в реальной
жизни общество возникает раньше государства,
а последнее является его продуктом и
результатом развития общества. "Государство,
по Гегелю, это наиболее совершенная организация
общественной жизни, в которой все строится
на правовой основе, представляющей царство
реальной жизни. " Ценность гегелевских
воззрений на государство состоит в том,
что принудительная, насильственная функция
в нем играет не столь важную роль. В целом
вся гегелевская концепция правового
государства прямо и однозначно направлена
против произвола, бесправия и вообще
всех неправовых форм применения силы
со стороны частных лиц, политических
объединений и государственной власти.
Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической
основе развили дальше идею Гегеля о разграничении
гражданского общества и государства
(у философов 17-18 веков гражданское общество
и государство нередко выступали как нечто
единое) . Маркс и Энгельс показали, что
именно гражданское общество составляет
первооснову здания человеческого общежития,
а жизнедеятельность гражданского общества
есть главная движущая сила исторического
прогресса, или дословно "истинный очаг
и арена всей истории". Маркс рассматривал
государство и право исходя из открытой
или классовой теории общественного развития.
Согласно данной теории государство и
право исчезнут вместе с исчезновением
классов в результате установления диктатуры
пролетариата в процессе перехода к обществу
без классов. Примечательным является
утверждение Маркса, в котором он выразил
идею правового государства "Свобода
состоит, чтобы превратить государство,
стоящее над обществом, в орган, всецело
этому обществу подчиненный".
Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого, большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества. Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового государства.
2.Основные признаки правового государства
Правовое государство предполагает такую форму организации и функционирования государственной власти, при которой обеспечено верховенство норм права, закона, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид. Правовое государство опирается на ряд основополагающих принципов.
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.
Нерушимость его закрепляется в Конституции (основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.
Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.
2. Реальность прав личности,
обеспечение её свободного
В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества. Например, когда в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. " А жить с глазами, полными страха, - справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране. " Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь, тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства.
Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.
Основным принципом
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества, естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.
4. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он исключает возможность монополизации и узурпации власти в одних руках, а механизм сдержек и противовесов удерживает их в рамках конституционных полномочий.