Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие правового государства. Проблема правового государства в истории политической мысли.
2. Основные признаки правового государства.
3.Проблема построения правового государства в РБ.

Файлы: 1 файл

контрол. политология Понятие и основные признаки правового государства.docx

— 41.85 Кб (Скачать файл)

5. Наличие эффективной  системы контроля и надзора за осуществлением закона. Принцип проводится в жизнь посредством независимых органов суда, прокуратуры, арбитража, налоговых служб, счетной палаты, правозащитных организаций, СМИ.

Правовому государству присущи  следующие признаки, которые взаимосвязаны и вытекают из его принципов.

1. Идея народного суверенитета, закрепленного конституционно. Правовое государство концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.

2. Наличие развитого гражданского  общества, защищающего неотчуждаемые права человека. Недопустима патерналистская установка: государство наделяет правами и свободами граждан — они имманентно присущи людям. В федерациях наряду с «горизонтальным» разделением властей существует принцип «вертикального» разделения властей — федерация и ее субъекты. Следует учитывать наличие контрольной власти и власти общественного мнения, СМИ, включая независимые.

3. Создание институтов  демократии, препятствующих сосредоточению  власти в руках одного лица или органа.

4. Независимость, автономность  и возвышение суда как одного  из гарантов правовой государственности и прав человека. Любые органы власти, любое должностное лицо и любой гражданин в равной степени подконтрольны суду.

5. Исключение любых форм  деспотизма и диктатуры, от кого бы она ни исходила, правовая защита человека от произвола чиновников и государства.

6. Участие граждан в  управлении государством посредством механизмов демократии. Наличие возможности реального воздействия общества на характер деятельности ветвей власти.

7. Сознательное и добровольное  самоограничение граждан в своих правах и свободах в пользу закона. Наличие высокого уровня политической и правовой культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблема построения  правового государства в Республике  Беларусь

 

Важнейшее направление общественно-политического развития Республики Беларусь – формирование правового государства и гражданского общества. При этом следует учитывать, что их становление – взаимообусловлено. Формирование гражданского общества - это многоуровневый, нелинейный процесс возникновения и конституцирования в социальном пространстве системы институтов и структур, элементов и субъектов гражданского общества, его содержание, способы осуществления, временные сроки детерминируются ступенью развития функциональной дифференциации социальной системы.

Основными предпосылками  формирования гражданского общества и  правового государства являются: характер социально-классовых отношений; уровень развития демократии, состояние  правопорядка в обществе; организованности и дисциплины; цивилизованности функционирования политической системы; развития местного самоуправления; наличие в культурной сфере, в менталитете общества идей согласия, толерантности, взаимоуважения и т.п., обладающей значительной степенью влияния на общественное сознание, чтобы стать основной мотивационной  доминантой социального поведения.

Конституция Республики Беларусь (РБ) – это основной закон государства, который закрепляет государственную  власть. Впервые понятие Конституции  возникло 1215г. в Англии «Билль о правах».

Если же брать нашу страну, то впервые Конституция РБ появилась  при советской власти и первая из них была обнародована в 1918г. На протяжении многих лет Конституция в СССР менялась, что говорит о незрелости общества.

Ещё в древней Греции была выдвинута теория, что человек является той фигурой, вокруг которой должно крутиться всё. Принцип человека должен осуществляться в следующих словах: «Все во имя человека, все для блага человека».

Конституционный строй как  основа Республики Беларусь. Под конституционным  строем понимают общественный и государственный  строй, основным фактором которого является демократия.

Важнейшие черты конституционного строя РБ:

1. Подчинение государства права, не формальное, а реальное.

2. Признание и гарантированность неотъемлемых прав человека.

3. Разделение властей на: законодательную, исполнительную и судебную. Эта система должна гарантировать сдержки противовессия в государстве.

4. Многообразие форм собственности.

5. Политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и возможно существование разных политических партий.

6. Наличие гражданского общества. Оно связано с системой общественных институтов, действующих в государстве, но не зависемых от него, и проведение на практике частных интересов граждан и коллективов.

Таким образом, основы конституционного строя Республики Беларусь (РБ) можно  назвать:

1. Демократия.

2. Правовое и социальное государство.

3. Оптимальный баланс прав и законных интересов государства.

Когда бывают ограничения  прав граждан и конституция предусматривает  это:

1. В интересах национальной безопасности

2. В интересах общественного порядка.

3. В интересах защиты нравственности и здоровья населения

В Конституции нашей страны сказано: «Республика Беларусь - унитарное  демократическое социальное правовое государство» (ст. 1). Одной из важнейших  проблем организации жизни общества в правовом государстве является установление такого соотношения интересов  индивида и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются права, свободы и достоинство личности, а с другой - устанавливаются пределы государственной власти. Принятым нормам должны подчиняться все субъекты права, в том числе и те государственные органы, которые их издали. Общим правилом должно быть соблюдение правовых норм, сформулированных в актах законодательства, с учетом их иерархии (высшей юридической силой обладает Конституция).

Также отличительным признаком  правового государства является разделение властей, т.е. внедрение  оптимальной системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового механизма, позволяют удерживать ветви единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании.

Правовое государство - это  государство, основывающееся на принципах народного суверенитета (ст. 3, 37), незыблемости прав и свобод гражданина и человека (ст. 2, 22, 23, 63), верховенства права (ст. 7), взаимной правовой ответственности государства и граждан (ст. 2), разделения властей (ст. 6), наличия правозащитных институтов и отношений (ст. 34, 40, 59-62), независимости суда (ст. 110). Главное в правовом государстве - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость его действий, защиту граждан от его произвола. Правовое государство «самоограничивает» себя.

В Основном Законе страны зафиксировано, что человек является высшей ценностью  общества и государства (ст. 2). Последнее  ответственно перед гражданами за создание условий для свободного развития личности, удовлетворения ее разнообразных  потребностей. Гражданам страны гарантируются  права на жилище, труд, отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение  в старости, использование достижений культуры, право избирать и быть избранным в государственные  органы и др., а также свобода  объединений, совести, слова, митингов, уличных шествий и демонстраций. Президент, правительство страны в  последнее время уделяют большое  внимание укреплению правопорядка, борьбе с коррупцией, совершенствованию  стиля и методов работы государственного управления.

Конституция Республики Беларусь (РБ) – это основной закон государства, который закрепляет государственную  власть. Впервые понятие Конституции  возникло 1215г. в Англии «Билль о правах».

Если же брать нашу страну, то впервые Конституция РБ появилась  при советской власти и первая из них была обнародована в 1918г. На протяжении многих лет Конституция в СССР менялась, что говорит о незрелости общества.

Ещё в древней Греции было выдвинута теория, что человек  является той фигурой, вокруг которой  должно крутиться всё. Принцип человека должен осуществляться в следующих  словах: «Все во имя человека, все  для блага человека».

Конституционный строй как  основа Республики Беларусь. Под конституционным  строем понимают общественный и государственный  строй, основным фактором которого является демократия.

Важнейшие черты конституционного строя РБ:

1. Подчинение государства права, не формальное, а реальное.

2. Признание и гарантированность неотъемлемых прав человека.

3. Разделение властей на: законодательную, исполнительную и судебную. Эта система должна гарантировать сдержки противовессия в государстве.

4. Многообразие форм собственности.

5. Политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и возможно существование разных политических партий.

6. Наличие гражданского общества. Оно связано с системой общественных институтов, действующих в государстве, но не зависемых от него, и проведение на практике частных интересов граждан и коллективов.

Таким образом, основы конституционного строя Республики Беларусь (РБ) можно  назвать:

1. Демократия.

2. Правовое и социальное государство.

3. Оптимальный баланс прав и законных интересов государства. Когда бывают ограничения прав граждан и конституция предусматривает это:

1. В интересах национальной безопасности

2. В интересах общественного порядка.

3. В интересах защиты нравственности и здоровья населения.

 

Литература

  1. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
  2. Политология. Курс лекций /Рудковский Э.И., Вожгурова О.В., Голубев С.В., Кривоносова Е.Э., Слемнёв М.А. и др. Витебск, 2009.
    1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). - Мн., 2004.

 


Информация о работе Правовое государство