Правовое поощрение: содержание, сущность, основание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 20:14, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Непременной составляющей процесса демократизации выступает рост социально-полезного, активного поведения граждан, обеспечивающего конструктивное развитие общества. Особую значимость данное обстоятельство приобретает для современной России, где необходимо создать условия для воспитания нового социального типа личности, который является носителем инновационных политико-правовых мировоззренческих норм и ценностей, знаменующих собой качественные преобразования в российском обществе. В связи с этим, необходимо обратиться к формированию системы управления, связанной с расширением влияния созидательно-организующей роли права на различные сферы жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

Реферат2.docx

— 44.08 Кб (Скачать файл)

Субъективная сторона заслуги - совокупность признаков, характеризующих субъективное (психическое) отношение лица к своему заслуженному поступку и его последствиям.

Субъективную сторону заслуги характеризуют следующие субъективные признаки:

    1. субъективное отношение лица к своему заслуженному поступку и его последствиям проявляющееся в двух формах:
      • когда субъект заслуги искренне осознаёт общественную полезность своих действий и желает их совершения, предвидит возможность или неизбежность наступления благоприятных последствий в виде общепризнанного полезного результата, превышающего по своим масштабам результаты обычных действий и желает их наступления для всеобщего блага;
      • когда субъект заслуги формально осознаёт общественную полезность 
        своих действий и совершает их лишь для вида, преследуя цель поощрения, 
        предвидит возможность или неизбежность наступления сверхрезультата и 
        стремится к его наступлению только ради того, чтобы быть поощрённым, 
        отмеченным, прославленным;
    2. мотив;
    3. цель;
    4. эмоции.

Объективная сторона заслуги - внешнее проявление заслуги в объективной действительности. Это совокупность внешних признаков, характеризующих заслуженный поступок. Объективную сторону состава заслуги характеризуют следующие обязательные признаки: заслуженный поступок; последствия; причинная связь между заслуженным поступком и наступившими последствиями. Факультативными (дополнительными) признаками выступают: время, место, обстановка, способы и средства совершения заслуженного поступка.

Юридическая наука, к сожалению, пока не дала чёткого определения такого очень распространённого явления как заслуга. Если правонарушение как основание для правового наказания достаточно исследовано, кроме того, определение понятия «правонарушение» и конкретные составы правонарушений закреплены в законодательстве Российской Федерации, то заслуга, как основание для правового поощрения, на сегодняшний день остаётся мало исследованной, можно даже сказать незамеченной учёными-юристами, хотя имеет огромное значение в сфере поощрительной деятельности. Абсолютно прав Ю.В. Голик, утверждая, что, не имея чёткого представления о том что, когда и как должно быть поощрено, невозможно научно обоснованно разработать и закрепить в законе соответствующие поощрительные нормы и процедуры.

Заслуга является основанием как государственного, так и негосударственного поощрения. «Основание - исходное условие, предпосылка существования некоторого явления или системы явлений»". Таким образом, основание поощрения - исходное условие, предпосылка его существования, сущность, благодаря которой оно возникает. Это критерий, по которому определяется поощрение, его опорная часть. Заслугу и поощрение можно представить в виде причины и следствия. Причина и следствие - философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление своим действием вызывает, порождает другое явление. Причина не просто предшествует следствию во времени, но посредством переноса вещества, энергии, информации обусловливает его возникновение и существование . Между заслугой и поощрением имеется жёсткая генетическая связь. Генетические связи «отражают то особое отношение, когда один объект выступает как основание, вызывающее к жизни другой». Только заслуга выступает основанием для предоставления поощрения.

Проанализировав российское законодательство, вполне определённо можно увидеть взаимосвязь правового поощрения с категорией заслуги. Однако здесь же напрашивается вывод, согласно которому в нормативных правовых актах вообще нет формулировки понятия «заслуга», несмотря на то, что в названиях, либо содержании большинства из них прямо говорится о заслугах. Приведём лишь некоторые из возможных примеров. Так, в Федеральном законе от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ (в ред. ФЗ от 07.07.2003 г. № 108-ФЗ) «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» акцентируется внимание на заслугах3; в ст. 191 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.07.2008 г. № 157-ФЗ) говорится об особых трудовых заслугах перед обществом и государством4; в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утверждённом Указом Президента РФ 2 марта 1994 года № 442 (в ред. Указа Президента РФ от 06.01.1999 г. № 19 с изм. от 28.06.2005 г.) «О государственных наградах Российской Федерации» указывается на заслуги перед Отечеством, военные заслуги, выдающиеся, исключительные, особые заслуги и другие5. В 2002 году Президент РФ В.В. Путин своим Указом ввёл такой термин, как «морские заслуги», учредив орден «за морские заслуги», который присуждается гражданам, особо отличившимся в морской деятельности России. О заслугах идёт речь и в Положении о Почётном знаке Государственной Думы Федерального Собрания РФ «За заслуги в развитии парламентаризма», утверждённом Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 мая 2005 г. № 1845-IV ГД . Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 27 апреля 2005 г. № 138 учреждён Памятный знак «За заслуги» . 

Заключение

В условиях переходного периода современной России, когда старые ценностные ориентиры уже не работают, а новые ещё не сложились, обращение к изучению поощрения в содержании правовых санкций своевременно и актуально, поскольку их эффективная проработка и закрепление позволит действенно решить многие социальные проблемы.

Уяснение поощрений берёт своё начало с познания сущности социальных санкций. В отличие от последних, правовая санкция распространяется на всех членов общества. Особыми качествами в системе правовых санкций обладают поощрительные санкции, которыми определяются благоприятные меры юридического воздействия, применяемые государством либо общественными организациями по отношению к субъектам права в случае признания за ними особого участия в достижении общепризнанных социально полезных результатов.

Применение поощрительных санкций образует собой юридическую систему. Глубокий, всесторонний анализ этой системы открывает перед нами связи, которые должны образовать устойчивый, упорядоченный характер регулирования общественных отношений, обеспечивающий механизм поощрения как целостной системы. Систематизация поощрительных санкций позволяет всесторонне рассмотреть последние, исходя из следующих подходов: 

  • учредительного,
  • предметного,
  • субъектного,
  • функционального.

Понимание различных критериев систематизации поощрительных санкций позволяет выделить такие черты поощрительных санкций в целом, как их системность и структурность. Изучение системы и структуры таких санкций становится важным не только в научных, но и в чисто практических целях. Учёт системных свойств поощрительных санкций ведёт к требованию разрабатывать и принимать такие санкции в комплексе, позволяя воздействовать на общественные отношения всесторонне, наиболее эффективно, социально полезно.

Выделение поощрительных санкций с позиции материального права позволяет увидеть названные санкции как структурно упорядоченное целостное явление, выраженное в том, что, во-первых, их применение сводится к образованию системообразующих поощрительных явлений; во-вторых, они обладают способностью существенно изменять составляющие части как самого материального права, так и других отраслей права; в-третьих, они могут выступать в виде части других поощрительных санкций, более узкой системы поощрительных норм. Отсутствие научных представлений о поощрительных санкциях в системе материального права лишает системности поощрительное воздействие.

Оценивая в целом закрепление поощрительных санкций в профилирующих и производных отраслях действующего материального права, следует заметить «неполноту», поскольку в правоприменительном процессе устанавливаемые в базовых отраслях права меры поощрения не всегда корреспондируются с соответствующими специальными отраслями права и наоборот. Подобная разбалансировка приводит к «растворению» мер поощрения в совокупности различных правоотношений, не обеспечивая, с одной стороны, реализацию механизмов позитивной ответственности, с другой, обеспечивая механизмы установления государственной поддержки в сфере отношений имущественного или неимущественного характера в отношении субъектов, не заслуживающих последнего.

В качестве имеющихся недостатков поощрительных санкций частноправового порядка, которые должны стимулировать современных учёных к работе можно выделить следующие аспекты.

Во-первых, отсутствие в отечественном законодательстве четкого понятийного аппарата, связанного с реализацией поощрительных санкций приводит к тому, что законодатель использует совершенно различные термины для закрепления и применения поощрений. В результате очень сложно ограничить правовые явления обеспечительного порядка (которые должны быть отражены непосредственно в санкции правовой нормы) от тех, которые закрепляются в норме права на уровне поощрительной санкции.

Во-вторых, поощрительные меры перечисляются хаотично, без увязок с основаниями их применения; отсутствует чёткое логическое построение элементов нормы, обычно присущее тем из последних, которые в качестве санкции предусматривают неблагоприятные правовые последствия. Более того, законодатель порой использует формулировки рекомендательного типа, закрепляет право (а не обязанность) применить поощрения и т.д.

Сложившаяся на региональном, муниципальном и локальном уровне система поощрений во многом напоминает схему, сформировавшуюся на федеральном уровне. Оценивая с различных позиций основания для применения поощрений и формы вознаграждения, стоит заметить отсутствие системных связей, позволяющих организовать полноценную юридическую основу для справедливого применения поощрительных санкций переходя с локального на федеральный уровень. Причина кроется в том, что законодатель не раскрывает содержание оснований выступающих основой для применения поощрительной санкции. Как следствие этого, несмотря на широкие возможности поощрительных санкций для оптимизации общественных отношений, последние не используются по назначению. В таких условиях применение поощрительных санкций остаётся в компетенции чиновников, собственников предприятий, которые используют данный институт «не столько по заслугам», сколько по собственной выгоде или того хуже по договору «купли-продажи».

В сложившейся юридической практике активное применение поощрительных санкций связано с трудовой деятельностью и своего эффективного отражения в наиболее важных сферах социально-правовой жизни поощрительные санкции не получили.

Сложившаяся ситуация в сфере поощрительного санкционирования не позволяет её назвать как определённую систему, поскольку применение различных поощрений носит разрозненный характер, не связанный с общими целями развития гражданского общества и государства. Как следствие этого предлагаемые мероприятия по устранению отдельных недостатков поощрительного санкционирования носят частный характер.

На наш взгляд, устранение недостатков возможно благодаря поощрительной правовой политике, которая представлена как научно обоснованная, целостная система мероприятий, государственных, муниципальных и частных структур по созданию, совершенствованию и применению механизма поощрительно-правового регулирования для: активизации позитивного поведения субъектов права в целях модернизации различных сфер жизнедеятельности.

 

Список литературы

1.1 Конституция РФ. М.: Норма. 2010.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

3. Земельный кодекс Российской  Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2001 г. N 44. Ст. 4147.

4. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. 2002 г. N 1. Ч. I. Ст. 1.

5. Налоговый кодекс Российской  Федерации // Собрание законодательства  РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

6. Трудовой кодекс Российской  Федерации // Собрание законодательства  РФ. 2002 г. N 1. Ч. I. Ст. 3.

7. Уголовный кодекс РФ  от 13 июня 1996 г. N 63-Ф3 // Собрание законодательства  РФ. 199$ . N 25. Ст. 2954

8. Уголовно-исполнительный  кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997 г. N 2. Ст. 198,

9. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-Ф3 «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» (Диапазон действия  данной редакции закона: с 18.07.2003 по 31.12.2004) // Собрание законодательства  РФ. 1995 г. N 33. Ст. 3340.

10. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации»// Собрание  законодательства РФ. 2003 г. N22. Ст. 2063.

11. Федерального закона  от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ РФ от 24.07.2007 г. № 214-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N8. Ст. 366.

12. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и-военной службе» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

13. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных  мерах государственной поддержки  семей, имеющих детей» // Собрание  законодательства РФ. 2007. N 1 (часть I). Ст. 19.

14. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 269-ФЗ «Об упрощенном  порядке декларирования доходов  физическими лицами» // Собрание  законодательства РФ. 2007. N L (часть I). Ст. 32.

15. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных  пенсионных фондах» // Собрание законодательства  РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.

16. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N'215-ФЗ «О жилищных  накопительных кооперативах» // Собрание  законодательства РФ. 2005. N<1. Ст. 47.

17. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-Ф3 «Об инвестиционной  деятельности в Российской Федерации, осуществляемой вформе капитальных  вложений» // Собрание законодательства  РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

18. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЭ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40.

19. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3 «О введении  в действие Части четвертой  Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5497.

20. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 // Собрание законодательства  РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

21. Федеральный закон от 9 мая 2006 г. N 68-ФЗ «О почетном звании  Российской Федерации «Город  воинской славы» // Собрание законодательства  РФ. 2006. N20. Ст. 2158.

Информация о работе Правовое поощрение: содержание, сущность, основание