Правовые аспекты связей с общественностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 07:22, доклад

Описание работы

Связи с общественностью – активно развивающееся явление общественной жизни, требующее создания самостоятельной законодательной базы, то есть разумного ограничения, введение в некоторые рамки, определенные государством и санкционированные обществом. Существуют международные стандарты, а также российское законодательство, регулирующее ПP-деятельность.

Файлы: 1 файл

праввые аспекты связей с общественностью.docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

 

Правовые аспекты связей с общественностью

 

Связи с общественностью – активно развивающееся явление общественной жизни, требующее создания самостоятельной законодательной базы, то есть разумного ограничения, введение в некоторые рамки, определенные государством и санкционированные обществом. Существуют международные стандарты, а также российское законодательство, регулирующее ПP-деятельность.

 

2.1 Нормы международного права о связях с общественностью

 

Необходимость в международно-правовом регулировании каналов связей с общественностью, основанных на принципах свободы массовой информации, независимости СМИ, обмене информацией Правовые аспекты связей с общественностью и другие, возникла с возрастанием ее роли в развитии современных международных отношений, повышением ответственности государств и СМИ за распространяемую ими информацию. Внимание, которое

ООН, ЮНЕСКО и другие международные  организации уделяют разработке международно-правовых норм в области  связей с общественностью, также  свидетельствует о важности регулирования  указанных вопросов на международном  уровне. Конституция Российской Федерации в статье 15 части 4 декларирует, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [11]. Тем самым устанавливается прямое действие общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров на территории РФ.

Рассмотрим основные международно-правовые акты, регулирующие право человека на информацию, доступ к информации, касающейся деятельности СМИ. Прежде всего остановимся на имеющих первостепенное значение международных документах в области средств массовой информации. Так, статья 19 Всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), статьи 19, 20 Международного пакта о гражданских и политических правах (принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года) закрепляют права человека на свободу убеждений и свободное выражение своего мнения. Эти права включают в себя свободу беспрепятственно отстаивать свои убеждения, искать, получать и распространять любыми средствами всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ. Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает определенные гарантии против произвольного ограничения права на доступ к информации. Они заключаются в требовании, чтобы ограничения устанавливались, во-первых, только законами, во-вторых, исключительно в целях обеспечения уважения права других лиц или охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравственности населения [1, 6].

Анализ положений Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» показывает, что он в целом отвечает тем минимальным стандартам, которые заложены во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте о гражданских и политических правах [15].

В 1996 году Российская Федерация вступила в Совет Европы и, соответственно, нормы общеевропейских актов, в частности о СМИ, стали частью ее правовой системы. В наиболее общей форме проблемы организации и деятельности СМИ урегулированы в статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Статья 10 гарантирует свободу выражения мнений и свободу информации без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Она предоставляет широкие возможности для защиты, поскольку в ее первом пункте содержится открытый перечень основных прав. Во втором пункте перечислены определенные основания, на которые договаривающиеся государства могут ссылаться для обоснования ограничений, налагаемых на осуществление этих прав [3].

За применением Европейской  конвенции надзирают Комитет  министров Совета Европы и Европейский суд по правам человека. Последний разъяснил и прокомментировал характер защищаемой свободы выражения мнения в соответствии со статьей 10: «Свобода выражения мнения представляет собой одну из главнейших основ демократического общества, одно из основных условий для его развития и для развития каждого человека... Она применима не только к «информации» или «идеям», которые получают положительный отклик или рассматриваются как не оскорбительные или нейтральные, но и к тем идеям, которые для государства или любой части его населения являются оскорбительными, шокирующими или нарушающими спокойствие. Таковы требования плюрализма, толерантности и терпимости, без которых не может

существовать демократическое  общество». Данная свобода является одной из основ демократии, одной из важнейших предпосылок реализации других прав и свобод и в конечном результате – воплощения на практике принципа связи с общественностью.

Статья 29 Конституции РФ по сравнению со статьей 10 Европейской конвенции более широко трактует свободу выражения мнений и свободу информации. В ней, помимо закрепленных в Конвенции прав получать и распространять информацию, содержится право свободно искать, передавать и производить ее. Таким образом, Конституция Российской Федерации расширяет и раскрывает положения статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [11].

На уровне Совета Европы принят целый ряд документов, непосредственно  посвященных проблемам СМИ. Так, в Резолюции № 428 (1970) относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека сформулированы принципы, которые необходимо соблюдать для обеспечения независимости СМИ: любое ее ущемление допускается только на основании решений суда, не допустима ни прямая, ни косвенная цензура, независимость должна быть защищена от угрозы со стороны монополий и др.; предусмотрены меры по обеспечению ответственности СМИ, защите индивида от любого посягательства на его право или его личную жизнь [8].

Указ Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина «О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию» от 20 марта 1993 года был рекомендован для использования в качестве образца всем государственным телерадиокомпаниям [18]. Но реального воздействия на стиль работы отечественных аудиовизуальных СМИ он не оказал.

На 36-й очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в 1984 году была принята Резолюция № 820 «Об отношениях парламентов государств со средствами массовой информации». В ней были установлены права и обязанности парламентов и СМИ. Поскольку осведомленность населения о работе парламента является элементом любого современного демократического общества, парламентам необходимо, чтобы СМИ освещали их деятельность [7].

Существует целый ряд  решений Совета Европы и его органов, касающихся конкретного воплощения свободы массовой информации. В качестве примера можно назвать рекомендации Комитета министров № R (94) 13 «О мерах обеспечения прозрачности средств массовой информации» и № R (99) 1 «О мерах по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации» [9, 10]. Особо следует выделить Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении (1989). Целью данной Конвенции, согласно статье 1, является облегчение трансляции и ретрансляции телепрограмм без учета границ между участниками соглашения. Массовая информация в этом случае действительно является свободной, так как она не ограничивается пределами одного государственного образования. Статья 4 устанавливает, что участники Конвенции обеспечивают свободное выражение мнения и свободу информации в соответствие со статьей 10 Европейской конвенции. Таким образом, на свободу распространения массовой информации посредством трансграничного вещания распространяются ограничения, установленные частью 2 статьи 10 Конвенцией (недопустимость злоупотребления свободой массовой информации). В статье 7 устанавливаются обязанности телевещателя. Программы должны выражать  уважение к человеческому достоинству и основным правам других людей. Они не должны быть непристойными, не должны выделять насилие и способствовать расовой ненависти. Телевещатель должен обеспечивать, чтобы в новостях факты и события представлялись справедливо и поощрялось свободное формирование мнений. Согласно статье 27, страны-участницы, являющиеся членами Европейского экономического сообщества, применяют предписания данной Конвенции только в тех случаях, когда отсутствуют правовые нормы сообщества, регулирующие конкретный вопрос. Конвенция не является препятствием для заключения ими международных соглашений и договоров, дополняющих или развивающих ее положения. Таким образом, Европейская конвенция о трансграничном телевидении регламентирует основополагающие моменты телевещания [4].

При помощи СМИ можно как  подстрекать к войне, пропагандировать расизм и апартеид, так и вести борьбу за укрепление мира. Поэтому международное право содержит ряд норм, запрещающих или ограничивающих передачу определенной информации. К такой информации в первую очередь относится пропаганда войны и милитаризма. Например, в Международной конвенции об использовании радиовещания в интересах мира (1936) отмечается, что радиовещание должно использоваться лишь в интересах мира и взаимопонимания. Конвенция запрещает передачи, подстрекающие к действиям, несовместимым с внутренним порядком, с безопасностью других государств, а также пропаганду войны [5].

28 ноября 1978 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО была провозглашена Декларация «Об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбы против расизма и апартеида, подстрекательства к войне». Эта Декларация провозглашает, что дело укрепления мира и международного

взаимопонимания нуждается  в свободном, более широком и  сбалансированном распространении информации. В соответствии с ней средства массовой информации должны играть важную роль в воспитании молодежи в духе мира, справедливости, свободы, равенства прав всех людей всех наций. Цель данной Декларации – ограничить международно-правовыми рамками возможность негативного воздействия СМИ на международную политику [14].

Итак, международно-правовые документы содержат наиболее общие  нормы, которые регулируют следующие вопросы связей с общественностью: независимость СМИ от государства, запрет цензуры, недопустимость монополизации СМИ и злоупотреблений свободой массовой информации, ответственность за правонарушения в данной сфере, рекламу, спонсорство, свободу профессиональной деятельности журналиста и другое. Главной чертой всех указанных актов является гуманизм, защита основных прав и свобод человека.

 

2 Российское законодательство  о ПР – деятельности

 

Российская инфраструктура связей с общественностью, массового  информирования включает традиционные электронные и печатные СМИ, информационные агентства и разнообразные сайты глобальной сети Интернет. При этом происходит интенсивная конвергенция различных средств массового информирования на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, сетей и систем.

В России по-прежнему доминирующую роль в массовом информировании играют традиционные СМИ и в первую очередь электронные. Российские СМИ, получив политическую свободу по Закону «О средствах массовой информации» (1991), достаточно быстро оказались поражены недугом «экономической несвободы». В результате этого как государственные или поддерживаемые в различных формах структурами власти, так и «независимые» СМИ сегодня фактически вынуждены выражать не мнение общества, а частные или корпоративные интересы в пространстве масс медиа, их явных и неявных владельцев –  представителей различных элитных групп.

Более того, некоторые российские СМИ, особенно печатные, вообще не являются таковыми в классическом смысле, так как их деятельность в принципе не основана на экономической зависимости от массового потребителя информации. Подобные структуры скорее представляют собой разомкнутые информационные системы, предназначенные для доставки массовому получателю или в конкретные узлы элитной сети заранее оплаченных и заданным образом подготовленных информационных сообщений в форме традиционных СМИ. Это происходит потому, что правовой механизм деятельности российских СМИ не является ясным и прозрачным и нуждается в скорейшем законодательном урегулировании и приведении его в соответствие с

действующим Гражданским  кодексом и законодательством в  сфере экономической и хозяйственной деятельности. В рамках такого урегулирования должны быть четко определены и разграничены права, обязанности и ответственность собственника, издателя и редакции СМИ. Существенно значимым является и отсутствие до настоящего времени законов о телевизионном и радиовещании, лоббистской деятельности групп.

Многие сайты сети Интернет по таким характеристикам, как «периодичность распространения информации» и «массовость (неограниченный круг пользователей) информации», с правовой точки зрения могут быть отнесены к средствам массовой информации – сетевым СМИ. Анализ российского законодательства о СМИ показывает, что большинство

действующих и проектируемых  в его рамках норм может и должно быть применено к сетевым СМИ.

Главным инструментом реализации информационной политики является

законодательство. После  принятия Конституции РФ 1993 года, одной  из самых

либеральных в мире, появилась  необходимость в изменении ранее  принятых и создании новых законов, регулирующих рынок массовых коммуникаций и СМИ.

В 1995 г. появляются федеральные  законы «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «Об общественных объединениях».

В середине 1990-х годов  выходят в свет положения «Об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью», «О судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации», «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы», Постановления Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой информации», «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

Информация о работе Правовые аспекты связей с общественностью