Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 07:22, доклад
Связи с общественностью – активно развивающееся явление общественной жизни, требующее создания самостоятельной законодательной базы, то есть разумного ограничения, введение в некоторые рамки, определенные государством и санкционированные обществом. Существуют международные стандарты, а также российское законодательство, регулирующее ПP-деятельность.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации Государственной думой в 2002 году был принят федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается:
– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
– возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
– нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
– воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
– воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
– пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
– публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
– публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
– организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
– финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
За осуществление
Согласно данному закону в Российской Федерации при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Запрещаются распространение, производство, хранение экстремистских материалов. Также запрет налагается на использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности и распространение через средства массовой информации экстремистских материалов [13].
В начале 2003 г. принимается Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». В тексте Постановления дается перечень обязательных для опубликования в Интернете сведений: об исполнении федерального бюджета, сведения об открытых конкурсах, аукционах и тендерах с условиями их проведения, о федеральных целевых программах, о поездках членов Правительства РФ, об их заявлениях на официальных мероприятиях, почтовых адресах того или иного ведомства. Постановление также обязывает публиковать законопроекты, которые готовят чиновники, до их передачи в Государственную Думу Российской Федерации.
Наиболее острыми в рассматриваемой сфере являются проблемы взаимодействия и взаимоотношения государственной власти со структурами массового информирования, государственного контроля их деятельности и снятия цензуры информационной продукции, целесообразности наличия в государственной собственности средств такого информирования.
При решении проблемы взаимодействия органов государственной власти со средствами массового информирования следует учитывать два основных момента. Государственной власти необходимо активное информационное взаимодействие с гражданами и всеми структурами гражданского общества через средства массового информирования, способные представить и донести до общества ее позицию и оценки текущих внутриполитических и внешнеполитических событий без каких-либо искажений. Поэтому, особенно в период глубоких социально-экономических преобразований, начального этапа формирования открытого гражданского общества и рыночной экономики при отсутствии устоявшегося законодательного регулирования в сфере массового распространения информации, целесообразно сохранить часть средств массового информирования в государственной собственности.
Однако при этом государственная власть обязана создавать условия наибольшего благоприятствования для существования и активной деятельности средств массового информирования, не зависимых от нее, и в первую очередь экономически. Только такие независимые средства массового информирования могут являться полноценными агентами гражданского общества и всей его структуры, действовать как социально-аналитические и контрольные механизмы, как канал «обратной связи», реализующий воздействие общественного мнения на власть. Вопрос принадлежности средств массового информирования и влияния этого фактора на их объективность имеет сегодня принципиальное значение для развития демократии в России.
Наличие различных по форме
собственности средств
К таким угрозам следует прежде всего отнести существенное расширение возможностей нарушений естественного права человека на частную жизнь, включая личную и семейную тайны, политическое манипулирование общественным мнением и монополизации средств и систем массового информирования такими ресурсно-обеспеченными участниками информационного рынка, как государство и элитные группы, столкновение политических и экономических интересов которых при этом и провоцирует возникновение «информационных войн».
Основное направление противодействия этим угрозам информационной безопасности личности, общества и государства лежит в правовом поле, в сфере законодательного регулирования информационных отношений, концептуальной основой которого должен стать перевод естественного и неотчуждаемого права человека и гражданина на информацию в систему позитивного права. При этом следует установить свободу всех компонентов права на информацию, реализуемых через такие действия, как поиск, получение, передача, производство и распространение информации.
Защита частной жизни в информационной сфере – это четкое законодательное регулирование общественных отношений, возникающих при действиях с информацией персонального характера, персональными данными, неотвратимость наказания за устанавливаемые в судебном порядке нарушения законодательства в этой сфере и обеспечение эффективной деятельности института уполномоченного по персональным данным, возможно, в рамках института уполномоченного по правам человека. Сегодня в мировой практике информация рассматривается как ресурс в двух аспектах: материальном – на нее распространяется право вещной собственности и интеллектуальном – в отличие от других ресурсов на информацию распространяются право интеллектуальной собственности и авторское право. Первое обеспечивает возможность законодательного регулирования товарных отношений, объектом
которых является информация, и позволяет использовать общие подходы и принципы законодательного противодействия экономическому монополизму на информационном рынке на основе его дерегуляции и гибкого контроля за концентрацией собственности.
Законодательная либерализация информационного рынка, обеспечивающая конкурентное развитие множества различных производителей информации и информационных услуг, и возможность практической реализации свободы выбора и доступа потребителей к разнообразным источникам информации являются не только наиболее эффективным способом противодействия монополизации массового информирования, попыткам чрезмерного контроля власти над информационными потоками, но и повышают защищенность от манипулятивного информирования со стороны различных участников информационного рынка, включая государство и корпоративные элиты.
В настоящее время принято выделять две главные модели политического манипулирования – «психологическую» и «рациональную». Суть первого варианта манипулирования заключается в использовании автоматической реакции индивида на определенные психологические действия. В качестве форм рационального манипулирования используются сокращение количества доступной информации, ее преднамеренное утаивание, предоставление тенденциозной информации, информационная перегрузка.
Использование манипулятивных технологий информирования различными агентами информационного рынка и прежде всего элитными группами в борьбе за политическую и экономическую власть в принципе способно дестабилизировать политическую и социальную обстановку в стране и качественно деформировать морально-нравственные устои и идеалы
российского общества.
Законодательное регулирование и контроль содержания информационных сообщений является крайне противоречивой и сложной юридической проблемой. Тем не менее ужесточение ответственности за предоставление недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и сокрытие общественно значимой информации, основным источником которой является государство в условиях наличия множества независимых источников и распространителей массовой информации, способны в определенной степени противостоять использованию манипулятивных информационных технологий.
Возможен и такой подход: сообщения, содержащие преднамеренно искаженную информацию, могут в правовом аспекте интерпретироваться как «информационный вирус», для борьбы с которым применяются законодательные меры, аналогичные используемым для борьбы с «компьютерным вирусом». Учитывая существенную специфику правоприменительной практики в информационной сфере РФ, действенной мерой может стать и введение новой судебной инстанции – специальные информационные суды.
Таким образом, российская инфраструктура
связей с общественностью включает
традиционные электронные и печатные
СМИ. Деятельность печатных СМИ не основана
на экономической зависимости от
массового потребителя
Итак, международно-правовые документы связей с общественностью содержат наиболее общие нормы, которые регулируют ряд вопросов. Законодательство РФ о средствах массовой информации должно развиваться, опираясь на общепризнанные нормы и принципы международного права, документы ООН и ЮНЕСКО, рекомендации Совета Европы, с учетом директив Европейского союза. Привести его в соответствие с вышеуказанными международными стандартами можно как путем их прямого воспроизводства в текущем российском законодательстве, так и принятием ряда новых нормативных актов. Принципы и нормы международного права закладывают основы определенного порядка в сфере связей с общественностью, способствуют налаживанию и активизации международного обмена информацией.
Информация о работе Правовые аспекты связей с общественностью