Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:37, курсовая работа
В современном понимании обычно политологию истолковывают как науку о политике. Речь идет об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством, политическими отношениями и процессами, протекающими в том или ином обществе. Вместе с тем политология тесно связана с историей, философией, социологией, правоведением, экономикой и другими социально-гуманитарными дисциплинами. При изучении политологии необходимо учитывать данное обстоятельство, но при этом помнить, что она имеет свой собственный предмет. Термин «политика» возник в Древней Греции от греческого polis (город-государство) и означал первоначально «искусство управления государством». Одно из первых произведений, посвященных изучению политики – трактат Аристотеля «La Politika» – дословно так и назывался – «То, что относится к государству».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… .3
1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА…………………………………………………….5
1.1. ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ …………………………………………….. ….5
1.2. ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ ……………….................................................6
1.3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ…………………….7
2. МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ…………. ………………………………………......19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………25
Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага. В них правят многие или один руководитель. В неправильных – реализуется воля и выгода только правителей.
К правильным Аристотель относил такие формы государства, как:
МОНАРХИЯ – единоличная власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной.
АРИСТОКРАТИЯ – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в странах, в которых высоко ценится личное достоинство людей.
ПОЛИТИЯ (республика) – выборная власть многих (большинства).
К неправильным формам были отнесены:
ТИРАНИЯ – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только собственную выгоду и корыстные интересы.
ОЛИГАРХИЯ – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде.
ДЕМОКРАТИЯ – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает ОХЛОКРАТИЮ – власть толпы.
Политическим идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы.
Идеи древнегреческих мыслителей получили дальнейшее развитие в творчестве мыслителей Древнего Рима. Среди них выделяются политические идеи знаменитого оратора и трибуна Марка Туллия ЦИЦЕРОНА (106–43 гг. до н. э.). Он был первым разработчиком проблем правового равенства граждан в государстве. В трудах «О государстве», «О законах» он писал, что государство и право появляются не вдруг или по какому-то произволу, но в соответствии с всеобщими требованиями природы и велениями человеческой натуры. Главную причину появления государства он усматривал в том, что по мере развития общества настоятельный характер приобрела проблема защиты частной собственности. Среди форм государства, по мысли Цицерона, выделяется государство-республика, которая основывается на велениях всеобщего разума и справедливости, а также на согласии по поводу общности интересов и прав граждан.
Вслед за Аристотелем Цицерон выделяет следующие формы государства:
МОНАРХИЮ – царскую власть.
АРИСТОКРАТИЮ – власть оптиматов.
ДЕМОКРАТИЮ – власть народа. [3]
Лучшей формой государства, по мнению Цицерона, является смешанная, включающая в себя силу монархии, финансовое могущество оптиматов и опору на народ. Кроме того, такое государство способно гарантировать правовое равенство граждан.
Если античные
политические идеи исходили из извечного
мирового порядка, связывающего воедино
права граждан, государство и
политику, то во времена Средневековья
апеллировали к идее божественного
сотворения мира и, следовательно, политики
и государства. Среди выдающихся
политических мыслителей этого времени
следует назвать АВРЕЛИЯ
Августин-Блаженный написал известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Следовательно, власть и государство от Бога. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии и церкви, то оно имеет авторитет, полномочия для правления людьми и основания для того, чтобы ему подчинялись, ибо церковь выше «земного града» и должна господствовать над государством. Из этой посылки он выводит доктрину «двух мечей», в которой обосновывает единство духовной и политической силы христианской церкви над обществом и государством.
Другой мыслитель – Фома Аквинский – развивает политические идеи в работах «О правлении государей» и «Сумма теологии». Вслед за Аристотелем он отмечает, что человек есть существо политическое, общественное. И ему надлежит жить в государстве, которое, как и человек, является божественным творением. От Бога проистекает сила и власть государства, ибо «людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо». Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию, так как «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми. [4]
Существенное изменение по отношению к вопросам о происхождении и природе государства произошло в эпоху Возрождения и Нового Времени. Состоялся переход от религиозной к светской политической науке. Родоначальником этого процесса стал Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.), в трактатах «Государь», «История Флоренции» и других он разработал концепцию политики, которая получила название «Макиавеллизм». В концепции обосновывается мысль о том, что в политике «цель оправдывает средства». В этой теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. К политике он подходит как к опытной науке, утверждая, что в основе политического поведения людей лежит выгода и сила. Он обосновал положение о постоянной смене форм государственного правления, которая происходит циклически и связана с объективными законами общественного развития. При этом благополучие общества Макиавелли связывает с твердой властью. Он выделяет правильные формы государства (монархия, аристократия, демократия), целью которых является величие государства, а также неправильные (тирания, олигархия, «распущенность»), но при этом не отдает предпочтения ни одной из них. Хотя, что касается реально существовавших форм государства, то его симпатии были, скорее, на стороне смешанной формы, сочетающей достоинства монархии, аристократии и демократии. Что касается политического идеала автора, то он выражается в умеренной республике, которой в тот период времени в природе еще не существовало.
Особое место в творчестве Макиавелли занимают наставления государям, которые сформулированы им в правилах политического искусства и поведения сильных правителей. Он рекомендует властителям быть безжалостными, вероломными, жестокими и действовать на подданных на основе насилия и страха. «Страх прочнее и тверже, а любовь – очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе – человеческой благодарности». На любви народа власть не удержать. [5]
Окончательный
разрыв со средневековыми традициями
теологического истолкования природы
политики и государства произошел
в условиях Нового Времени с появлением
и развитием теории естественного
права и общественного
Т. Гоббс
изложил свою теорию в самом значительном
произведении его жизни – трактате
«Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению
государства предшествовало естественное
состояние людей, которое характеризовалось
«войной всех против всех». Причина
этой войны состоит в природе
человека, который от природы жаден
и эгоистичен, ищет не общения, а
господства над другими людьми. Каждый
в естественном состоянии имеет
право на все, а люди пребывают
в постоянной вражде друг с другом.
Поэтому жизнь людей в этих
условиях одинока, бедна, опасна и кратковременна.
Для выхода из естественного состояния
люди вынуждены искать мира, во что
бы то ни стало. Формой такого мира является
общественный договор об учреждении
государства, которое кладет конец
состоянию всеобщей вражды людей. По
этому договору люди добровольно
отказываются от всех своих естественных
прав в пользу одного правителя или
политического института, безоговорочно
подчиняются государственной
Иную интерпретацию происхождения государства с позиций теории общественного договора предложил идеолог Великой Английской революции Джон Локк. В труде «Два трактата о правительстве» он естественное состояние человечества представляет как царство свободы и равенства. Здесь у людей не было причин для вражды. Среди основных естественных прав Локк называет право частной собственности, которое возникло раньше государства и нуждалось в надежной защите и охране. Для осуществления этих естественных прав люди договариваются об учреждении государства, передавая ему полномочия для выполнения своих основных функций. При этом, по Локку, не может быть и речи о полном отказе от естественных прав и свобод в пользу государства. Человек лишь ограничивает свои права и свободы в той мере, в какой это нужно для учреждения и функционирования государства. Поэтому к наилучшим формам государственного устройства он отнес конституционную монархию. Одним из достоинств последней является разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Каждую из них представляет особый государственный институт, но верховной среди них является законодательная власть. Таким образом, Локк предпринял попытку обосновать исходные положения теории разделения властей.
Более детальное развитие названная теория получила в концепции Монтескье. Он изложил свои взгляды в трактате «О духе законов». Цель разделения властей, по его мнению, – гарантировать безопасность граждан от произвола правителей и злоупотребления власти, обеспечить политическую свободу и права людей, взаимно сдерживать друг друга. Такая свобода достижима лишь в государстве, в котором все общественные отношения регулируются правом. К формам государства, в которых действует право и господствует закон, Монтескье относил демократию, аристократию и монархию. В этих государствах существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом законодательную власть целесообразно вручать собранию представителей народа. Наилучшей формой такого народовластия Монтескье считал правление народа, осуществляемое опосредованно, т. е. через доверенных знатных людей.
Идеи Монтескье получили широкое распространение еще при его жизни, к его творчеству обращалась Екатерина II, отцы-основатели США Томас Пейн и Томас Джефферсон, другие видные политические деятели и мыслители. [6]
В условиях
Нового Времени весьма заметную роль
в развитии политических идей сыграл
Жан-Жак Руссо. Он был приверженцем
договорной теории государства и
представлял радикально-
Философская революция в Германии во второй половине ХVIII –начале ХIХ веков породила также политические учения Канта и Гегеля. Речь идет о теориях гражданского общества и правового государства. Кант считал, что ограничить произвол людей по отношению друг к другу может только право. Всеобщая обязательность права достигается с помощью принудительной силы государства. Идеал государственного устройства, по Канту, правовое государство, в котором реализуется верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве. Гегель политической проблематике посвятил одно из своих главных произведений – «Философия права», в которой он, развивая идеи Аристотеля, Цицерона, Гоббса, Локка, обосновывает основные положения концепций гражданского общества и правового государства. Первое, по мнению Гегеля, обеспечивает через негосударственные социальные институты осуществление их частных интересов и личных устремлений. А государство выступает как действительность общей воли и нравственной идеи. Государство как основание гражданского общества выступает в трех ипостасях: как действительность конкретной свободы (индивидуальное государство), как внешнее государственное право и как субъект всемирной истории. Правовое государство является политическим институтом, подпадающим под власть права и правового закона. Оно и есть самодостаточная в себе самой нравственная ценность.
В первой половине
XIX века влиятельным общественно
политическим течением стал критический
утопический социализм. В трудах
таких его ярких
Середина прошлого века была отмечена появлением первой систематизированной теории демократии, разработанной Алексисом де Токвилем. В своем знаменитом трактате «Демократия в Америке» он отметил тенденцию стирания сословных рамок и условностей в образе жизни, культуре, других областях социальной сферы, которая с необходимостью обусловливает смену аристократического устройства общества на демократическое. Демократизация может приводить к доминированию воли (тирании) большинства над обществом и “новому деспотизму”. Чтобы избежать такого развития событий, Токвиль предлагает строго соблюдать права и свободы граждан, децентрализировать государственную власть и ограничивать власть бюрократии, как в центральных институтах власти, так и на местах.
Ярким явлением обществоведческой мысли ХIХ века стал марксизм (основоположники – К. Маркс и Ф. Энгельс), составной частью которого стала политическая доктрина. [7] Известно, что одной из трех составных частей марксистского учения является теория научного коммунизма, в котором
политическая концепция занимает основное место. Тезисно существо последней можно отразить в следующих положениях:
1. Власть, государство, политическая система относятся к основным институтам общества и не могут не иметь классовую природу, ибо они возникают с расколом человеческого общества на антагонистические классы. Их природу нельзя понять из самой себя, ибо она коренится в «в материальных жизненных отношениях» общества, в силу чего «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии».
2. Будучи обусловленные характером господствующего способа производства, государство и политическая надстройка в целом оказывают активное обратное воздействие на материальный базис, замедляя либо ускоряя его развитие.