Предмет и методы политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

В современном понимании обычно политологию истолковывают как науку о политике. Речь идет об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством, политическими отношениями и процессами, протекающими в том или ином обществе. Вместе с тем политология тесно связана с историей, философией, социологией, правоведением, экономикой и другими социально-гуманитарными дисциплинами. При изучении политологии необходимо учитывать данное обстоятельство, но при этом помнить, что она имеет свой собственный предмет. Термин «политика» возник в Древней Греции от греческого polis (город-государство) и означал первоначально «искусство управления государством». Одно из первых произведений, посвященных изучению политики – трактат Аристотеля «La Politika» – дословно так и назывался – «То, что относится к государству».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… .3
1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА…………………………………………………….5
1.1. ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ …………………………………………….. ….5
1.2. ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ ……………….................................................6
1.3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ…………………….7
2. МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ…………. ………………………………………......19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

2.Курсовая по политологии.docx

— 50.52 Кб (Скачать файл)

3.      Возникая в дифференцированном обществе как инструмент подавления господствующим классом угнетенных и эксплуатируемых классов, государство и политическая надстройка будут существовать не вечно. Они начинают отмирать по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие победоносной революции рабочего класса и осуществления диктатуры пролетариата.

Еще при жизни  основоположников марксистского учения начала восходить слава Макса  Вебера, разработавшего на основе постулатов «понимающей социологии» теорию государственной бюрократии и концепцию  легитимности власти. Он считал бюрократическую  организацию государственной власти концентрированным выражением рациональности, обладающей необходимым запасом   прочности, устойчивости и стабильности. Для такой организации власти характерны неизменные методы политического управления, четкое распределение функций, субординированная иерархия властных полномочий, корпоративная ответственность за осуществляемые цели и др. В отношении легитимности власти (законосообразности и принятия гражданами/подданными) М. Вебер выделил три ее основных типа, базирующихся на трех разных формах властного господства. Речь идет о традиционном, харизматическом и легальном господстве. Первое основано на принуждении, насилии и вере подданных в законность власти. Второе базируется на исключительных личных качествах популярного в народе политического лидера. Наконец, последнее опирается на право и рациональные юридические нормы, которые принимают граждане и подчиняются им осознанно и добровольно.

В первой половине ХХ века Вильфредо Парето разработал теорию политических элит. По его мнению, деление любого общества на правящую элиту и подвластную массу незыблемо. Это обусловлено, прежде всего, биопсихологическими различиями. В современном обществе власть принадлежит политическим элитам – избранным малочисленным группам людей, профессионально приспособленным к исполнению государственных функций, которые управляют остальным обществом. Он подразделил их на правящую и не правящую элиты, которые борются между собой и меняют друг друга у власти в результате постоянной циркуляции – круговорота политических элит. Среди основных причин смены политических элит Парето называл вырождение старой элиты (львов) и постоянное рекрутирование в политику новых, молодых и активных политиков (лис). В развитие теории круговорота политических элит заметный вклад внес Гаэтано Моска.

В ХХ веке постепенно самые активные политические исследования переместились в США. Здесь были разработаны наиболее известные  ныне научные теории. Гарольд Лассауэл разработал теорию политического психоанализа. Стивен Липсет и Дэвид Истон обосновали научную концепцию политических систем. Габриэль Алмонд стал родоначальником теории политической культуры. Роберт Даль предложил типологию политических систем и стал автором концепции «полиархической демократии». Л. Козер и К. Боулдинг разработали основы теории политических конфликтов. Сидней Верба заложил основы сравнительной политологии. Существенный вклад в эту область знаний внес Арендт Лейпхарт. Стивен Хантингтон разработал теорию «волн демократии». Эти и многие другие теоретические концепты в той или иной степени будут рассматриваться ниже при освещении основных тем данного методического пособия. По этой причине здесь можно ограничится только упоминанием вышеназванных теорий.

Отдельным направлением эволюции политической мысли является русская политология. Первые общественно-политические идеи в России стали появляться еще  в Киевской Руси. К произведениям  этого жанра относится трактат  митрополита Иллариона (ХI в.) «Слово о законе и благодати». Политические мотивы содержит также «Повесть временных лет» (1113 г.). В условиях реформ Петра I заметное распространение получили политические идеи Т. Т. Посошкова (1665–1726 гг.), выступавшего за строгую государственную регламентацию общественного производства, труда и быта подданных, права и обязанности основных сословий общества в государстве. В этот временной период стало формироваться идейно-политическое течение славянофильства, в котором славянофилы искали пути возвращения к правде и традициям старой «Святой Руси». В трудах Николая Карамзина (1766–1826 гг.), Константина Аксакова и других славянофилов обосновывался приоритет трех главных принципов: православия, самодержавия, народности. Самодержавность Святой Руси заключалась, по их убеждению, в непреходящей ценности православной монархии по типу Московского Царства. А императорская Россия – это подражание Западу и ведет к гибельному для страны деспотизму власти. В отличии от них западники в лице Василия Татищева (1686–1750 гг.), Александра Герцена (1812–1870 гг.), Николая Добролюбова (!836–1861 гг.) вслед за Екатериной II, написавшей манифест западничества – «Наказы», считали, что Россия достойна европейских свобод и цивилизованного государственного устройства, основанного  на праве. Герцен, например, говорил о «Социальной республике» как идеале политического устройства России.

Приверженцем  так называемого «Правительственного  либерализма» являлся Михаил Сперанский (1772–1839 гг.). Он был первым в России теоретиком правового государства, выступавшим за постепенный переход  страны путем реформ «сверху» к конституционной  монархии, в которой должно утвердиться  разделение властей. Многие из его идей были востребованы  революционерами-декабристами. Если Муравьев поддерживал идею конституционной монархии, то Пестель пошел дальше, доказывая необходимость утверждения в России демократической республики.

В середине XIX века был отмечен бурный подъем народничества, в рамках которого выделились разные идейно-политические направления. Народники-пропагандисты в лице П. Лаврова выступали за «Рабочий социализм», который им представлялся  «царством солидарности трудящихся». Народники-заговорщики (П. Ткачев) исходили из идей знаменитого француза Огюста Бланки. Народники-анархисты, идеологами которых выступали М. Бакунин, П. Кропоткин и др., разработали «доктрину  антивласти», согласно которой государство являлось «циничным отрицанием человечности, ареной разбоя и насилия». Централизму государственной власти они противопоставляли идеал вольного, неподначального, самоуправляющегося социализма, в котором индивиды будут объединены в коммуны, коммуны соединятся в провинции, а провинции сольются в нации, которые в свою очередь интегрируются в Соединенные Штаты. Такой идеал достигается посредством «всенародного бунта», в результате которого утвердится безгосударственное самоуправление, основанное на принципах свободы, справедливости и равенства. Во второй половине ХIХ века в России начал распространятся марксизм, учителями которого стали Георгий Плеханов и Владимир Ульянов (Ленин). В начале ХХ века марксизм воплотился в идейно-политических течениях меньшевизма и большевизма, во главе которых соответственно встали вышеназванные деятели. Первые являлись приверженцами ортодоксального марксизма, выступали против искусственного ускорения политической революции в России. Большевики ревизировали марксизм и считали возможной пролетарскую революцию в одной отдельно взятой и самой слаборазвитой капиталистической стране, благодаря чему в ней будет облегчен процесс отмирания государства и установления коммунистического самоуправления народа.

Наконец, в  начале 20-х годов, сразу после  того, как в России произошла третья Русская революция (октябрь 1917 г.), появилось  еще одно идейно-политическое течение  – Евразийство. Его родоначальник – Николай Трубецкой в 1920 году выпустил манифест евразийства «Европа и человечество». А в августе 1921 года вышел в свет известный трактат «Исход к Востоку. Утверждение евразийцев». Их политическая доктрина исходила из того, что Россия есть «культурная зона евразийской цивилизации», поэтому приоритет имеют условия политического «месторазвития». Месторазвитие России неповторимо и представляет собой соединение в политической сфере общества европейских и азиатских элементов, которым не противоречил и большевизм. Поэтому российская государственно-политическая система не может не быть самобытной. Она не европейская, и не азиатская, но есть их синтез, умноженный на уникальность политического месторазвития страны.

В советский  период в нашей стране развитие политической науки происходило в жестких  рамках теории научного коммунизма. Переоткрытие политологии началось в условиях горбачевской перестройки. В настоящее время институционализировались и успешно развиваются все основные направления российской политической науки. [8]

 

 

 

 

 

2.Методы политологии

Политология познает политику с помощью методов  политической науки.

1. Нормативно-ценностный подход предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот подход ориентируется на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.

2. В отличие  от нормативного функциональный подход требует изучения зависимости между политическими явлениями, обнаруживающимися в опыте, например: взаимосвязи уровней экономического развития и политического строя, степени урбанизации населения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п.

3. Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы.

4. Институциональный метод делает акцент на функциях и деятельности политических институтов (государства, политических партий, движений).

5. Антропологический подход истоки политики видит в коллективной сущности человека. Этот подход требует изучения политики как обусловленной не социальными факторами, а родовыми чертами человеческой природы, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т.д.).

6. Психологический подход также требует исходить в политических исследованиях из реальной природы человека, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития. Психологический метод ориентирован на изучение объективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

7. Исторический подход обращает внимание на политические явления во времени и пространстве: как происходит изменение политических институтов. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, исследования связи прошлого, настоящего и будущего.

8. Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, выявление социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

9. Бихевиористский метод акцентирует внимание на поведении человека в сфере политики. Кредо бихевиоризма: политология должна изучать непосредственно наблюдаемое (вербальное, словесное и практическое, осознанное и мотивируемое подсознанием) политическое поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов.

10. Системный метод делает акцент на целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как единого сложно устроенного организма, как саморегулирующегося механизма, который находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет, по Д. Истону, две важнейшие функции: 1) распределение ценностей и ресурсов; 2) обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.

11. Динамическую  картину политики формирует деятельностный подход. Он рассматривает ее как специфический вид общественной деятельности, как процесс принятия политических решений и мобилизации ресурсов на их осуществление, организации масс; как регулирование деятельности, учет и контроль за реализацией целей, анализ полученных результатов и постановку новых целей и задач.

Деятельностный подход служит методологической базой теории политических решений. Рассматриваемая под этим углом зрения политика выступает как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. С использованием деятельностного подхода связана и трактовка политики как специфической формы управления обществом.

12. Своеобразным  развитием и конкретизацией деятельностного метода является критически-диалектический метод. Он ориентирован на критический анализ политики, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источника ее самодвижения, движущей силы любых политических изменений.

13. Сравнительный (компаративистский) подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например политических систем, партий, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д., с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения практических задач.

14. Субстанциональный («субстанция» – первооснова, материя), или онтологический, подход требует выявления или исследования первоосновы, составляющей специфическую качественную определенность политики. Такой первоосновой обычно считают власть, отношения господства и подчинения в их многообразных проявлениях или деление общества на «друзей» и «врагов» (К. Шмитт). Поэтому не случайно, что среди огромного количества определений политики явно доминируют ее характеристики через власть и господство.

Использование всех названных и других методов  позволяет дать разнообразные всесторонние характеристики политической реальности.

Политология выполняет две группы общественных функций:

1) служебные (обслуживания политической практики), среди которых:

а) нормативная  функция – определение норм политической деятельности учреждений, политических процедур, выборов;

б) планирование политических процессов;

в) прогнозирование  ожидаемых событий и избежание их негативных последствий;

г) организационная  функция – разработка рекомендаций для ведения переговоров, для  деятельности партий, политических уч-реждений;

2) познавательные и критические:

а) теоретический  анализ политических идей, теорий, практической деятельности, который позволяет  дать оценку лидеру, партии, государству  не на обыденном уровне, а на научном;

б) критическая  проверка политических идей и действий;

в) построение теории какого-либо процесса, что позволяет  предвидеть его развитие;

г)мировоззренческая – помогает познать окружающую действительность. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак можно сказать, что среди многочисленных сфер общественной жизни политическая сфера является одной из главных. Ее предназначением (в отличие от социальной, экономической, духовной, а также всех других сфер) является организация и осуществление управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению и оно просто не способно было бы существовать. Специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – политология. Политология, как и любая общественная наука, при изучении своего предмета – политической системы общества – выделяет основные вопросы и проблемы. Центральная тема науки в политической системе общества – политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, политические институты, проблемы разделения властей и др. Данный комплекс вопросов и проблем является в политологии центральным потому, что он отражает непосредственно главное отношение политической системы общества, ее ядро. [10]

Информация о работе Предмет и методы политологии