Президент РФ, как глава государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является – изучение роли президента, как главы РФ.
Задачи: 1) рассмотреть историю возникновение и развитие института президентства в России; 2) Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции РФ 1993 года; 3) провести анализ полномочий Президента РФ как главы государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…..3
1. Возникновение и развитие института президентства в России….….…5
2. Президент Российской Федерации в системе разделения властей по
Конституции РФ 1993 года…………………………………………….….11
3. Полномочия Президента РФ как главы государства…………………16
Заключение…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Президент Российской Федерации глава государства.docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

Принципиально иной точки зрения придерживается группа ученых, рассматривающих Президента РФ как одного из субъектов исполнительной власти и считающих, что он должен быть интегрирован в исполнительную власть . Следует упомянуть также своеобразный взгляд на место Президента в системе органов государственной власти, в соответствии с которым, Президент действует совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в деятельности каждой из них .

Думается, практика последних лет  позволяет говорить о становлении  самостоятельной президентской  власти. От эффективного использования  полномочий Президента зависит устойчивая работа всего государственного механизма, и включение четвертой ветви  власти в классическую триаду (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти) отражает фактическое место Президента в системе органов государственной власти.

Статья 80 Конституции РФ предваряет определение правового положения Президента указанием, что он «является главой государства». В части 2 этой же статьи установлено, что Президент – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется значением Конституции для стабильности государства и тем, что в соответствии с ее положениями, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Возложение на Президента обязанности быть гарантом означает, что он призван действовать персонально.

Особенностью правового положения  Президента именно как главы государства является то, что он, выполняя возложенные на него Конституцией полномочия, инициируя деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивает тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. С этой же целью Президент вправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной власти. Так, ему предоставлено право председательствовать на заседании Правительства, непосредственно Президенту подведомственны Министерство иностранных дел, обороны и ряд других федеральных ведомств, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ. Президент обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые законодательным органом федеральные законы, ему принадлежит право отклонить закон, направив его тем самым на новое рассмотрение, право распустить Государственную Думу; судьи высших судов назначаются по представлению Президента, а остальные – им лично, в порядке определенным федеральным законом.

В соответствии с Конституцией Президенту РФ принадлежит право определять основные направления внутренней и  внешней политики государства. Это означает, что, с одной стороны, именно Президенту как лицу, избранному на свой пост избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать указанные основные направления, а с другой стороны – что реализация внутренней и внешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующих органов законодательной и исполнительной властей.

Содержание статьи 80 Конституции  во многом предопределяет общую направленность всех последующих статей главы 4 Конституции  и центральное место Президента в системе органов государственной власти, а также наличие у главы государства средств воздействия на другие органы государственной власти.

Таким образом, роль Президента, согласно Конституции РФ, выходит за рамки  только главы исполнительной власти либо главы государства, он является своеобразным «арбитром» между ветвями власти и должен обеспечивать их взаимодействие.

Разделение властей как принцип  построения российской государственности объективно предполагает наличие органа, гарантирующего от разрыва и противостояния властей. Действующая Конституция Российской Федерации преодолела прежнее видение принципа разделения властей, обусловившего ряд глубоких политических кризисов, угрожавших самим основам российской государственности, и наделила главу государства, таким образом, весьма широкими полномочиями. Он выступает в качестве объединяющего начала в конституционном строе Российской Федерации, осуществляет функции координации и единения всех ветвей власти. В этом смысле Президент РФ является персонификацией российской государственности. Речь не идет о режиме личной власти, гарантией от установления которого должна служить Конституция Российской Федерации и предусмотренные ею «сдержки и противовесы». Напротив, проблема заключается в выявлении демократического потенциала российской президентуры как одного из институтов государственной власти, представляющего действительные интересы всего общества. В этих условиях умение главы государства не связывать себя с той или иной политической силой или интересами отдельного социального слоя, быть олицетворением всего государства и представлять всех своих сограждан приобретает особое значение.

Не смотря на то, что Президент  Российской Федерации – глава  государства, на него возложены некоторые арбитражные функции, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина и других конституционных норм, нет оснований, по нашему мнению, трактовать президентскую власть как стоящую над другими ветвями властями, поскольку каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. Заложенная в Конституции необходимая система «сдержек и противовесов» в совокупности с провозглашенным принципом разделения властей формирует право ветвей власти на взаимный контроль и соответствующую реакцию на нарушение конституционных норм. По мнению А.А. Котенкова, "«..в воспринятой Россией цивилизованной и учитывающей мировой опыт практике разделения властей глава государства не участвует в этом «разделе» власти изнутри, возглавляя одну из ее составляющих, а является своего рода гарантом стабильности для всех ветвей власти, в том числе и законодательной»

Качественное своеобразие взаимоотношений  Президента с другими органами государственной власти и в том числе с парламентом, взаимообусловливаются особенностями формы правления в Российской Федерации.

Совершенно очевидно, что Президент  играет важнейшую роль в политическом развитии России. Поэтому определение места Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации помогает не только вскрыть закономерности реализации принципа разделения властей, но и сделать вывод о том, какая разновидность республиканской формы правления установлена в России Конституцией 1993 года.

Российскую Федерацию по форме  правления обычно относят к числу  полупрезидентских республик. В самом деле, для организации и функционирования институтов российской государственности подобно другим полупрезидентским республикам характерно наличие сильной президентской власти, сопрягающейся с менее выраженным, чем в президентских республиках, разделением властей. Глава государства, по существу, де-факто возглавляет исполнительную власть, хотя формально и находится вне ее и не уполномочен Конституцией на ее осуществление. Для принятия ряда решений, в частности в процессе формирования Правительства, необходимо согласие главы государства и главы Правительства.

 

 

 

 

 

 

 

3. Полномочия Президента РФ как главы государства.

 

Президент как глава Российского государства  взаимодействует со всеми ветвями  власти.

Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием:

-   Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием. 

  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями  о положении в стране, об основных направлениях  внутренней и внешней политики государства;
  • вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
  • вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
  • назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями  палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент взаимодействуя с Государственной Думой:

  • назначает с согласия Государственной Думы  Председателя Правительства РФ;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка;
  • ставит перед Государственной Думе вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;
  • назначает выборы  Государственной Думы;
  • распускает Государственную Думу;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение;

Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение  против Президента  для отрешения  его от должности.

Президент взаимодействуя с Советом Федерации:

  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности  судей Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного Суда; а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
  • вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора.
  • Совет Федерации может отрешить от должности Президента; утверждает указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения.

Президент взаимодействуя с Правительством РФ:

  • принимает решение об отставке Правительства;
  • по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров;
  • имеет право отменять постановления Правительства.

Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ  очень трудно разграничить полномочия между ними. Л.А. Окуньков в своей статье говорит о том, что «после принятия Конституции РФ было покончено с жестким разделением властей, типичным для президентской формы правления. Президент Российской Федерации не отвечает за состояние исполнительной власти, но имеет ключевые полномочия по руководству ею и может прямо вмешиваться в дела Правительства.

Президент стал главным действующим лицом  на политической сцене, а Правительство, хотя и декларировалось самостоятельным  конституционным органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя президентских  указаний, полностью зависимого в своей деятельности от усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политические преобразования прошли под знаком президентского правотворчества. Президент должен осуществлять свои функции через Правительство, а не за него. «Имеет место дублирование в работе Президента и Правительства».9

Президент во взаимодействии с судебной властью:

  • представляет Совету Федерации для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

- самостоятельно назначает судей других федеральных судов;

- вправе обращаться с запросом  в Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ по запросам Совета Федерации дает заключение о соблюдении обвинения Президента  в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления.

Президент наделен правом принимать более эффективные меры, влекущие за собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.

В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать  заметное влияние на издание и  действие актов Президента. Это выражается в том, что акты, издаваемые Президентом  РФ, являются объектом судебного контроля

Компетенция Президента РФ

  Под функциями Президента РФ  понимаются направления его деятельности.

 Основные  функции Президента РФ как  главы государства определены  в ст. 80 Конституции

РФ:

1) Президент  РФ является гарантом Конституции  РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2) Президент  РФ в установленном Конституцией  РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

3) Президент  РФ обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) Президент  РФ в соответствии с Конституцией  РФ и федеральным законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) Президент  РФ представляет Российскую Федерацию  внутри стран и в международных  отношениях.

Круг  предоставленных Президенту полномочий очень широк. Их можно классифицировать по направлениям деятельности, а также  по сферам взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной власти.

Но  в Конституции некоторые функции  и полномочия Президента сформулированы в слишком общей форме, например, как «определение основных направлений внутренней и внешней политики государства». В результате в Основном законе страны не нашли своего должного закрепления функции и полномочия Президента России в осуществлении таких важных внутренних функций российского государства, как: экономическая, которая отражает степень участия государства в управлении экономикой страны, его способность содействовать или препятствовать развитию экономических сил страны, создавать надлежащие условия для реализации экономических и социальных прав населения; социальная функция государства, которая призвана обеспечивать все права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том числе на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояние его самого, его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам; функция развития научно-технического прогресса и культуры, способная обеспечить развитие высоких технологии, а также духовных сфер общества — литературы, театра, кинематографии, музыки, изобразительного искусства, сохранности памятников истории и культуры и т.д.; экологическая функция, направленная на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека.

Информация о работе Президент РФ, как глава государства