Президент РФ, как глава государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является – изучение роли президента, как главы РФ.
Задачи: 1) рассмотреть историю возникновение и развитие института президентства в России; 2) Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции РФ 1993 года; 3) провести анализ полномочий Президента РФ как главы государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…..3
1. Возникновение и развитие института президентства в России….….…5
2. Президент Российской Федерации в системе разделения властей по
Конституции РФ 1993 года…………………………………………….….11
3. Полномочия Президента РФ как главы государства…………………16
Заключение…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Президент Российской Федерации глава государства.docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

В п. «г»  ч. 1 ст. 83 Конституции РФ,  сказано, что Президент Российской Федерации  «представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит вопрос перед Государственной Думой об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации».

Такой порядок  назначения и освобождения Председателя Государственного банка РФ обеспечивает независимость Центрального банка России от других органов государственной власти.

Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России, так как Президент по должности является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент России назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

 В Конституции не сказано,  с какими именно комитетами  и комиссиями проводятся консультации. Это определяет сам Совет Федерации.  Обычно консультации проводятся  с теми комитетами и комиссиями, в компетенцию которых входят  вопросы внешней политики.

Согласно  той же ст. 83 Конституции РФ Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;

формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Значительное  число должностных лиц, указанных  в ст. 83 Конституции (так же как  и судьи «других федеральных  судов»), назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации.

Что же касается работников аппарата Администрации  Президента, Совета Безопасности РФ, вновь созданного Государственного Совета РФ. то естественно, что абсолютное большинство из них назначается и освобождается не Президентом, а руководителями аппаратов этих государственных органов.

Полномочия  Президента  в области обороны  страны и обеспечения её безопасности.

Организация обороны страны, обеспечение  ее безопасности — одна из главных функций главы государства.

Здесь Президент  не только принимает конкретные, оперативные  меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. Его

прямая  обязанность, и об этом, произнося  присягу, Президент клянется народу — «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства» (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ).

Присяга отнюдь не чисто символический акт вступления в должность. Во многих странах нарушение Президентом присяги народу может повлечь ответственность в виде отрешения от должности15.

Конкретные  полномочия Президента в организации  обороны страны и обеспечении  ее безопасности весьма обширны и  разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами Президента.

Президент является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87 Конституции). Согласно Закону об обороне он утверждает концепцию  и планы строительства Вооруженных  Сил, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и  накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.

Президент, являясь Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами, утверждает военную  доктрину Российской Федерации.

Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.

Президент РФ в соответствии с пунктом «ж»  ст. 83 Конституции РФ и Законом  РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности»  формирует и возглавляет Совет Безопасности. Согласно утвержденному Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. (в редакции Указа Президента РФ от 15 ноября 1999 г.) Положению о Совете Безопасности Российской Федерации, этот конституционный орган осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот орган призван обеспечивать условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета России, ее независимости и Государственной целостности.

Полномочия  Президента РФ  в области  внешней  политике.

    В соответствии с Конституцией РФ Президент  России не только определяет основные направления внешней политики государства ( 3 ст. 80), но также осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (п. «а» ст. 86).

Таким образом, Президент РФ выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов Российской Федерации.

Осуществляя внешнеполитический курс, Президент  устанавливает прямые контакты с главами других государств (в частности, путем государственных визитов в зарубежные страны, приема глав зарубежных государств в своей стране, переговоров с ними, определения взаимных интересов, установления сотрудничества, посещения влиятельных международных организаций и выступления в их центрах), систематически ведет прямые телефонные переговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых сопредельных стран и других государств, участвует лично в важнейших международных совещаниях и т.п.

Президент полномочен вести переговоры и подписывать  международные договоры как глава государства, представляющий Российскую Федерацию в международных отношениях. Это соответствует международному обычаю, в соответствии с которым за главой государства признается право осуществлять свои конституционные полномочия, в частности вести переговоры, заключать соглашения и договоры на территории как своей страны, так и иностранного государства при временном на ней пребывании. При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, поскольку он ими обладает по занимаемой им должности.

Президент подписывает также ратификационные  грамоты, т.е. документы, свидетельствующие об утверждении федеральным законом международного договора Российской Федерации. Если договор двусторонний, то стороны обмениваются ратификационными грамотами, если же договор1 многосторонний, то его участники сдают все ратификационные грамоту одному из участников договора — депозитарию. Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Эта процедура нередко сопровождается обменом мнениями по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Ратификационная грамота направляется главой иностранного государства Президенту России и удостоверяет, что указанное в ней лицо, т.е. дипломатический представитель, представляет интересы направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить. Направление отзывной грамоты означает прекращение полномочий указанного в ней лица.

Руководство Президента внешней политикой в  значительной степени проводится через  Министерство иностранных дел, которое  подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

Заключение

Конституция Российской Федерации 1993 года действительно является Конституцией демократического правового государства. В ней обстоятельно изложены все  основные права и свободы человека и гражданина, включая новейшие, которые отсутствуют даже в таких  классических документах как Декларация 1789 года.

         Президент РФ является гарантом  прав и свобод человека и  гражданина (статья 80 Конституции РФ). В силу этого он, прежде всего,  должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы соей компетенции.

         Президент РФ не может оставаться  безучастным, если хоть один  орган государства нарушает или  не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом  ущемляются или нарушаются права  и свободы каких-либо групп  населения. Президент не только  вправе, он просто обязан принять  меры, вплоть до применения самого  широкого принуждения на законной  основе, если на территории государства  действуют организованные преступные  банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время.

         Как гарант прав и свобод  граждан, Президент обязан разрабатывать  и предлагать законы, а в случае  их отсутствия принимать указы  в защиту прав и свобод отдельных  категорий граждан (пенсионеров,  военнослужащих и других), по борьбе  с организованной преступностью  и так далее. 

         Президент РФ  обладает широкими  полномочиями в различных сферах  государственной жизни, что обеспечивает  большие возможности при осуществлении защиты прав и свобод граждан.

         Весьма важными, с точки зрения  обеспечения прав и свобод  человека являются полномочия  Президента РФ такие, как право  вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием РФ в отношении граждан, и нарушающие, по убеждению главы государства, их  конституционные права, а также введение военного и чрезвычайного положения осуществляемое для недопущения  нарушений.    

         Считаю целесообразным отметить, что обладание всей полнотой  конституционных прав и свобод возможно только при наличии гражданства РФ, что также является одним из полномочий Президента РФ.

         Что касается ответственности главы государства за не обеспечение прав и свобод человека и гражданина: данная проблема до сих пор остается дискуссионной, хотя Конституция РФ и предусматривает возможность принудительного отрешения Президента  от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, в нашей стране прецедента по данному институту не создано.   

         Итак, по совокупности и значимости  функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией РФ, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены прежде всего на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999.

2. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. — 2000.

3. Конституция РФ. Комментарий М.-1993г.

4. Окуньков Л.А. Президент Российской  Федерации. Конституция и   

    политическая практика. — М., 1996.

5. Радченко  И.И. Президент в конституционном  строе Российской Федерации. — М., 2000.

6. Федеральный  закон «О выборах Президента  РФ» // Собран Законодательства  Российской Федерации, 2000 №1

7. Чиркин  В.Е  Президентская власть. //Государство  и право 1997 №5 

 

1 См.: Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — М., 2000. С. 35—38.

2 См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 13—14.

3 См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 14.

4 Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 1. — М., 1995.

5 Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 2. — М., 1995.

6  См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 18.

7 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. — М, 1999. С. 157—161

8 См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С.

9 См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая j практика. — М., 1996. С. 54.

 

10 См.: Окуньков Л.А. Конституционный статус Президента Российской Федерации. В кн.: Конституционное законодательство России. /Под ред. Ю.А. Тихомирова. — М., 1999.

11  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. С. 388.

12 Баглай М.В. Там же. С. 390.

13 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999.

14 См.: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М„ 1996.

Информация о работе Президент РФ, как глава государства