Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:07, контрольная работа
Власть как фундаментальная проблема социальных и гуманитарных наук относится к числу «вечных» и всегда будет привлекать внимание исследователей самой разнообразной ориентации. Особый интерес к ней возникает в переломные эпохи социального развития, когда реальной становится угроза дестабилизации механизма социального управления и многое зависит от функционирования политической системы и распреде-ления власти в обществе. Именно такой момент переживает сегодня Россия. Распад прежних властных структур и формирование новых отношений власти/подчинения, определение «социальной цены» реформ и поиск ответственных за прошлые и настоящие неудачи, разработка антикризисных мероприятий и программ модернизации постсоветского общества актуализируют поиск теоретических оснований адекватной политичедкой стратегии, соответствующих структур и коммуникаций.
Введение……………………………………………………………………...…...3
1. Ресурсы власти………………………………………...…………..……..……4
2. Виды власти………………………………………………………………..…..7
3. Индивидуальная и коллективная власть………………………………..……7
4. Политическая и неполитическая власть……………………………….……11
Заключение…………………………………………………………………….…16
Список литературы………………………………………………………………17
Из всего вышесказанного следуют два основных вывода. Во-первых. коллективная власть не является суммой индивидуальных властей и ее нельзя объяснять с помощью анализа отдельных властных отношений между членами властвующей группы и членами подчиненной группы. Во-вторых, поскольку обязательным условием коллективной власти является организация (координация), такие расплывчатые и труднокоординируемые группы как нации, рассы, большие территориальные общности вряд ли можно рассматривать в качестве коллективных субъектов власти. Только сравни-тельно небольшие группы, имеющие определенную организационную структуру, могут обладать и осуществлять социальную власть.
4. Политическая и неполитическая власть
Все концепции политической власти можно условно разделить на две группы. Одни исследователи рассматривают власть как политический феномен. Поэтому прилагательное «политическая» в сочетании с «властью» является, по сути дела, излишним.
В рамках первой группы, в свою очередь, различаются два вида обоснования и объяснения политической власти. Многие исследователи считают политическую науку наукой о власти, «власть» (политическая власть) является главным объектом ее изучения. Таким образом, все властные отношения, где бы они ни возникали, автоматически становятся свидетельством наличия политической ситуации. Данный взгляд на политическую науку ведет к отождествлению власти с политической властью. Понятие политической власти четко не определено, поскольку власть в любом случае является феноменом политическим.
Другая интерпретация понятия политической власти была предложена Т.Парсонсом и Х.Арендт. Оба автора, как указывалось ранее, вводят понятие в общую схему анализа болыиих социальных систем, исключая тем самым межличностные отношения из сферы власти. Власть рассматривается ими как свойство (принадлежность) больших коллективов людей, и она направлена на реализацию общих целей. Тем самым власть, по определению, является феноменом политическим. В парсоновском объяснении политики «власть» играет роль, аналогичную роли «денег» в объяснении экономических процессов.
Понятия «экономическая власть», «религиозная власть», «семейная власть» и др. являются общепринятыми в социологической литературе, а исследование явлений, обозначаемых данными понятиями, получило широкое распространение. Поэтому мы просто не можем «избавиться» от этих терминов. И если «власть» рассматривается как чисто политическое явление, то они в таком случае обозначают формы политической власти. Но вряд ли целесообразно интерпретировать властные отношения между учителем и учеником в политических терминах и считать, что по-литические процессы имеют место во всех социальных взаимодействиях.
Бесспорно, политическая сфера не имеет четких границ. Но то же самое можно сказать и о других общественных сферах. И из этого, однако, не следует, что политика охватывает все виды человеческих взамодействий и событий, иначе исчезает смысл выделения политики в относительно самостоятельную общественную сферу. Хотя все виды властных отношений и действий могут иметь политические последствия, власть тем не менее не должна рассматриваться в качестве определяющего элемента политики, или, по крайней мере, в качестве ее единственного определяющего элемента.
Таким образом, объяснение политики как сферы государственного управления выводит за ее пределы ряд важных видов социальной деятельности. Поэтому нецелесообразно ограничивать политическую власть властными отношениями в государственных институтах; существуют и другие формы власти, которые мы склонны относить к числу политических, например власть ха-ризматического лидера над своими последователями в отношении важных политических проблем, властные отношения в партийных организациях и другие виды властных отношений, имеющие очевидные политические последствия.
Большинство современных исследователей не ограничивает политику сферой государства, а рассматривает ее как процесс формирования и осуществления публичной политики. Политика ассоциируется с политическими проблемами и обязательными (императивными) решениями. Политика - это процесс формулирования, принятия и реализации этих решений; она касается проблем, влияющих на жизнь всего общества и выражает отношения конфликта и сотрудничества между политическими акторами. В отличие от предыдущего подхода, фокусирующегося на деятельности формальных структур государственного управления, данный взгляд характеризует политику как процесс переговоров, «торга», достижения соглашений и компромисса между политическими акторами, имеющими свои специфические интересы и преследующими различные политические цели. Политика есть средство решения общественных проблем без обращения к силе; она представляет собой механизм выбора между соревнующимися альтернативами, сохраняющий целостность общества и «правила игры». Такая трактовка позволяет включить в сферу политики различные виды негосударственной деятельности, оказывающие влияние на решение важнейших общественных проблем, расширяя тем самым пространство политики и сферу применения понятия.
Политическая властъ иногда определяется как власть над властъю других людей. В данном случае политическая власть уже не рассматривается как власть (любая власть) в политической сфере; ее специфика объясняется не ссылками на политические последствия ее осуществления или роль в процессе принятия политических решений, а с помощью других критериев. Определяемое таким образом понятие политической власти может относиться к любым организациям и группам и стабильными отношениями субординации и улравления.
Бентам считает анализ всех возможных форм политической власти крайне важным и выделяет семь «элементарных» форм власти: 1) непосредственная власть над людьми; 2) непосред-ственная власть над вещами других людей; 3) непосредственная власть над общественными вещами; 4) власть командовать отдельными людьми; 5) власть командовать коллективами людей, то есть классами; 6) власть специфицировать или классифицировать: а) людей, б) вещи, в) по месту, г) по времени; 7) власть привлекать. Все эти формы, в свою очередь, делятся на 1) законодательные, 2) исполнительные и 3) судебные власти.
В заключение несколько уточняющих соображений. «Власть» и «политическая власть» не являются синонимами. Политическая власть является разновидностью власти, она охватывает все виды властных отношений в сфере политики. Поэтому понятие политики (политического) играет главную роль в определении политической власти, а не наоборот, как это имеет место в кон-цептуализациях политики через власть. Политика несомненно связана с функционированием государства и осуществлением государственного управления: действия можно считать политическими, если они так или иначе влияют на государственные институты (или институты аналогичные им в догосударственных общественных системах) и формирование пра-вительственной политики. Это, однако. не означает, что политика ограничивается сферой принятия политических решений в государственных структурах, базирующихся на легальном авторитете. Многие важные события политической жизни происходят вне непосредственной сферы деятельности государства и правительства. При этом они не обязательно связаны с легитимными действиями и имеют легальный статус. Если процесс управления в социальной общности основывается как на легальных, так и на нелегальных (незаконных) формах осуществления власти и влияния или даже исключительно на дасилии, не имеющем каких-либо легитимных оснований, то все равно мы имеем дело с политикой. Политика включает в себя все социальные отношения и события, которые оказывают существенное влияние на жизнь социалъной общности, она выражается в любых действиях людей, направленных на изменение или сохранения условий их жизнедеятельности.
Таким образом, можно выделить два взаимообусловливающих критерия политики (политического действия): 1) политика связана с процессом государственного управления и функционированием государственных (публичных) институтов; 2) она включает в себя все основные общественные проблемы, события и отношения, которые оказывают существенное воздейст-вие на жизнь социальной общности в целом и влияют на интересы больших групп людей.
власть политический ресурс
Заключение
Понятие власти играет важную роль в анализе социальных изменений, источников трансформации и развития общества. «Власть» указывает на связь между социальными событиями и индивидуальными или групповыми действиями, способствуя тем самым объяснению эволюции социальных процессов, например эволюции политических режимов, бюрократизации государственной системы или движения к демократии. «Власть» не только подразумевает возможность изменений в социальной системе, она делает понятным, почему те или иные политические события происходят или не происходят. Таким образом, понятие власти является важным инструментом объяснения и исследования социальной реальности. Использование других терминов не отменяет проблему репрезентации определенного набора свойств и отношений, ассоциирующихся с понятием власти. «Власть» стала ключевым понятием в политической науке и одним из наиболее употребляемых в лексиконе социальных наук не только в силу ее значимости для анализа политики и общества в целом. Это связано и с традиционным восприятием власти как чего-то очень важного, определяющего ход событий и характер социальных отношений. Власть обычно ассоциируется с главными политическими проблемами, государственными решениями, основными принципами социаль-ного устройства общества.
Список использованной литературы