Проблема безопастности и мира как центральная глобальная проблема
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:51, контрольная работа
Описание работы
Целью нашей работы является выявление основных проблем международной безопасности в современном мире. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи: - определить, что входит в понятие международной безопасности; - выявить факторы, которые влияют на безопасность государств на международной арене; - подробно рассмотреть влияние военного аспекта на безопасность в современных условиях -- появление новых техник ведения войны и развитие новых видов вооружения.
Содержание работы
Введение 1. Безопасность и международные отношения 1.1 Международная безопасность: понятие и виды 1.2 Факторы, влияющие на международную безопасность Выводы по первой главе 2. Современные проблемы военной безопасности 2.1 Развитие технологии ведения войны как угроза международной безопасности 2.2 Проблема новых технологий вооружения Выводы по второй главе Заключение
Тема: « Проблема безопасности
и мира как центральная глобальная проблема»
Выполнил(а) : Писцова Кристина
Викторовна
Курс 2
Форма учения заочная
Шифр 020322
Институт: Экономики и
бизнеса
Направление Финансы и кредиты
Научный руководитель:
Александрова
М.В.
Москва 2014 г.
Содержание
Введение
1. Безопасность
и международные отношения
1.1 Международная
безопасность: понятие и виды
1.2 Факторы, влияющие
на международную безопасность
Выводы по первой главе
2. Современные проблемы
военной безопасности
2.1 Развитие технологии
ведения войны как угроза международной
безопасности
2.2 Проблема новых
технологий вооружения
Выводы по второй главе
Заключение
Введение
Мировая политика и
международные отношения являются центральными
понятиями политической системы современности.
Отношения государств, государственных
объединений, международных организаций,
транснациональных корпораций переплетаются
в сложную сеть взаимодействий, которые
необходимо регулировать. Отдельно стоит
выделить вопрос международной безопасности,
поскольку при взаимодействии всех субъектов
мировой политики неизбежно возникают
конфликты интересов. И тема международной
безопасности, сохранения баланса сил
в глобализирующемся мире является наиболее
актуальной в настоящее время, когда, например,
с одной стороны, угроза применения ядерного
оружия является сдерживающим фактором
в развязывании военных конфликтов, а
с другой стороны, наличие или разработка
такого оружия является причиной введения
военных санкций. И таких примеров мы можем
найти множество, стоит лишь пролистать
сводку новостей за день.
Поскольку вопрос международной
безопасности относится к сфере международных
отношений, то основные принципы находят
отражение в официальных международных
документах, выступлениях и речах первых
лиц государств, в законодательстве. Так,
основные тезисы выступления В.Путина
на Мюнхенской конференции по вопросам
безопасности стали не только основой
нового внешнеполитического курса России,
но и оказали влияние на международные
отношения в целом. Вопросы международной
безопасности отражены в Концепции внешней
политики России, утвержденной в 2000 г.,
регулярно обсуждаются на заседаниях
Совета Безопасности РФ.
В связи с высоким уровнем
важности, который имеет вопрос международной
безопасности, данная тема привлекает
к рассмотрению многих исследователей,
работающих в сфере международных отношений.
Так, данной теме посвящены монографии
А.Арбатова, С.Кортунова, В.Кулагина, и
других исследователей. Регулярно выходят
статьи в журналах, посвященных международной
тематике: «Международная жизнь», «Полис»,
«МЭиМО»; в сериях «Экономика и менеджмент»
и «Социально-гуманитарные науки» «Вестника
ЮурГУ».
Целью нашей работы
является выявление основных проблем
международной безопасности в современном
мире. Объектом исследования являются
отношения субъектов международных отношений
в области безопасности, предметом -- аспекты
и факторы, влияющие на международную
безопасность.
Для достижения поставленной
цели нами были определены следующие задачи:
- определить, что
входит в понятие международной
безопасности;
- выявить факторы,
которые влияют на безопасность
государств на международной
арене;
- подробно рассмотреть
влияние военного аспекта на
безопасность в современных условиях
-- появление новых техник ведения войны
и развитие новых видов вооружения.
В работе использован
метод сравнительного анализа монографий
и публикаций на тему международной безопасности,
Рассмотрение военного
аспекта является новым, так как не было
отражено в научной литературе должным
образом. Поэтому мы считаем, что результаты
данного исследования могут быть применены
в качестве основы для последующей научной
работы, а также в качестве пособия для
студентов, желающих более глубоко изучить
вопрос международной безопасности в
военном аспекте.
1. Безопасность
и международные отношения
1.1 Международная
безопасность: понятие и виды
Безопасность в широком смысле
этого слова можно истолковать как отсутствие
опасности, отсутствие угрозы. В зависимости
от того, чему необходима защита от угрозы,
безопасность может быть индивидуальной,
групповой, национальной, региональной,
международной и так далее. Применительно
к международной сфере, в которой главными
действующими субъектами являются государства,
безопасность -- это отсутствие угрозы
для одного субъекта со стороны другого,
взаимная защищенность субъектов. Однако
понятие международной безопасности не
является лишь синонимом состояния мира
между государствами, оно включает в себя
множество аспектов, и действия, направленные
на поддержание мира.
Несмотря на то, что на протяжении
всего существования человечества вопрос
безопасности и защиты от соседей был
так же важен, как и сегодня, сам термин
международной безопасности стал появляться
в документах после Первой мировой войны,
когда люди пришли к выводу, что войны
-- слишком затратное занятие во всех смыслах,
и что стоит пытаться достигать своих
целей мирным способом. Первая модель
международной, или иначе, коллективной
безопасности была создана в рамках организации
Лиги Наций и закреплена принятием ее
Статута, ставший правовой основой коллективной
безопасности в Европе. Так, согласно статье
10 Статута Лиги наций, члены Лиги обязывались
«уважать и сохранять против всякого внешнего
нападения территориальную целостность
и существующую политическую независимость
всех членов Лиги» [цит. по 5].
Однако, эти первые попытки
создания системы коллективной безопасности
не сумели предотвратить наступление
Второй мировой войны, с еще большими последствиями.
Эта война еще раз показала необходимость
взаимных действий по обеспечению безопасности.
В итоге, была создана Организация Объединенных
Наций, в Уставе которой содержится современное
понимание международной безопасности,
состоящее в том, чтобы «поддерживать
международный мир и безопасность и с
этой целью принимать эффективные коллективные
меры для предотвращения и устранения
угрозы миру и подавления актов агрессии
или других нарушений мира и проводить
мирными средствами, в согласии с принципами
справедливости и международного права,
улаживание или разрешение международных
споров или ситуаций, которые могут привести
к нарушению мира» [4].
Для достижения указанных в
Уставе ООН целей применяются самые разные
методы, требующие знаний из различных
отраслей международного права, мировой
политики и даже военного дела. А поскольку
каждая из этих наук имеет свою специфику,
логично будет использовать системный
подход в анализе международной безопасности.
Так, В. Кулагин объединяет структурные
элементы и функциональные процессы международной
безопасности в регионах в единую глобальную
систему международной безопасности,
которую определяет, как «фактическое
состояние противоборства угроз и средств
защиты от них, а тажке создание универсальной,
взаимоприемлемой и закрепленной международно-правовыми
инструментами системы мирного взаимодействия
и противодействия общим угрозам» [8].
Глобальные системы делят на
несколько подвидов, основанных на разных
подходах и критериях. Так, в зависимости
от количества субъектов системы выделяются
следующие конкурирующие типы:
Однополярная система безопасности:
после распада СССР и окончания холодной
войны США утратила единственного противника
и стала распространять свое влияние на
весь мир. Считается, что раз США играют
главенствующую роль в этой системе, то
и обеспечение глобальной безопасности
лежит на НАТО. Несмотря на то, что изначально
НАТО создавалась как региональная организция
стран Северной Атлантики, сегодня среди
ее членов и европейские, и азиатские страны,
а членство в этой организации как бы является
синонимом принадлежности к западной,
«демократической» цивилизации. Остальные
же страны относятся к чужим, «враждебным»
цивилизациям, и в какой-то мере становятся
объектом насаждения своего влияния, зачастую
силовыми методами (имеются ввиду войны,
которые США развязывают с целью установления
в той или иной стране «демократии»). Подобная
модель подвергается критике не только
со стороны России, стран Европы и Азии,
так и самих США, поскольку роль мирового
лидера требует больших финансовых затрат.
К тому же, современные проблемы не решить
одним лишь применением силы.
«Концерт держав» -- считается
идеальной моделью международной безопасности,
в которой безопасность обеспечивается
союзом нескольких великих держав. Небольшое
объединение стран имеет большую эффективность,
так как согласовывать позиции и принимать
решения гораздо проще небольшим количеством
участников, чем союзом из десятков или
сотен членов (как, например, ООН). Однако
критики указывают, что такая модель будет
дискриминационной по отношению к малым
и средним государствам. К тому же, система
безопасности, созданная на основе диктата
нескольких сильных государств, не будет
пользоваться поддержкой большинства
членов мирового сообщества.
Многополярная модель: система,
которая, по мнению ряда ученых, сложилась
после окончания «холодной войны», поскольку
такие акторы, как ЕС, Япония, Китай, Индия,
АСЕАН, Россия, признавая мощь США, все
же проводят свой курс в международных
делах, часто несовпадающий с американскими
интересами. Росту влияния этих центров
силы способствует тот факт, что меняется
сама природа силы в международных отношениях.
На передний план выдвигаются не военные,
а экономические, научно-технические,
информационные и культурные составляющие
этого феномена. Противники многополярной
системы подчеркивают, что такая модель
не принесет стабильности в международных
отношениях, поскольку основана на видении
системы международных отношений как
поля постоянной конкуренции между «центрами
силы», что приводит к конфликтам и переделам
сфер влияния.
Глобальная (универсальная)
модель. Сторонники этой концепции справедливо
считают, что международная безопасность
реально может быть обеспечена только
на глобальном уровне, в условиях, когда
все члены мирового сообщества участвуют
в ее создании. Считается, что такая глобальная
модель может возникнуть в результате
постепенного развития существующего
режима международной безопасности, при
ведущей роли ООН.
Из приведенных выше четырех
концепций в российской внешней политике
доминирует многополярная модель, о чем
официально было заявлено в знаменитой
Мюнхенской речи В. Путина в 2007 году [2].
Второй тип систем международной
безопасности определяется в зависимости
от характера отношений между участниками
этих систем.
Коллективная безопасность.
Данное понятие вошло в обиход в 1920-30-е
гг., когда предпринимались попытки создать
механизм предотвращения новой мировой
войны (в основном на базе Лиги Наций).
Главными элементами коллективной безопасности
является наличие группы государств, объединенных
общей целью (защита своей безопасности),
и система военно-политических мер, направленных
против потенциального противника или
агрессора. Коллективная безопасность
фокусирует внимание на военно-стратегических
проблемах и не нацелена на решение других
аспектов международной безопасности
(экономического, общественного, экологического
и других измерений). Это ограничивает
возможности использования данной модели
в современных условиях.
Всеобщая безопасность. Понятие,
впервые появившееся в докладе Комиссии
Пальме 1982 г. и ставшее популярным в нашей
стране еще в советский период. Эта концепция
призвана подчеркнуть многомерный характер
международной безопасности, а также необходимость
учета законных интересов не только узкой
группы государств, но и всех членов мирового
сообщества. Институциональную основу
всеобщей безопасности должны составлять
не только и не столько военно-политические
альянсы (как в случае с коллективной безопасностью),
сколько глобальные организации типа
ООН. К недостаткам такой модели стоит
отнести слабое институциональное подкрепление
и связанная с этим трудность воплощения
в ходе практического строительства региональных
или глобальных систем международной
безопасности.
Кооперационная безопасность.
Модель, ставшая популярной с середины
1990-х гг. С одной стороны, она признает
многомерный характер международной безопасности,
а с другой - устанавливает определенную
иерархию приоритетов и нацеливает субъекты
международной деятельности на решение
первоочередных задач. Модель кооперационной
безопасности отдает предпочтение мирным,
политическим средствам решения спорных
вопросов, но в то же время не исключает
применения военной силы (не только как
последнее средство, но и как инструмент
превентивной дипломатии и миротворчества).
Однако, еще не до конца ясны многие конкретные
параметры такой системы: какие институты
должны стать ядром новой системы международной
безопасности, каковы природа силы и границы
ее использования в современных международных
отношениях, каковы перспективы национального
суверенитета, как сложится судьба существующих
военно-политических альянсов, как предотвратить
возрождение блоковой политики и т.д.
1.2 Факторы, влияющие
на международную безопасность
Поскольку мы рассматриваем
международную безопасность как систему,
то логично предположить, что на работу,
функционирование системы влияют внешние
и внутренние факторы. Под внешними факторами
мы понимаем такие процессы, которые не
зависят напрямую от действий самих субъектов
мировой политики, такие, как глобализация,
международный терроризм, научно-технический
прогресс, экологические проблемы; к внутренним
же факторам отнесем такие, которые напрямую
зависят от действий той или иной страны,
коалиции стран, организации: угроза применения
ядерного оружия, насильственная смена
режима, региональные конфликты, внутренние
конфликты.
Мы выделили процесс глобализации
как фактор, влияющий на международную
безопасность, поскольку глобализация
влечет за собой возрастание степени взаимозависимости
субъектов и функциональных областей
в сфере международной безопасности. Глобализация
ведет к объединению рынков, к информационной
и технической взаимозависимости, к усилению
экономического и политического влияния
транснациональных корпораций (ТНК) на
внутреннюю и внешнюю политику государств.
Это приводит к появлению политических
и информационных транснациональных систем
и означает приоритет финансового капитала
и экономической и информационной свободы
стран, имеющих ТНК, над национальными
границами и интересами стран, отставших
в «транснационализации» [9]. Стремление
экономически-продвинутых стран влиять
на международную политику порой переходит
все границы. Порой страны, желающие войти
на внутренний рынок той или иной страны
с «недемократическим» режимом, применяют
силовые методы в обход требований международных
организаций. Это, прежде всего, военные
конфликты на востоке с участием США. Их
стремление установить демократию выливается
в жестокие войны с множеством жертв среди
мирного населения. Не существует единого
мнения на данный момент по поводу допустимости
принудительного экспорта демократии
путем смены правящих режимов в авторитарных
странах, США пользуются этим без раздумий,
однако остальная часть демократического
сообщества и транзитных режимов видят
в этом нарушение одного из основополагающих
принципов международного права -- свободы
выбора того или иного политического режима.
К тому же, насаждение демократии без соответствующих
внутренних предпосылок является попросту
непродуктивным. Поэтому такой насильственный
экспорт демократии со стороны выглядит
просто как благородное прикрытие для
корыстных целей в завоевании сфер влияния.
Поздняков подчеркивает, что «именно глобализация,
подталкиваемая Западом и проводимая
в его интересах, становится теперь основным
источником конфликтов и войн современности.
Угрожает она не только международной,
но и военной безопасности России» [9].