А выход на международную арену
негосударственных акторов, таких, как,
например, террористические организации,
позволяет говорить о появлении другого
типа конфликтов: «внегосударственные»
[10]. Этот термин можно применить к противостоянию
между США и их союзниками с одной стороны,
и негосударственной сетью «Аль-Каиды»
и ячейкам более широкого и размытого
транснационального радикально-исламистского
движения -- с другой, поскольку вооруженное
противостояние не привязано к конкретной
территории какого-либо государства. Акции
транснациональных радикальных исламистов
и американская «война с терроризмом»
могут вестись в любых регионах мира, и
в этом заключается сложность предотвращения
таких акций.
2.2 Проблема новых
технологий вооружения
Другой немаловажной проблемой
является то, что существенно меняются
и сами вооружения, используемые в войне.
Во-первых, вооруженная борьба все больше
автоматизируется, роботизируется. В США
регулярно проходят испытания беспилотных
воздушно-космических самолетов, Россия
и США используют беспилотников как в
военных, так и в разведывательных операциях.
Возросшие транспортные возможности вооруженных
сил и ускорение транспортных перевозок
обеспечивают переброску крупных контингентов
войск (бригад и дивизий) в любой регион
в течение нескольких дней. Финансовые
и технологические возможности большинства
развивающихся государств не позволяют
обеспечить военно-технологическое равенство
с армиями ведущих стран НАТО. На фоне
огромных финансовых вложений развитых
западных государств в модернизацию своих
армий и использование в военном деле
новейших научно-технических разработок,
возможности остального мира выглядят
в этой сфере более чем скромно.
Появление сетевых и информационных
войн -- яркий пример изменений в характере
вооруженного противостояния на современном
этапе. Помимо перехода от обычных межгосударственных
войн в информационную сферу, специалисты
отмечают преобладание внутригосударственных
и асимметричных конфликтов, порой провоцируемых
в рамках информационных операций противников.
Это отражается на структуре людских потерь
в ходе военных действий: Е. Степанова
отмечает, что до 90% погибших и раненых
в современных конфликтах составляют
не вооруженные комбатанты, а гражданские
лица [10]. С другой стороны, рост возможностей
высокоточного оружия (ВТО) позволяет
минимизировать людские потери, которые
крайне болезненно воспринимаются общественным
мнением в странах с развитой демократией
и могут приводить к внутриполитическим
кризисам. Крылатые ракеты и другие виды
ВТО с обычными боезарядами способны достигать
за счет точности попадания той же боевой
эффективности, что и носители ядерных
боезарядов [9].
Нельзя обойти стороной и вопросы
оружия массового уничтожения (ОМУ) -- в
первую очередь, ядерного. Конечно, основная
гонка ядерных вооружений закончилась
еще во времена «холодной войны», ядерное
оружие стало скорее сдерживающим фактором,
обеспечивающим безопасность от нападения.
Однако существуют условия, при которых
ядерные страны готовы применить ядерное
оружие. В частности, Военная доктрина
РФ предусматривает применение ядерного
оружия «в ответ на применение против
нее и (или) ее союзников ядерного и других
видов оружия массового поражения, а также
в случае агрессии против Российской Федерации
с применением обычного оружия, когда
под угрозу поставлено само существование
государства» [1]. Тем не менее, мы с готовностью
идем на взаимное ядерное разоружение
с США. Проблему также создают страны,
пытающиеся войти в ядерный клуб. Так,
ядерные разработки Ирана и Северной Кореи
способствуют эскалации напряженности
в этих регионах. Эту проблему не решить
просто военным вмешательством. Поэтому
в приоритетах нашей страны -- взаимное
уважение национальных границ и интересов
и действие на основе международных принципов,
заложенных в Уставе ООН.
Беспокойство вызывает также
деятельность США по размещению систем
противоракетной обороны близко к границам
России. Стратегия национальной безопасности
отмечает: «политика ряда ведущих зарубежных
стран, направленная на достижение преобладающего
превосходства в военной сфере, прежде
всего в стратегических ядерных силах,
путем развития высокоточных, информационных
и других высокотехнологичных средств
ведения вооруженной борьбы, стратегических
вооружений в неядерном оснащении, формирования
в одностороннем порядке глобальной системы
противоракетной обороны и милитаризации
околоземного космического пространства»
[3]. Это вполне способно привести к очередному
витку гонки вооружений, и дальнейшему
распространению ядерных, химических,
биологических технологий, производству
оружия массового уничтожения либо его
компонентов и средств доставки.
Другим особым, новым типом
оружия, обусловленным перехода военных
действий в киберпространство, является
информационное оружие. Под информационным
оружием американские специалисты понимают
«совокупность специально организованного
и структурированного информационного
трафика, который, наряду с новейшими информационными
и телекоммуникационными технологиями,
позволяет целенаправленно видоизменять
(уничтожать, искажать, блокировать, копировать)
информацию, преодолевать системы защиты,
ограничивать допуск законных пользователей,
осуществлять дезинформацию, нарушать
функционирование носителей информации,
дезорганизовывать работу технических
средств, компьютерных систем и информационно-коммуникационных
сетей» [цит. по 7]. Появление такого типа
оружия основательно меняет сам механизм
развития вооруженных конфликтов, так
как даже его выборочное применение по
объектам военной и гражданской информационной
инфраструктуры противника может завершить
конфликт на его ранней стадии, еще до
начала активных боевых действий. Таким
образом, обладание информационным оружием
обеспечивает политическое и военно-стратегическое
преимущество над государствами, у которых
его нет.
Как и ядерное, информационное
оружие может служить как для политического
давления, так и для сдерживания. По оценке
некоторых влиятельных экспертов, эффект
целевого информационного воздействия
на противника сравним с применением ОМУ,
и угроза подвергнуться такому воздействию
может стать важным фактором сдерживания
потенциального агрессора[7]. Поэтому вопрос
применения информационного оружия начал
обсуждаться на уровне ООН, была поставлена
необходимость начать разработку понятия
«информационная безопасность» и учредить
международные стандарты обеспечения
безопасности глобальных информационных
систем. Часть этих положений была зафиксирована
в принятой на саммите «Группы восьми»
на Окинаве (2000) хартии «Глобального информационного
общества» [7]. Особую важность приобретает
закрепление международных правил обеспечения
информационной безопасности на фоне
разработки в США концепции проведения
возможных военных операций в киберпространстве.
Так, в 2007 г. было объявлено о создании
в составе ВВС США Киберкомандования (Air
Force Cyber Command - AFCYBER), специального отдела
министерства обороны, отвечающего за
обеспечение военных действий в виртуальном
пространстве и безопасности военных
информационных систем [12].
Таким образом, информационные
сети становятся наиболее эффективным
и наиболее распространенным видом современного
оружия. Доступность новых информационно-коммуникационных
технологий и социальных сетей позволяет
использовать их в военных целях. Например,
первый крупный митинг на площади Тахрир
в Египте был организован активистами
молодежного «Движения 6 апреля» путем
призыва, распространенного через социальную
сеть Facebook [11]. Массовые восстания студентов
в Великобритании также связаны с технологией
быстрого обмена сообщениями при помощи
телефонов Blackberry и в сетях Twitter.
Выводы по второй
главе
Развитие новых технологий
приводит к возникновению новых видов
вооружений, новых способов ведения войны,
что оказывает влияние и на современную
систему международной безопасности.
С одной стороны, государства разрабатывают
новейшие виды высокоточного оружия, которое
позволило бы свести к минимуму жертвы
среди мирного населения, или вовсе перевести
военное противостояние в сферу политического,
экономического и информационного давления.
С другой стороны, возрастает количество
мелких региональных конфликтов, террористических
организаций, что приводит к увеличению
процента жертв среди мирного населения,
нежели среди военных.
Разработка странами ядерного
оружия также является угрозой безопасности
мирового сообщества. Самой большой проблемой
в этой области является возможность получения
ядерного оружия террористическими организациями.
К проблемам военной безопасности
относится и недостаточное правовое регулирование
новых способов ведения войны и применения
нового типа оружия.
Заключение
Международная безопасность
-- понятие, включающее в себя как состояние
поддержания мира между государствами,
так и предотвращение и борьбу с глобальными
угрозами состоянию мира. К таким угрозам
относят военную угрозу, международный
терроризм, появление новых средств ведения
войны, распространение оружия массового
уничтожения и средств его доставки, экологические
и гуманитарные катастрофы, а также внутренние
вооруженные конфликты.
К сожалению, несмотря на информационно-технический
прогресс, военный метод решения спорных
ситуаций все еще остается не только актуальным,
но и широко применимым. Стремительное
развитие сферы вооружений пугает своими
масштабами, а финансовые вложения в военное
развитие мировых лидеров исчисляются
цифрами, превышающими годовой ВВП развивающихся
стран.
На этом фоне необходимо вырабатывать
новую систему международной безопасности,
которая будет эффективно регулировать
применение военной силы. Мы считаем, что
цели и задачи, поставленные в работе,
достигнуты, и итоги исследования предоставляют
практическую ценность для выработки
основ регулирования новой системы глобальной
безопасности.
Литература
1 - Корсаков Г. Информационное
оружие супердержавы//Пути к миру
и безопасности. Выпуск 1(42). М., ИМЭМО
РАН, 2012, 138 с.
2 - Поздняков А.И. Глобализация
и ее влияние на международную
безопасность и военную политику Российской
Федерации // «Пространство и Время», №2,
2011.
3 - Степанова Е. Арабские революции.
К диалектике причин и следствий // Пути
к безопасности. Вып. 1-2 (40-41). -- М.: ИМЭМО
РАН, 2011. С. 40-48.
4 - Фененко А. Международное
соперничество за освоение общих пространств
// «Международные процессы», том 8, №1(22),
2010
5 - Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации
до 2020 г. 13 мая 2009 г. [Электронный источник]
Режим доступа: http://kremlin.ru/ (28.04.2012)