Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:37, реферат
Целями и задачами данной работы является:
1. Определение сущностных признаков демократии
2. Изучение истории возникновения демократии в России.
3. Рассмотрение проблемы демократии в истории русской политической мысли.
Введение. 3 – 4
1. Сущностные признаки демократии. 5 – 6
2. Проявления признаков демократии 7 – 10
в истории России.
3. Проблемы демократии в истории 11 – 16
русской политической мысли.
4. Демократия в современной России. 17 – 19
Заключение. 20 – 21
Литература. 22
Содержание.
Введение.
1. Сущностные признаки демократии. 5 – 6
2. Проявления признаков демократии 7 – 10
в истории России.
3. Проблемы демократии в истории 11 – 16
русской политической мысли.
4. Демократия
в современной России.
Заключение.
Литература.
Введение.
Проблема прав человека и зрелости демократии в России уже на протяжении нескольких веков находится в центре внимания политиков, публицистов, литераторов, простых людей не только у нас в стране, но и в мире.
Развитие отечественной политической мысли имеет собственные специфические особенности, которые обусловлены определенным своеобразием исторического пути России.
Можно сказать, что именно девятнадцатый век стал временем расцвета отечественной политической мысли, когда представители различных течений либерализма, консерватизма, революционного радикализма сформулировали и попытались дать ответы на наиболее острые для русского общественного сознания того времени вопросы: о соотношении личности и власти; об упорядочении государственного устройства и оптимальной форме правления; о путях социально-экономического развития и о правовых гарантиях свободы человека.
Изучение российских традиций демократии, ее эволюции, а также преломление этих традиций в современной России диктуется потребностью более глубокого осмысления закономерностей политического развития России, объективной оценки перспектив демократического движения в реформировании российского общества.
Целями и задачами данной работы является:
1. Сущностные признаки демократии.
Слово «демократия» известно еще со времен Древней Греции и в переводе с греческого языка означает «власть народа». Это связано с тем, что исторически первой формой государственной демократии была рабовладельческая демократия Древней Греции (V – IV вв до н.э.), где демос — крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане греческого города-государства — полиса через Народное собрание (верховную и законодательную власть полиса) участвовали в выработке законов, в избрании высших должностных лиц. [2, с. 12]
На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, XVIII в.), Т.Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко (Украина, к. XIX — н. XX в.), В.Гавел (Чехия, XX в.), А. Сахаров (Россия, XX в.) и другие.
Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и расставляла свои акценты по их значимости.
На сегодняшний день термин "демократия" используется с различными смысловыми оттенками и может обозначать:
- особую форму организации
государственной власти, при которой
власть принадлежит не одному
лицу, а всем гражданам,
- форму устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятии в них решений по большинству;
- мировоззрение, основанное
на идеалах свободы, равенства,
- социальное движение как форму воплощения в жизнь идеалов демократии. [4, с.63]
Демократия нигде и никогда не существовала без государства. Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:
Таким образом, демократия
— политическая организация власти
народа, при которой обеспечивается:
равное участие всех и каждого
в управлении государственными и
общественными делами; выборность основных
органов государства и законнос
2. Проявления признаков демократии в истории России.
Впервые демократия в России появилась в 1136 году, когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода Мстиславовича. Высшей властью в городе стало вече — всенародное собрание. Жители Новгородской Руси выбирали должностных лиц городской общины на своих сходах. В Новгороде XII—XV веков высшими выборными лицами были посадник, который избирался из бояр, и тысяцкие, которые избирались из других, а впоследствии из всех сословий. Со временем вечевая система стала все больше вытесняться монархией. После татаро-монгольского нашествия и усиления власти князей, вечевые институты сохранились только в Новгороде, Пскове и Вятке, а в остальных городах они прекратили свое существование.
В середине XVI века завершилось создание Московского государства, политической системой которого стала сословно-представительная монархия. В рамках этой системы время от времени созывались земские соборы, куда съезжались представители различных сословий для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Интересы феодальной аристократии представляла боярская дума, председателем которой был царь и которая вместе с ним составляла верховный орган государственной власти.
На рубеже XVII века Россия стала превращать в империю, а ее система приобрела черты абсолютизма. В то же время проявились особенности российского самодержавия, оказавшие негативное влияние на демократические процессы: во-первых, его социальной базой было только дворянство, а во-вторых, личная воля и произвол преобладали над правовыми методами при принятии политических решений.[3, с.23]
Роль представительных органов резко снизилась. Место боярской думы занял подчиненный императору Сенат. Следует сказать, что Петр I провел реформу городского самоуправления, в результате которой управление городами перешло в руки выборных бурмистерских палат (ратуш). Однако после смерти Петра I права выборных институтов были вновь ограничены. Екатерина II попыталась восстановить городское самоуправление, но впоследствии от этого также отказалась.
Расширение границ Московского государства и Российской империи обычно со временем приводило к отмене институтов демократии на присоединенных территориях. Так, после захвата Новгорода в 1478 году в нем было ликвидировано вече, после воссоединения Брянска и Смоленска в середине XVII века и последующего присоединения восточных территорий Речи Посполитой в них было отменено магдебурское право, а после восстания 1830 года Польша утратила конституцию.
Следствием стихийного бегства крестьян от феодального гнета было появление относительно свободных регионов на окраине страны. Особый статус этих территорий мог сохраняться более 100 лет. В частности, в регионах, где было распространено казачество, оно в XVI-XVII веках имело собственные выборные органы. Верховным органом управления у волжских, донских, терекских и яицких казаков был войсковой круг – общевойсковое собрание, избиравшее атамана.
Во второй половине XIХ века царь Александр II приступил к земской реформе, которая положила начало созданию представительных губернских, уездных и городских учреждений. Параллельно, в результате отмены крепостничества, крестьяне стали вновь организовываться в общины. Высшим органом в общине был сельских сход, выбиравший старосту. Общины объединялись в волости, которые имели свой крестьянский представительный орган – волостной сход. Вопрос о выходе из общины поначалу также относился к компетенции крестьянских органов самоуправления, однако столыпинская реформа 1906 года дала возможность каждому крестьянину свободно выходить из общины и закреплять за собой наделенную землю в частную собственность. Органы самоуправления были также и у других сословий: дворян, духовенства, купцов и мещан. И земские, и сословные собрания функционировали под пристальным надзором губернаторов и полиции. Кроме того, право участия в них часто ограничивалось имущественным цензом. После отмены крепостничества приток людей из сельской местности в города способствовал рабочей самоорганизации. В 1903 году был узаконен институт фабрично-заводских старост. Усиление классовых трений и рост активности марксистов привели к возникновению первых Советов рабочих депутатов.
Революция 1905 года побудила царя Николая II продолжить демократические реформы. Были легализованы политические партии и учрежден полноценный законодательный орган Государственная дума. После падения самодержавия в конце февраля 1917 года страна стала сползать в анархию. Сторонники республики полагали, что ее строительство следует начать с принятия конституции на Учредительном собрании, до созыва которого официальная власть перешла в руки Временного правительства. Из-за нерешительности Временного правительства усилилось влияние альтернативных выборных органов власти – Советов. Двоевластие закончилось переворотом в октябре 1917 года и установлением диктатуры.
Правящий в СССР режим утверждал о своей демократичности.
В стране существовала письменная Конституция, претерпевшая несколько редакций. Согласно
Конституции, власть принадлежала народу,
а верховными органами власти были Советы народных
депутатов (отсюда слово «советский» в названии
государства). Депутаты Советов действительно
часто имели простонародное происхождение.
Наиболее крупные территориальные единицы
внутри страны назывались «республиками». В 1936 году И. В. Сталин охарактеризо
Нормы Конституции, касающиеся прав и свобод личности, существовали только в теории: до Второй мировой войны проводилась политика поступательного уничтожения свободы личности, однако и после войны публичное несогласие с официальной идеологией наказывалось тюремными сроками или высылкой из страны, а несанкционированные митинги жестоко подавлялись. В частности, граждане не обладали неотчуждаемым правом свободно обсуждать политику своей страны, и не было каких-либо законов или судебных решений, обязывающих государство наказывать нарушителей, которые посягаются на это право. Было социальное неравенство, так как советская номенклатура имела привилегированный статус. В различные периоды отдельные национальности подвергались дискриминации со стороны государства. Активное участие граждан в управлении делами общества оставалось лишь пожеланием. Выборы в Советы были безальтернативными, и Советы не обладали властью. Монополия на власть в стране принадлежала партийной бюрократии.
Период застоя 1975—1985 гг. и сокращение экономики начали отрицательно сказываться на легитимности советской системы. В 1985 году М. С. Горбачёв объявил о начале экономических реформ, однако вскоре для борьбы с их противниками среди партийной номенклатуры он провозгласил гласность и демократизацию. Горбачёв и другие сторонники реформ называли предшествующий советский период тоталитарным. Прошедшие в 1989—1990 гг. выборы народных депутатов (СССР и РСФСР) сопровождались конкуренцией внутрипартийных групп и высокой активностью населения. Однако обострение экономического кризиса в 1990 году ускорило падение привлекательности советской системы в глазах народа.
3. Проблемы демократии в истории русской политической мысли.
Информация о работе Проблема демократии в развитии русской политической мысли