Проблема лидерства в истории политической мысли (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Дж. Локк, Ф. Ницше, З. Фрейд)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Лидерство (от английского Leader – вождь, руководитель, тот, кто ведет) – один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид объединяет и направляет деятельность всей группы, принимающей и поддерживающей его действия.
Исследование лидерства является предметом изучения многих наук: психологии, психиатрии, социологии, социальной психологии. В политологии же лидерство (в первую очередь, политическое) рассматривается как важный механизм регулирования отношений субъектов политики – людей, групп, институтов – в сфере политики.
Проблема лидерства очень давно интересовала людей. Еще в древней мифологии и традиции вожди часто наделялись сверхъестественными качествами. Египет, Сиам – обожествление владык. Китай – «сила дэ». Историки Античности в центр своего повествования помещали лидеров – царей и полководцев (Геродот, Плутарх, Тит Ливий, Светоний). Этот же взгляд на историю развивали и средневековые европейские богословы, обосновывавшие власть государя Божьей волей (Фома Аквинский).

Файлы: 1 файл

Контрольная по политологии.docx

— 40.72 Кб (Скачать файл)

1 Проблема лидерства   в истории политической мысли (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Дж. Локк, Ф. Ницше, З. Фрейд) 

 

Лидерство (от английского Leader – вождь, руководитель, тот, кто ведет) – один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид объединяет и направляет деятельность всей группы, принимающей и поддерживающей его действия.

Исследование лидерства  является предметом изучения многих наук: психологии, психиатрии, социологии, социальной психологии. В политологии  же лидерство (в первую очередь, политическое) рассматривается как важный механизм регулирования отношений субъектов  политики – людей, групп, институтов – в сфере политики. 

Проблема лидерства очень  давно интересовала людей. Еще в  древней мифологии и традиции вожди часто наделялись сверхъестественными  качествами. Египет, Сиам – обожествление  владык. Китай – «сила дэ». Историки Античности в центр своего повествования помещали лидеров – царей и полководцев (Геродот, Плутарх, Тит Ливий, Светоний). Этот же взгляд на историю развивали и средневековые европейские богословы, обосновывавшие власть государя Божьей волей (Фома Аквинский).

Платон изображал лидера человеком, имеющим прирожденную склонность к знанию, характеризующимся правдивостью, решительным неприятием лжи, любовью к истине. Его отличают скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. Таким, по мнению Платона, является прирожденный философ. Право философов на политическое господство античный мыслитель обосновывал тем, что они «созерцают нечто стройное и вечно тождественное, не творящее несправедливости и от нее не страдающее, полное порядка и смысла». Он верил: подражая этому, лидеры внесут то, что они находят в мире идеального бытия, «в частный общественный быт людей», сделают человеческие нравы угодными Богу. Лидеры, в понимании Платона, выступали подлинными творцами истории. «Достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своем подчинении государство, — писал философ, — и человек этот совершит все то, чему теперь не верят».

По Платону, идеальное государство – это справедливое правление лучших и благородных, тех из них, кому «при рождении Бог примешал золота». Идеальный правитель, считал Платон, должен быть мудрым, мужественным, рассудительным и справедливым. Немаловажным представлялся философу факт получения правителем специального образования (философия, математика), управленческой практики, опыта, и тогда «… величайшая власть соединяется с разумением и рассудительностью, и возникает наилучший государственный строй» В своем учении Платон формулирует две истины:1) лидерство в политике имеет особое природное свойство. «Некоторым людям по их самой природе подобает быть философами и правителями государства, а всем прочим надо заниматься не этим, а

следовать за теми, кто руководит»; 2) главную роль в формировании «сильной личности», идеального правителя (лидера-мудреца) должна сыграть система воспитания и образования.

Из мыслителей Возрождения  взгляды на роль личности в истории, наиболее интересны у Макиавелли. Он не сводит политический процесс только к действиям героев и различает активных и пассивных его участников: это и монарх, и простолюдин, выходящий на площадь для поддержки своего государя или для бунта против него, и ростовщик, спонсирующий политика. Действия лидеров стимулируются главным образом врожденными дурными страстями. Макиавелли считает, что правитель должен изучать и использовать вкусы и наклонности подданных. 

Ницше объявлял первоосновой мирового процесса волю к власти и утверждал, что стремление к власти – естественное состояние человека, смысл и состояние истории. Помехой этому естественному стремлению, по его мнению, является мораль, которую он называет оружием слабых. Ницше говорил, что утверждение лидера и проявление его индивидуальности несравненно важнее, чем судьбы тысяч последователей, людей неполноценных. Концепция Ницше основана на делении общества на «сверхчеловеков» (духовную аристократию) и «недочеловеков», судьба которых – быть ведомыми. Он предложил свою типологию лидеров, различая «лидеров толпы» (ее ставленников) и «подлинных героев» – сверхчеловеков.  

Джон Локк занят решением вопроса о том, как совместить интересы народа и короля, как избежать тирании монарха. ХIХ веку характерна трактовка лидера как героя, вождя, царящего над не разумной толпой. Именно такие лидеры, по мнению многих мыслителей, двигают историю вперед, подчиняя своему влиянию тех, кто следует за ними.

И, наконец, рассмотрим взгляды Зигмунда Фрейда (1856–1939) и его последователей, оказавших огромное влияние на современные идеи по поводу лидерства. Цивилизация, по Фрейду, – это сублимация (перемещение) подсознательных влечений человека, прежде всего сексуальных (либидо), на цели политической деятельности. Подавление либидо превращается в стремление к власти, лидерству. Такими невротиками часто являются великие лидеры. Среди их влечений преобладает стремление господствовать над людьми. По Фрейду, исторический процесс развивается под определяющим влиянием великих лидеров. Фрейд утверждает, что массы нуждаются в авторитете лидера, как дети нуждаются в авторитете отца.  

Фрейдисты, как и сам  Фрейд, делят общество на психически нормальных людей, неспособных к  творчеству, и на лидеров, являющихся маньяками, психопатами. 

 

 

 

2 Функции политического  лидерства 

 

Функции, выполняемые политическими  лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической  и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как  правило, бывает кризисная, а цель – программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из сказанного, можно обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач, обеспечения выхода страны из тупика.

Аналитическая функция, или функция постановки диагноза. Т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий.

Функция разработки программы действий. В ее выполнении большую роль играют личностные качества политического лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.

Новаторская функция означает, что политический лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляется обновление и реорганизация политических структур.

Коммуникативная функция предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в практической деятельности.

Политический лидер –  своеобразный аккумулятор настроений в обществе, выразитель жизненных  стремлений и желаний людей. Ведь главный смысл и назначение всей политической деятельности лидеров  – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных  социальных групп.

Организаторская функция логически вытекает из новаторской и коммуникативной функций. Речь идет о мобилизации народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь. Чтобы направить и организовать действия масс, политический лидер должен обладать  организаторскими качествами, умением завоевывать доверие народа, пробуждать его социальную активность, вдохновлять и вести за собой, объединяя усилия всех слоев общества. Организаторская функция включает также формирование кадров и сплочение сторонников реформ.

Координационная функция есть продолжение организаторской и направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей власти и властных институтов: парламента, суда, органов исполнительной власти.

Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. Она предусматривает обеспечение жизнеспособности политического союза, единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп.

Задача поддержания консенсуса в обществе – это ключевая функция  политического лидера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Типологии политического  лидерства

 

1.1 Традиционное лидерство

Одним из обобщающих критериев  типологии политических лидеров  являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими  на общество. В связи с этими  критериями американский политолог  Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.

Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответственно вся активность политического лидера, программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Это не самый многочисленный тип политических лидеров.

Реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства  посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. К реформаторам, например, относится Мартин Лютер Кинг, известный организатор реформаторских движений.

Революционеры ставят целью переход к принципиально иной общественной системе. История показывает, что мирный путь в этом случае – большая редкость. “Архитипичным” революционным  политическим лидером Такер называет Карла Маркса.

Другая система дифференциация политических лидеров основана на определении  корней лидерства, того основания, которое  позволило тот или иной личности стать политическим лидером. Т.е. речь идет о том, на чем основана легитимность, или законность, власти. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства.

Первый тип – традиционное лидерство. Это получение политической власти на основе сложившейся в той или иной стране традиции. Например, в государствах-монархиях политическая власть передается наследнику престола. Следует отметить, что носитель такого рода политической власти может и не стать политическим лидером. Более того, исторический материал свидетельствует, что ради тех, кто получает политическую власть “раз и навсегда”, политических лидеров сравнительно немного.

1.2. Лидерство на основе закона (легальное)

В современных  демократических  государствах это основной путь становления  политического лидера. Как правило, такие лидеры обретают политическую власть на основе всеобщих выборов. Примеров можно привести очень много: Маргарет Тэтчер, Гельмут Коль, Михаил Горбачев, Борис Ельцин и др.

1.3. Харизматическое лидерство

Харизматическое лидерство  основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя – вождя, пророка, князя, военачальника, выдающегося оратора. Харизма в переводе с греческого означает свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателя из других людей (например, пророческий дар). Это один из широко распространенных типов политических лидеров. Данная классификация предложена Максом Вебером. В качестве примеров он назвал Будду, Магомета, Соломона, Цезаря, Наполеона и др.

1.4. Демократический и авторитарный политический лидер

Возможна дифференциация и типология политических лидеров  в зависимости от используемых ими  методов управления обществом. В  соответствии с данным критерием  в политологии выделяются два  стиля – демократический и  авторитарный. Политический стиль лидера может оказывать ограничивающее или стимулирующее действие на его  приверженцев.

Демократический политический лидер общителен, уважает достоинство  людей, стимулирует достижение людьми максимальных возможностей. Такие лидеры открыты для критики, доброжелательны  к людям, создают атмосферу сотрудничества и общности интересов.

Авторитарный политический лидер ориентируется на недемократические, монопольные методы  управления. Он не допускает критики, инакомыслия, предпочитает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы. На авторитарном стиле построена  деятельность практически всех диктаторов, тиранов и деспотов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Политическое  лидерство в Республике Беларусь: реальность и тенденции развития

 
В белорусском обществе сохраняется моноориентация на одного лидера — главу государства. В результате моноцентрическая система лидерства сменяется полицентрической, в отличие от России, где появляются не политические партийные лидеры, отражающие различных слоев, социальных групп, партий, движений и т.д.  
          Политические лидеры в Республике Беларусь формировались в основном двумя путями. Большая часть вышла из КПСС, порвала с ней в условиях провала номенклатурной перестройки. Не удивительно, что они сохраняют сильные традиции большевизма, силовых методов решения споров. Напротив, у лидеров, не входивших ранее в КПСС и во властные структуры, этот опыт вообще отсутствует, выявилась неподготовленность многих из них к конструктивной (а не только митинговой и разрушительной) работе. 

 Для политических лидеров, выдвинувшихся в последние годы, характерна прежде всего, резкая критичность, доходящая до непримиримости к тем, кого они клеймят как политических противников. К тому же позитивная программа у них либо слаба, либо совсем отсутствует. Ее заменяют яростное обличение политических оппонентов, поиски "виновников". 
          Общество все острее испытывает потребность в новом типе политического лидера, профессиональном политике, обладающем широким кругозором и компетентностью ставящем во главу политики научный подход, знающей реальные процессы и тенденции развития.  
Демократия — наилучший "политический климат" для роста настоящих политических лидеров, ибо функционирование демократических режимов предполагает свободу выбора и соперничество политических лидеров, а также общественный контроль за их деятельностью.

Информация о работе Проблема лидерства в истории политической мысли (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Дж. Локк, Ф. Ницше, З. Фрейд)