Проблемы Российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Одна из самых острых проблем российского федерализма касается двусторонних договоров федерации и субъектов. Продолжается приведение регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами, разрешение противоречий.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................................3
1. Конституционные принципы разграничения предметов ведения, полномочий и функций между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и проблемы их реализации в современной России ……......................................................................................................................... 3
1.1. Конституционно-правовой статус Российской Федерации, ее субъектов и разграничение предметов ведения ………....................................................................... 3
1.2. Приоритет федеральных законов при решении вопросов разграничения полномочий и проблемы разграничения нормотворческой деятельности…………………………..… 5
2. Проблемы разграничения предметов ведения, полномочий и функций в комплексе программ государственно-правовых и социально-экономических реформ в России .. 7
2.1. Реформирование отношений собственности и разграничение полномочий……... 7
2.2. Развитие бюджетного федерализма и разграничение полномочий……………..… 9
Список литературы …………………………………………………………………….... 12

Файлы: 1 файл

контрольная система госуправления.docx

— 35.59 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение...............................................................................................................................3

1. Конституционные принципы  разграничения предметов ведения,  полномочий и функций между  федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации и проблемы их реализации  в современной  России  ……......................................................................................................................... 3

1.1. Конституционно-правовой  статус Российской Федерации,  ее субъектов и разграничение  предметов ведения ………....................................................................... 3

1.2. Приоритет федеральных  законов при решении вопросов  разграничения полномочий и проблемы  разграничения нормотворческой  деятельности…………………………..… 5

2. Проблемы разграничения  предметов ведения, полномочий  и функций в комплексе программ  государственно-правовых и социально-экономических  реформ в России .. 7

2.1. Реформирование отношений  собственности и разграничение  полномочий……... 7

2.2. Развитие бюджетного  федерализма и разграничение  полномочий……………..… 9

Список литературы  …………………………………………………………………….... 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Одна из самых острых проблем  российского федерализма касается двусторонних договоров федерации  и субъектов. Продолжается приведение регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами, разрешение противоречий. Таким образом, проблема разграничения полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти по-прежнему сохраняет остроту.  В обществе и правовой науке до настоящего времени нет единства мнений о том, как должно быть организовано правовое пространство России; из каких составных частей оно состоит и в каких взаимоотношениях между собой эти составные части находятся; наконец, какие механизмы используются российским правом для обеспечения единства и однородности правового пространства?

 

1. Конституционные  принципы разграничения предметов  ведения, полномочий и функций  между федеральными органами  государственной власти и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации и проблемы  их реализации в современной  России.

1.1. Конституционно-правовой  статус Российской Федерации,  ее субъектов и разграничение  предметов ведения 

По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

В Конституции РФ предусмотрены  гарантии государственной целостности  РФ. Большую роль здесь играет Президент  РФ, на которого возложена обязанность  принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется  в суверенитете РФ, наличии общефедеральных  органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных  Конституции и законов. Структура  государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении  государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации  эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они  должны признавать конституционное  разграничение компетенции между  ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов  и исполнять их.

Система государственных  органов субъектов федерации  устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского  государства в целом. Особенно большое  значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов.

Проблема определения  компетенции федеральных органов  власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может  обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана  делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная  власть не может носить демократический  характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной  власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих  интересов. Но в то же время они  не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это - объективное противоречие любой  федерации, заставляющее власти тщательно  и оптимально проводить разграничение. компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

В России Конституция дает преимущества субъектам: законы, изданные субъектами Федерации в пределах их исключительной компетенции (остаточных полномочий), имеют верховенство по отношению к федеральному закону (при противоречиях действует  закон субъекта Федерации, тогда  как по отношению к двум другим сферам применяется принцип верховенства федерального права).

Конституция РФ определяет:

1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

2. предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;

3. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов - предметам совместного ведения.

Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

Предметы ведения и  полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько  групп:

1) Вопросы государственного  строительства;

2) Вопросы регулирования  экономики и социального развития;

3) Вопросы внешней политики  и внешнеэкономической деятельности;

4) Вопросы обороны и  охраны границы;

5) Вопросы создания правоохранительных  органов и правовой системы;

6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и  др.;

7) Государственные награды  и почетные звания Российской  Федерации.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают  далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется  суверенитет и территориальное  верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к  компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить  Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные  нормы.

Договоры Федерации и ее субъектов, как средства разграничения предметов ведения, сохраняют свой смысл, в частности, для решения задач установления федерального контроля и условий осуществления субъектами Федерации правового регулирования вопросов, связанных с реализацией их полномочий по всем предметам их совместного ведения, в том числе и неурегулированных федеральным законодательством.

1.2. Приоритет федеральных  законов при решении вопросов  разграничения полномочий и проблемы  разграничения нормотворческой  деятельности.

По предметам ведения  Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.

В пределах своей компетенции  и федерация и субъекты федерации  принимают правовые акты, решают вопросы  государственной и общественной жизни. Конкретнее структура, или состав законодательства субъектов РФ, определяется в их конституциях и уставах.

Законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в  Российской Федерации, действует федеральный  закон. Однако при противоречии между  федеральным законом и нормативным  правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся  вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.

Споры о компетенции между  государственными органами Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов разрешаются  Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности  федеральных законов, нормативных  актов Президента, Правительства  РФ, палат Федерального Собрания, а  также нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти РФ и ее совместному  с субъектами ведению.

Последнее означает, что  нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным  Судом РФ, так как они вне  пределов компетенции федерации.

В 1998-2002 гг. в РФ было принято  большое количество законов, определивших государственно-правовое развитие субъектов  Федерации. Наиболее важными федеральными законами стали такие: «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; «Об  общих принципах и порядке  разграничения предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации»; семь кодексов, в том числе: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации.

Необходимо отметить, что  современная научная литература недостаточно точно установила понятие  единого правового пространства. Наиболее авторитетный специалист в  этой области исследования правовых проблем И. Н. Барциц на основании анализа действующих конституционно-правовых норм указывает, что правовое пространство России состоит из трех уровней: правового пространства Российской Федерации; регионального правового пространства; правового пространства субъекта Российской Федерации . Это мнение представляется обоснованным, так как Конституция Российской Федерации установила в качестве одного из конституционно-правовых принципов единое экономическое пространство, но ничего не сказала о едином правовом пространстве.

2. Проблемы разграничения  предметов ведения, полномочий  и функций в комплексе программ  государственно-правовых и социально-экономических  реформ в России 

2.1. Реформирование  отношений собственности и разграничение  полномочий

В ст.72 говорится о разграничении  государственной собственности  на федеральную и субъектов Российской Федерации. Необходимость такого деления обусловлена тем, что до подписания в марте 1992 г. Федеративного договора субъекты Федерации - края, области, республики и т. д. - не имели своей собственности, что серьезно подрывало их возможность самостоятельно решать даже те вопросы, которые формально были отнесены к их компетенции.

Споры об отнесении того или иного объекта к собственности  Федерации или ее конкретного  субъекта - края, области, республики и  т.п. - возникали неоднократно. Решение  таких споров составляет задачу федерального коллизионного права.

Польза близости собственника к объекту собственности особенно очевидна, когда речь идет о земле, недрах, водных и других природных  ресурсах. Они находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Практически это означает, что Российская Федерация в лице ее высших государственных органов определяет, прежде всего, общие принципы, формы и методы распоряжения землей, недрами и т. п., но делает это при участии субъектов Федерации. Важно учитывать природные особенности свойственные регионам.

Закон о недрах не считает  право государственной собственности  на недра совместным правом РФ и  субъектов РФ. Права собственника недр субъекты реализуют через предоставленные  их государственным органам полномочия принимать совместные решения с  федеральными органами государственной  власти. Поэтому в ст. 4 закона «О недрах» предусмотрено, что в  компетенцию органов государственной  власти субъектов РФ в сфере регулирования  отношений недропользования на своих  территориях входят: «Распоряжение  совместно с РФ единым государственным  фондом недр на своих территориях  и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального  и местного значения». Из вышесказанного можно сделать вывод, что на территории всех субъектов РФ субъекты РФ имеют  свои определенные в законе права  и охраняемые законом интересы в  отношении единого государственного фонда недр в части, расположенной  на его территории. В статье 1 - 2 Закона предусмотрено, что отдельные участки  недр могут получить статус объектов федерального значения «на основании  совместных решений федеральных  органов власти и органов власти субъектов».

Информация о работе Проблемы Российского федерализма