Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:47, контрольная работа
Одна из самых острых проблем российского федерализма касается двусторонних договоров федерации и субъектов. Продолжается приведение регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами, разрешение противоречий.
Введение...............................................................................................................................3
1. Конституционные принципы разграничения предметов ведения, полномочий и функций между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и проблемы их реализации в современной России ……......................................................................................................................... 3
1.1. Конституционно-правовой статус Российской Федерации, ее субъектов и разграничение предметов ведения ………....................................................................... 3
1.2. Приоритет федеральных законов при решении вопросов разграничения полномочий и проблемы разграничения нормотворческой деятельности…………………………..… 5
2. Проблемы разграничения предметов ведения, полномочий и функций в комплексе программ государственно-правовых и социально-экономических реформ в России .. 7
2.1. Реформирование отношений собственности и разграничение полномочий……... 7
2.2. Развитие бюджетного федерализма и разграничение полномочий……………..… 9
Список литературы …………………………………………………………………….... 12
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение......................
1. Конституционные принципы
разграничения предметов
1.1. Конституционно-правовой
статус Российской Федерации,
ее субъектов и разграничение
предметов ведения ……….........
1.2. Приоритет федеральных
законов при решении вопросов
разграничения полномочий и
2. Проблемы разграничения
предметов ведения, полномочий
и функций в комплексе
2.1. Реформирование отношений собственности и разграничение полномочий……... 7
2.2. Развитие бюджетного федерализма и разграничение полномочий……………..… 9
Список литературы …………………………………………………………………….... 12
Введение:
Одна из самых острых проблем
российского федерализма
1. Конституционные
принципы разграничения
1.1. Конституционно-правовой статус Российской Федерации, ее субъектов и разграничение предметов ведения
По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Целостная, хотя и федеративная,
государственная организация
Система государственных
органов субъектов федерации
устанавливается ими
Проблема определения
компетенции федеральных
В России Конституция дает
преимущества субъектам: законы, изданные
субъектами Федерации в пределах
их исключительной компетенции (остаточных
полномочий), имеют верховенство по
отношению к федеральному закону
(при противоречиях действует
закон субъекта Федерации, тогда
как по отношению к двум другим
сферам применяется принцип
Конституция РФ определяет:
1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;
2. предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;
3. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов - предметам совместного ведения.
Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.
Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп:
1) Вопросы государственного строительства;
2) Вопросы регулирования
экономики и социального
3) Вопросы внешней политики
и внешнеэкономической
4) Вопросы обороны и охраны границы;
5) Вопросы создания
6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.;
7) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
Исключительные полномочия
федеральных органов
Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.
Разграничение предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и
органами государственной власти осуществляется
не только Конституцией, но и Федеративным
договором (который посвящен именно
этому) и иными договорами о разграничении
предметов ведения и
Договоры Федерации и ее субъектов, как средства разграничения предметов ведения, сохраняют свой смысл, в частности, для решения задач установления федерального контроля и условий осуществления субъектами Федерации правового регулирования вопросов, связанных с реализацией их полномочий по всем предметам их совместного ведения, в том числе и неурегулированных федеральным законодательством.
1.2. Приоритет федеральных
законов при решении вопросов
разграничения полномочий и
По предметам ведения
Российской Федерации (первая группа вопросов)
принимаются федеральные
В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. Конкретнее структура, или состав законодательства субъектов РФ, определяется в их конституциях и уставах.
Законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить
федеральным законам, регулирующим
первые две группы вопросов. В случае
же противоречия между федеральным
законом и иным актом, изданным в
Российской Федерации, действует федеральный
закон. Однако при противоречии между
федеральным законом и
Споры о компетенции между
государственными органами Российской
Федерации и органами государственной
власти ее субъектов разрешаются
Конституционным Судом РФ. Он же
разрешает дела о конституционности
федеральных законов, нормативных
актов Президента, Правительства
РФ, палат Федерального Собрания, а
также нормативных актов
Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции федерации.
В 1998-2002 гг. в РФ было принято
большое количество законов, определивших
государственно-правовое развитие субъектов
Федерации. Наиболее важными федеральными
законами стали такие: «Об общих
принципах организации
Необходимо отметить, что
современная научная литература
недостаточно точно установила понятие
единого правового
2. Проблемы разграничения
предметов ведения, полномочий
и функций в комплексе
2.1. Реформирование
отношений собственности и
В ст.72 говорится о разграничении государственной собственности на федеральную и субъектов Российской Федерации. Необходимость такого деления обусловлена тем, что до подписания в марте 1992 г. Федеративного договора субъекты Федерации - края, области, республики и т. д. - не имели своей собственности, что серьезно подрывало их возможность самостоятельно решать даже те вопросы, которые формально были отнесены к их компетенции.
Споры об отнесении того
или иного объекта к
Польза близости собственника
к объекту собственности
Закон о недрах не считает
право государственной