Происхождение политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

Содержание работы

Введение _______________________________________________________ 3
Происхождение политики ____________________________________ 4
Сущность политики _________________________________________ 7
Функции политики в обществе ________________________________ 9
Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни __________________________________________________________ 11
Заключение ____________________________________________________ 14
Список литературы ______________________________________________ 15

Файлы: 1 файл

Введение1.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение _______________________________________________________ 3

  1. Происхождение политики ____________________________________ 4
  2. Сущность политики _________________________________________ 7
  3. Функции политики в обществе ________________________________ 9
  4. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни __________________________________________________________ 11

Заключение ____________________________________________________  14

Список литературы ______________________________________________ 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Политика как  явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально  однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую се содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Происхождение политики.

 

Осмыслить происходящее в сфере политики люди пытались еще  в глубокой древности: первичные  знания о государстве и власти, политических институтах, явлениях и  процессах появились примерно за пятьсот лет до нашей эры. За прошедшие с тех пор 2,5 тысячелетия политология прошла длительный путь становления и развития, оформившись, в конечном счете, в автономную, востребованную обществом науку.

Объективной причиной зарождения и эволюции политического  знания были общественные перемены. В их основе, как известно, лежат противоречия между классами и другими социальными группами, между личностью, обществом и государством.  Известно, что наиболее насыщенными, наиболее динамичными являются периоды перехода общества от одной социально - экономической формации к другой, отмеченные острыми политическими противоречиями, ликвидацией прежних и появлением новых политических институтов и отношений.

Естественно поэтому, что периодизация истории политологии  в целом совпадает с периодизацией всемирной истории (прежде всего европейской) и состоит из четырех основных этапов: Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Каждый из этих этапов характеризуется той или иной степенью зрелости политического знания, и, соответственно, положением этой науки в структуре общественных дисциплин.

С позиций общественного  развития эпоха Древнего мира (VIII в. до н. э. - V в. н. э.) в истории европейской  цивилизации была отмечена завершением  перехода от первобытнообщинных отношений  к классовым и заменой родоплеменной формы управления обществом государственной.

В античном мире начальный этап становления науки  о политике (точно так же, как  и в Древнем Китае) пришелся на VI - IV вв. до н. э. Именно в этот период политические идеи обрели форму научных теорий с присущими последним признаками целостности и системности. В научный оборот были введены такие понятия, как политика, республика, монархия, аристократия, конституция, демократия, олигархия и многие другие, не потерявшие своего значения и в наше время.

Наиболее полное воплощение вопросы политической теории на античном этапе развития науки  о политике нашли в трудах древнегреческого ученого Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.). Аристотеля по праву называют отцом политологии. Однако в его трудах, как и в исследованиях других мыслителей Древнего мира, учение о политике еще не получило самостоятельного значения. Оно являлось органической частью философии и этики, где политические вопросы рассматривались в совокупности с проблемами морали и права.

Как известно, к эпохе Средневековья относится длительный этап европейской истории, начавшийся в конце V в., когда пала Римская империя, и завершившийся в конце XVI - начале XVII вв., отмеченных первыми буржуазными революциями, означавшими наступление Нового времени.

 В историю  Европы этот период вошел как  темное, мрачное время, характеризующееся  полным политическим и гражданским  бесправием крепостных крестьян, темнотой и забитостью народа, преследованием деятелей науки  и культуры.

В эпоху позднего Средневековья на континенте шел активный процесс возникновения новых государств с реформированием церковной и светской властей, а также изменениями в социальной структуре населения, составлявшего три основные группы: духовенство, дворянство и крестьянство.

В эпоху Возрождения, охватившую XIV - XVII вв., возникло мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Необходимы были новые политические знания, принципиально отличавшиеся от теократического. Революционные перемены в развитии политической мысли в эпоху Возрождения, прежде всего, были связаны с именем Никколо Макиавелли (1469 - 1527), которого иногда называют самым знаменитым итальянцем со времен Юлия Цезаря.

Исследования  Макиавелли и сделанные им открытия имели принципиальное значение для  дальнейшего развития мировой политической мысли. И если Аристотеля называют отцом политического знания, то Макиавелли - основателем науки о политике.

Одновременно  шел процесс становления конституционного государства, т. е. такого института  управления обществом, деятельность которого основана исключительно на правовых нормах, распространяющихся на всех без исключения граждан страны, включая ее правящую элиту. Завершающий период оформления политологии в самостоятельную научную дисциплину пришелся на последний этап Нового времени (вторая половина XIX - начало XX вв.).

На фоне развития капиталистических отношений и  порождаемого ими социального неравенства  обострились межклассовые противоречия, следствием которых явился резкий рост политической активности масс.

Россия, как  известно, в число стран с развитой наукой вошла довольно поздно - примерно в первой половине XVIII века, т. е. тогда, когда политическое знание в Западной Европе и Северной Америке достигло достаточно высокой степени прогресса. В конце XIX - начале XX вв., т. е. в условиях серьезных перемен в подходе к политической проблематике, политическая мысль в России развивалась достаточно интенсивно, хотя еще находилась под влиянием западной, прежде всего германской науки.

 

 

 

 

2. Сущность политики.

 

Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие "Политика" привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания.

Укажем на некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.

Понимание политики как сферы взаимодействия различных  социальных групп и общностей  людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек – существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе – в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или "общения" людей.

В современных  условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе.

Обладая таким  свойством, как власть, политика имеет  верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально - экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций – управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др.

Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики.

Внешняя политика – это деятельность государства  на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

3. Функции политики в  обществе.

 

Политика выполняет в общественной жизни следующие функции:

1.Выражение общественно значимых интересов всех групп и слоев общества. Выражение интересов включает в себя:

а) осознание  интересов;

б) их оформление в идеологии;

в) институализацию  интересов посредством создания политической партии или общественного движения.

2.Рационализация возникающих в обществе противоречий. Достижение социальными группами своих интересов неизбежно сопровождается конфликтами между ними. Политика призвана перевести разрешение этих конфликтов в русло цивилизованного диалога. Другими словами, для достижения своих интересов можно выводить людей на улицы, переворачивать машины, бить витрины; а можно создать политическую партию, путем участия в избирательной кампании провести своих представителей в парламент и разрешать все вопросы за столом переговоров с представителями других партий в парламенте.

3.Руководство и управление общественными процессами в интересах тех или иных групп или общества в целом. Руководство заключается в определении основных целей и приоритетов развития, а также в выработке путей и средств их достижения; управление представляет собой деятельность по реализации выработанных стратегических решений.

4. Интеграция  различных социальных групп за  счет подчинения их интересов интересам целого. Политика призвана выразить единый общенародный интерес и определить место в нем каждой социальной группы.

5.Обеспечение инновационного характера общественного развития. Это означает, что политика призвана обеспечить соответствие политических форм потребностям экономического и социального развития общества. Другими словами, политика должна создавать условия, благоприятные для экономического и социального развития.

6.Наконец, политика выполняет своеобразную человекотворческую функцию. Она заключается в том, что политика представляет собой специфическую сферу самореализации личности, т.е. позволяет человеку проявить себя как социально активное, социально значимое существо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Взаимоотношения политики  с другими сферами общественной жизни.

 

Понимание природы  политики неизбежно предполагает и  осознание се связей с другими  сферами общественной жизни. Испытывая  влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие  на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.

Как правило, в  стабильных демократических обществах  функциональная связь политики с  другими общественными сферами  носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни и т. д. В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов. При тоталитарных же режимах правления политические методы управления, по сути, девальвируют значение и экономических, и моральных, и правовых регуляторов.

Так, в отношениях политики с экономикой, прежде всего, необходимо отметить значительную детерминирующую  роль последней в (формировании политической власти. Конечно, было бы явным преувеличением считать, что экономика всегда определяет политическую область жизни (например, классический марксизм). Источники политики того или иного государства, класса, нации, группы чаще всего невозможно однозначно свести к экономическим детерминантам. Но, в свою очередь, и политика не может рассматриваться как прародительница экономики. Хотя, будучи формой, властно - государственного принуждения, политика сохраняет регулирующие способности по отношению к экономике в тех случаях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы всего общества. При этом характер такого влияния может быть трояким: либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным.

Информация о работе Происхождение политики