Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:52, контрольная работа
Цель контрольной работы – ознакомиться с понятием политического конфликта и его составляющих.
Выявить психологические механизмы возникновения и развития конфликтов;
Рассмотреть психологические факторы урегулирования и разрешения конфликтов;
Раскрыть понятие «Психологическая война», а также рассмотреть способы воздействия психологической войны и основные ее приемы.
Изучить молодежь как субъект политического конфликта а так же рассмотреть ее особенности на основе исследования.
Введение…………………………………………………………...3
1.Основные механизмы политического конфликта……………...4
2.Психологические факторы урегулирования и разрешения политических конфликтов……………………………………….8
3.Основные способы урегулирования конфликтных ситуаций……………………………………………………………...…..12
4.Особенности политического сознания молодежи…………….14
Заключение…………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………...23
Министерство образования Российской Федерации
Министерство образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт истории, политологии и права
Кафедра истории
Контрольная работа
по «Политической
на тему:
«Психологические механизмы политических конфликтов»
Работу выполнил(а):
Воложина В.Ю
Студентка 3 курса
33 группы
Москва 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Данная работа посвящена изучению психологических аспектов политического конфликта. Современные исследования специалистов в области социальной и политической психологии показывают, насколько велика роль в любых конфликтах, в том числе и политических, психологических факторов, и заставляют задуматься о том, что их недооценка лежит в основе многих неудач в урегулировании и разрешении конфликтов. Акцентирование сделано на молодежь, так как именно молодежь на протяжении последних полувека является основной народной силой политических конфликтов.
Политические конфликты и методы их разрешения привлекают интерес специалистов разных научных дисциплин, усилиями которых сформировалась специфическая - политическая - парадигма конфликтологических исследований.
Цель контрольной работы – ознакомиться с понятием политического конфликта и его составляющих.
Выявить психологические
механизмы возникновения и
Рассмотреть психологические факторы урегулирования и разрешения конфликтов;
Раскрыть понятие «
Изучить молодежь как
субъект политического
1. Основные механизмы политического конфликта
Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.
Политический конфликт может возникнуть на почве различных причин, среди которых могут быть острые столкновения противоположных сторон, обусловленные взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе. Психологический фактор- это, осознанное свойство тех или иных политических сил так или иначе отображать реальные столкновения своих политических интересов на высшей стадии их противоречивости по поводу власти, и саморегулировать свое поведение и действия, как по развязыванию этих столкновений, так и по их разрешению, с другой стороны.
Психологические факторы имеют важную роль в любых конфликтах, в том числе и политических. Их недооценка лежит в основе многих неудач в урегулировании и разрешении конфликтов. Поэтому, в своей работе мы рассмотрели наиболее известные психологические механизмы возникновения и развития конфликтов.
К ним относят:
Во-первых, социальные дилеммы1 – ситуации, когда преследование личных, частных интересов доминирует над реализацией коллективных, общественных интересов. Основными характеристиками социальных дилемм являются:
Доминирующая стратегия, когда некооперативный выбор поведения является более выгодным для эгоистичного индивида, чем кооперативный выбор безотносительно того, какие выборы делают другие члены группы.
Социальные дисфункции2. По сравнению с кооперативным выбором некооперативный выбор поведения всегда вреден для других участников.
Совокупный ущерб, нанесенный другим членам группы посредством некооперативного выбора поведения, всегда больше, чем выгода, которую получает эгоистичный участник непосредственно.
Социальные дилеммы
имеют временной компонент: хотя
некооперативное поведение
Восприятие и оценка социальных дилемм имеет моральное измерение - степень, с которой индивиды и группы преследуют личные и корпоративные выгоды и совершают некооперативные поступки, трактуется в терминах этики справедливости, честности, доверия, что сильно отражается на моральной атмосфере коллектива и общества в целом.
Примером социальной
дилеммы может служить
Во-вторых, особенности восприятия друг друга сторонами политического конфликта. Эти особенности влияют на развитие самого конфликта, без их понимания невозможно найти оптимальные пути разрешения спорных вопросов. Многие исследования, осуществляемые политическими психологами, показывают, что восприятие в условиях конфликта весьма стереотипно и включает в себя два аспекта:
1)эмоциональный аспект - сильную негативную эмоциональную окраску, чувство враждебности по отношению к противоположной стороне, недоверие, страх, подозрительность;
2)когнитивный аспект - стремление к упрощению информации, отсутствие альтернативных вариантов решений, схематизм при оценке фактов, крайнюю избирательность восприятия (воспринимается только та информация, которая подтверждает правоту одной из сторон, остальная информация игнорируется).
Стереотипизация3 восприятия в условиях конфликта служит причиной игнорирования всего того, что не укладывается в рамки собственных представлений и желаний. Те факты, которые противоречат сформулированной позиции, как правило, либо не замечаются, либо путем соответствующей интерпретации подгоняются под усвоенные стереотипы. При этом сужается спектр источников информации. Это объясняется в первую очередь тем, что в ситуации конфликта участники не доверяют друг другу и, соответственно, с сомнениями относятся к открытым источникам информации.
В конечном счете, стереотипизация ограничивает поиски возможных вариантов выхода из конфликта. Стороны видят и оценивают лишь очень незначительное количество возможных альтернатив поведения, они действуют в рамках той парадигмы, которая описывает конфликт как игру с нулевой суммой.
Например, если это территориальный конфликт, то каждый из участников вначале претендует на всю спорную территорию и даже мысли не допускает о возможных компромиссных решениях. В результате предлагаемые сторонами варианты разрешения конфликта оказываются направленными главным образом на усиление противостояния.
Одним из следствий стереотипизации служит её схематизация, вследствие которой в условиях конфликта появляется возможность легче вести пропаганду войны, чем мира. Стереотипы войны обычно строятся по принципу дихотомии, типа: «победа или смерть», «свой - чужой». Подобная дихотомия предполагает наиболее простые решения, нацеленные на уничтожение врага. Мирные же выходы из конфликтной ситуации, напротив, требуют сложного поиска развязки интересов, идущего вразрез со схемами.
Усилению стереотипов в значительной степени способствует пропаганда, нацеленная на формирование «образа врага». Каждая сторона старается сделать пропаганду как можно более простой, доходчивой, исходя из того, что чем примитивнее пропагандистский образ, тем он легче ассимилируется в систему стереотипов личности, социальных и этнических групп. Все это ведет к тому, что в конфликте массы начинают активно поддерживать своих политических лидеров.
Психологическим механизмом возникновения и существования конфликта является и восприятие несправедливости. Люди воспринимают справедливость как некий баланс, то есть как распределение вознаграждения пропорционально вкладу каждого. Конфликт возникает тогда, когда есть ощущение дисбаланса, сомнения в справедливости вознаграждений и оценки вкладов.
2. Психологические факторы урегулирования и разрешения политических конфликтов
Политические конфликты, особенно в международной сфере, могут приводить к весьма серьезным последствиям: гибели людей, разрушению материальных ценностей, расходованию необходимых для продуктивного развития общества ресурсов, поэтому большое значение приобретают проблемы их мирного урегулирования.
При урегулировании политических конфликтов используется целый ряд приемов и подходов, основанных на учете психологических аспектов конфликтных ситуаций.
Важным способом изменения отрицательных образов и ломки сложившихся стереотипов на уровне массового сознания может стать активное использование средств массовой информации. Если печать, радио и телевидение вместо создания и поддержания образа врага будут подчеркивать взаимовыгодность, решения спорных проблем путем переговоров, у участников конфликта, могут измениться представления о намерениях противоположной стороны. Для формирования адекватного восприятия друг друга субъектами конфликта весьма полезны непосредственные личные контакты их представителей между собой. Такие контакты позволяют открывать в другой стороне черты сходства и устанавливать позитивные взаимоотношения.
Наиболее распространенный способ разрешения политических конфликтов - проведение переговоров.
Выделяют три подхода в рассмотрении этого вопроса.
- Первый подход подразумевает, что переговоры обязательно исходят из общих интересов переговаривающихся сторон и поэтому представляют собой мероприятия, ориентирующиеся на сотрудничество.
- Второй подход предполагает, что интересы сторон могут быть различными и даже взаимоисключающими, переговоры же возможны при наличии взаимозависимости их участников, позволяющей достичь выгодного для всех соглашения.
- Третий подход допускает как противоборство, так и сотрудничество, наличие как общих, так и взаимоисключающих интересов.
Для успешного ведения переговоров, кроме знаний и понимания сути спорных проблем, необходимы и определенные личностные качества участников переговорного процесса. В частности, речь идет о психологической готовности договариваться и принимать решения, целеустремленности. В конфликтологии существует такое понятие, как конфликтоустойчивость, в целом характеризующая способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов.
Конфликтоустойчивость определяется умением человека управлять своими эмоциями и выражать их, не оскорбляя оппонента, умением анализировать, прогнозировать, находить альтернативные решения и вести полемику, стремлением решить проблему и обсуждать как свои интересы, так и интересы других участников конфликта.
Серьезным фактором, влияющим на ход переговоров, могут стать установки их участников. Установки могут быть двух типов - ориентированные на ситуацию или на межличностные взаимоотношения.
Участники переговоров, ориентированные на ситуацию, склонны видеть в переговорах только объективную сторону: соотношение сил, параметры ситуации. Участники с ориентацией на межличностные отношения готовы либо к сотрудничеству с противоположной стороной, либо к конкурентным отношениям и торгу с партнером. Специалисты по переговорам отмечают, что стремление не отступать от своей позиции может быть обусловлено «оптимистической самонадеянностью» участников переговорного процесса.
Важную роль в урегулировании любых конфликтов способна играть третья сторона. В политических конфликтах международного характера участие третьей стороны может выражаться в оказании добрых услуг, посредничестве, арбитраже. В качестве третьей стороны могут выступать иностранные государства, международные межправительственные и неправительственные организации.
Еще более существенное
воздействие оказывают
Информация о работе Психологические механизмы политических конфликтов