Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:10, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
1. Определить понятие политических прав и свобод граждан;
2. Изучить виды и содержание политических прав и свобод;
3. Описать гарантии защиты политических прав и свобод.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Политические права и свободы ………………………………………………..5
1.1 Право на участие в референдуме….................................................................6
1.2 Избирательное право …………………………………………………………7
1.3 Право на равный доступ к государственной службе ………………………8
1.4 Право на обращении. Право участие в отправлении правосудия…………9
2. Публично – политические права и свободы. Свобода мысли и слова…….10
2.1 Право на информацию …………………………………………………...…11
2.2 Право на объединение ………………………………………………………12
2.3 Право на манифестацию…………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Политические права и свободы ………………………………………………..5
1.1 Право на участие в
1.2 Избирательное право …………………………………………………………7
1.3 Право на равный
доступ к государственной
1.4 Право на обращении. Право участие в отправлении правосудия…………9
2. Публично – политические
права и свободы. Свобода
2.1 Право на информацию …………………………………………………...…11
2.2 Право на объединение ………………………………………………………12
2.3 Право на манифестацию………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Российская Федерация – демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом реализуются эти права на основании действующего законодательства и основного закона – Конституции РФ, а также как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. Политические права и свободы относятся именно к конституционным правам и свободам, что говорит об их высоком приоритете и значимости. Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Политические права и свободы развиваются на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по природе своей неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны, как правило, с обладанием гражданством. Вместе с тем право на объединение, свобода мысли и слова адресованы каждому, поскольку они могут быть отнесены как к личным, так и к политическим правам. Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных.
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав[10].
Целью данной контрольной работы является изучение политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо раскрыть следующие задачи:
1. Определить понятие
2. Изучить виды и содержание политических прав и свобод;
3. Описать гарантии защиты
Новизна данного исследования заключается в самостоятельном и комплексном изучении политических прав и свобод граждан в Российской Федерации, как неотъемлемой части как неотъемлемой части российского законодательства. При исследовании данной темы использовались такие частно-научные методы как сравнение и анализ.
В работе были использованы научные статьи автора М.В. Баглай, где более раскрыта выбранная мною тема, а также федеральный конституционный закон и федеральные законы Российской Федерации.
1. Политические права и свободы
Политические права подразумевают в первую очередь управление делами государства и осуществление местного самоуправления. Это положение закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации: «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Они также имеют право участвовать в отправлении правосудия». Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении делами государства – неотъемлемое демократическое начало в её организации[1]. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать не только в управлении делами государства, но и в осуществлении местного самоуправления, федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Непосредственное участие в управлении делами государства и местном самоуправлении выражается в следующих возможностях граждан России: 1)Участие в принятии государственного решения на референдуме Российской Федерации, а также решения на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме. Право постановки вопросов перед государственными органами и органами местного самоуправления в порядке народной инициативы (сбор подписей в поддержку проведения референдума, для подготовки и принятия законопроекта и др.); 2) Участие в формировании представительных и исполнительных органов власти Российской Федерации и её субъектов, избрание представительных органов и должностных лиц местного самоуправления; 3) Право занять государственную должность, так как граждане России имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4, ст. 32 Конституции Российской Федерации), а также муниципальную должность (федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и соответствующие законы субъектов Российской Федерации); 4)Право обсуждения проектов решений государственных органов и органов местного самоуправления и направления им своих предложений; 5)Право участвовать в отправлении правосудия[7].
1.1 Право на участие в референдуме
Право граждан на участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления может осуществляться как непосредственно, так и через представителей. Право на участие в референдуме относится к непосредственной форме. Референдум – форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования. Суть и значение референдума обусловлены тремя исходными пунктами – волеизъявление народа, голосование, результат. Базовые начала референдума закреплены в Конституции Российской Федерации. Законодательное закрепление порядка проведения референдумов на федеральном уровне происходит в следующих нормативно-правовых актах: 1) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Он является важным для всех видов референдумов, проводимых в Российской Федерации; 2)Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» [3].
Определённое значение
имеют постановления
Достоинством референдума
1.2 Избирательное право
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления возникает у граждан согласно ст. 60 Конституции Российской Федерации с 18 лет. В этом возрасте у граждан наступает полная дееспособность, т.е. способность самостоятельно в полном объёме осуществлять свои права и обязанности[1]. Применительно к осуществлению избирательных прав граждан говорят об избирательной дееспособности которая не отождествляется с гражданской правоспособностью гражданина. Общепринято различать избирательное право в объективном и субъективном смысле. Избирательное право в субъективном смысле есть совокупность юридических норм, регулирующих фактические отношения по выборам представительных органов и должностных лиц. Эти нормы содержатся в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, в различных избирательных законах. Субъективное избирательное право – это конституционное право граждан Российской Федерации избирать Президента Российской Федерации, депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления и право (возможность) быть избранным на соответствующий пост или в органы государственной власти и местного самоуправления. Такое разграничение, принятое в науке конституционного права, сделано юридически в ст. 2 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. В федеральном законе детализировала избирательные правомочия гражданина, дополнив их правом участвовать в выдвижении кандидатов (список кандидатов избирательными объединениями) [4]. Причём выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. В целом новая редакция рамочного избирательного закона направлена на демократизацию практически всех стадий избирательного процесса: предвыборной агитации, контроля за проведением выборов, работы избирательных комиссий, установления итогов голосования, определения результатов выборов, ответственности за нарушение законодательства о выборах[5]. Избирательные права граждан Российской Федерации осуществляются на основе универсальных всемирно признанных принципов: 1)Равноправие избирателей; 2)Непосредственное избрание; 3)Тайность голосования; 4)Добровольность; 5)Всеобщность. Однако существуют определённые ограничения как для активного избирательного права, так и для пассивного (стоит отметить, что понятие «ценз» в российском законодательстве при этом не используется): 1)По принадлежности к гражданству; 2)По возрасту; 3)По проживанию; 4)По количеству избраний и т.д.е [9].
1.3 Право на
равный доступ к
В соответствии с федеральным законом от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» определены виды федеральной службы: гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, государственная гражданская служба субъектов Федерации. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет в качестве одного из принципов службы равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, и т.д.е. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигнувшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в законе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Закон предусматривает важную норму о поступлении на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу. Для проведения конкурса создаётся конкурсная комиссия[6].
1.4 Право на обращение. Право на участие в отправлении правосудия
Обращение граждан – важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением. Обращения граждан являются, с одной стороны, существенным источником информации, необходимой для решения вопросов государственного и общественного строительства, с другой – одной из важнейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами общества и государства. В соответствии со ст. 33 Конституции граждане Российской Федерации имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направить индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам. Конституционное право граждан на обращение конкретизируется в ряде законодательных актов[1]. Так, ст. 26 федерального закона от 28 сентября 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» закрепляет обязанность органов местного самоуправления и их должностных лиц «дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца». Термин «обращения» носит обобщающий характер, объединяя изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, ходатайства и жалобы гражданина. Каждый из этих видов обращений имеет свою специфику, особый порядок рассмотрения и различные правовые последствия[7].
Участие граждан в
отправлении правосудия есть один из
демократических принципов
2. Публично-политические права и свободы. Свобода мысли и слова
Помимо политических прав и свобод, предоставляющих возможность напрямую принимать участие в управлении делами государства и в осуществлении местного самоуправления, существуют также политические права и свободы, смежные с личными. Это публично-политические права и свободы. Право на свободу мысли и слово закреплено в ст. 29 Конституции Российской Федерации. Мышление и мысль, как его результат, продукт, – естественное и неотъемлемое свойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических и теоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной[1]. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью. Свобода мысли и слова символизирует связь личной жизни и индивидуальной свободы человека с его переходом в сферу публичной жизни. Без свободы мысли и слова невозможна нормальная жизнь общества, ибо она лежит в основе других важнейших свобод, таких, как свобода печати, свобода творчества, свобода выбирать и быть избранным и др. Однако свобода слова не может быть абсолютной. В «Международном пакте о гражданских и политических правах» говорится, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность, поэтому сопряжено и с некоторыми ограничениями. Они касаются прав других лиц, их репутации, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения[10].
2.1 Право на информацию
Наиболее распространённым способом поиска, получения, передачи, производства и распространения информации являются средства массовой информации, под которыми в соответствии с федеральным законом «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. понимаются периодические издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации, среди которых особое место занимает Интернет Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эти сведения должны представляться средствам массовой информации по запросам редакций, а также путём проведения пресс-конференций и в иных формах, что конкретизировано в федеральном законе от 15 декабря 1994 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Граждане наряду с другими пользователями (органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации[9].
Информация о работе Публично – политические права и свободы. Свобода мысли и слова