Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 14:32, контрольная работа
Принцип разделения властей получил широкое признание в мировой конституционной практике. Закреплён и в Конституции РФ 1993 года. Однако с тех пор, как принцип разделения властей был сформулирован и получил признание, прошло более 200 лет. Жизнь на месте не стоит, и за это время произошли существенное изменения как в теоретическом понимании принципа разделения властей, так и в конституционной практике его реализации в разных государствах.
1. Вступление.
2. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика.
2.1. Конституционное закрепление разделения властей.
2.2. Проблемы разделения властей в Российском государстве и государственные органы с особым статусом.
3. Непосредственная демократия, система избирательных органов и "избирательная власть".
3.1. Основные формы непосредственной демократии.
3.2. "Избирательная власть" в системе разделения властей.
3.3. Избирательные комиссии в системе государственных органов.
4. Глава государства - Президент РФ и органы при нём.
4.1. Место Президента РФ в системе разделения властей.
4.2. Система органов при Президенте.
5. Законодательная "ветвь власти" и "особое ответвление" - "учредительная власть".
5.1. Федеральная законодательная власть (Федеральное Собрание).
5.2. Региональная законодательная власть.
5.3. Учредительные органы и "учредительная власть".
6. Исполнительная "ветвь власти", исполнительные органы и "особое ответвление" - органы Банка России.
6.1. Система исполнительной власти РФ. Место исполнительной власти и значение исполнительных органов.
6.2. Правительство РФ - высший исполнительный орган РФ.
6.3. Федеральные органы исполнительной власти и территориальные исполнительные органы.
6.4. Региональная исполнительная власть.
7. Судебная власть. Суды и органы при судебной власти.
7.1.Судебная власть и судебная система.
7.2. Органы конституционного правосудия.
7.3. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
7.4. Формирование судебной власти.
7.5. Государственные органы при судебной власти - органы судейского сообщества, квалификационные коллегии судей, обеспечивающие органы.
8. Независимые контрольные и надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля) в системе разделения властей. "Контрольно-надзорная власть".
8.1. Прокуратура РФ в системе разделения властей.
8.2. Парламентские органы финансового контроля.
8.3. Уполномоченные по правам человека.
9. Местное самоуправление в системе публичной власти.
10. Общественные объединения, средства массовой информации.
11. Заключение.
Список литературы.
Разделение властей в современной России: проблемы, противоречия.
1. Вступление.
2. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика.
2.1. Конституционное закрепление разделения властей.
2.2. Проблемы разделения властей в Российском государстве и государственные органы с особым статусом.
3. Непосредственная демократия, система избирательных органов и "избирательная власть".
3.1. Основные формы непосредственной демократии.
3.2. "Избирательная власть" в системе разделения властей.
3.3. Избирательные комиссии в системе государственных органов.
4. Глава государства - Президент РФ и органы при нём.
4.1. Место Президента РФ в системе разделения властей.
4.2. Система органов при Президенте.
5. Законодательная "ветвь власти" и "особое ответвление" - "учредительная власть".
5.1. Федеральная законодательная власть (Федеральное Собрание).
5.2. Региональная законодательная власть.
5.3. Учредительные органы и "учредительная власть".
6. Исполнительная "ветвь власти", исполнительные органы и "особое ответвление" - органы Банка России.
6.1. Система исполнительной власти РФ. Место исполнительной власти и значение исполнительных органов.
6.2. Правительство РФ - высший исполнительный орган РФ.
6.3. Федеральные органы исполнительной власти и территориальные исполнительные органы.
6.4. Региональная исполнительная власть.
7. Судебная власть. Суды и органы при судебной власти.
7.1.Судебная власть и судебная система.
7.2. Органы конституционного правосудия.
7.3. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
7.4. Формирование судебной власти.
7.5. Государственные органы при судебной власти - органы судейского сообщества, квалификационные коллегии судей, обеспечивающие органы.
8. Независимые контрольные и надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля) в системе разделения властей. "Контрольно-надзорная власть".
8.1. Прокуратура РФ в системе разделения властей.
8.2. Парламентские органы финансового контроля.
8.3. Уполномоченные по правам человека.
9. Местное самоуправление в системе публичной власти.
10. Общественные объединения, средства массовой информации.
11. Заключение.
Список литературы.
1. Вступление.
Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".
Принцип разделения властей получил широкое признание в мировой конституционной практике. Закреплён и в Конституции РФ 1993 года. Однако с тех пор, как принцип разделения властей был сформулирован и получил признание, прошло более 200 лет. Жизнь на месте не стоит, и за это время произошли существенное изменения как в теоретическом понимании принципа разделения властей, так и в конституционной практике его реализации в разных государствах.
Исследование разделения властей в современном Российском государстве представляет интерес ещё и потому, что Россия встала на путь построения современного конституционного государства, а принцип разделения властей положен в основу организации государственной власти в Российской Федерации сравнительно недавно. Существующая система разделения властей сложилась в последние десять-пятнадцать лет.
2. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика.
2.1. Конституционное закрепление разделения властей.
Согласно части 1 статьи 3 Конституции РФ "единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ". Часть 2 статьи 3 предусматривает три формы осуществления власти народа - непосредственную демократию, государственную власть и местное самоуправление: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Никто больше не может ни обладать политической властью, ни осуществлять её, согласно части 3 статьи 4 "Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".
Согласно статье 10 Конституции РФ "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Согласно части 1 статьи 11 Конституции РФ "Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ".
2.2. Проблемы разделения властей в Российском государстве и государственные органы с особым статусом.
Тремя основными "ветвями власти", даже вместе с институтом главы государства, система государственных органов РФ (и многих других государств мира) не ограничивается. Как справедливо отмечает В.Е.Чиркин, "в современном государстве существует множество органов и должностных лиц, которых не было во времена, когда формулировалась концепция разделения властей". В современном Российском государстве такими органами являются избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией РФ, органы при Президенте, Конституционное Собрание, Банк России, органы судебного сообщества и квалификационные коллегии судей, а также органы прокуратуры (во главе с Генеральной прокуратурой), органы финансового контроля (Счётная палата РФ и аналогичные региональные органы), омбудсманы (Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ). К сожалению, место этих органов в системе разделения властей не всегда освещается должным образом, в различных учебниках по теории государства и права эти органы при рассмотрении принципа разделения властей игнорируются, а во многих научных источниках информации о таких органах ничего не говорится о их месте в системе разделения властей. Отчасти это можно объяснить тем, что система разделения властей в современном виде существует в нашей стране только с 1994 года, а при советской власти вопрос о разделении властей и о статусе различных государственных органов не стоял, так как все государственные органы были подконтрольны и подотчётны Советам. Зачастую такие органы искусственно относятся к одной из основных "ветвей власти", особенно хорошо это видно на примере прокуратуры. Имеют место даже политические заявления о нелегитимности таких органов именно по той причине, что они не укладываются в классическую схему разделения властей. В большинстве конституционных государств, в которых принцип разделения властей положен в основу организации государственной власти, существуют государственные органы, формально и функционально не относящиеся ни к одной из "основных ветвей власти" - государственные органы с особым статусом. Наличие в государстве таких органов и даже их систем ещё не опровергает теорию разделения властей. Однако, когда количество и значение государственных органов с особым статусом возрастает они могут образовывать "особые ответвления" и даже "дополнительные ветви власти", а сам принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), на мой взгляд, нуждается в переосмыслении.
3. Непосредственная демократия, система избирательных органов и "избирательная власть".
3.1. Основные формы непосредственной демократии.
Согласно части 3 статьи 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы являются основными формами непосредственной демократии (другими формами непосредственной демократии являются, например, отзывное производство, участие присяжных и народных заседателей в осуществлении правосудия). Не останавливаясь на различных формах непосредственной демократии, принципах избирательного права и референдума, остановимся на тех моментах, которые имеют отношение к рассматриваемой теме.
Референдум представляет собой голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" референдум проводится на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в дополнительном утверждении, подлежит исполнению (неясно, имеет ли оно прямое действие) и может быть отменено иначе, как на новом референдуме или в судебном порядке. Казалось бы, власть народа, выражаемая на референдуме, должна быть исключена из "системы сдержек и противовесов" и не может быть ограничена. На самом деле это не так. Вышеупомянутый Федеральный закон и Федеральный конституционный закон "О референдуме РФ" устанавливают круг вопросов, не подлежащих вынесению на референдум. Вопросы референдума не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, противоречить Конституции РФ и законодательству вышестоящего уровня. Кроме того, добиться проведения референдума крайне сложно, для этого необходимо пройти сложнейшие юридические процедуры.
В Российской Федерации проводятся выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Представительные органы, избираемые непосредственно гражданами, и выборные должностные лица занимают центральное место в системе органов государственной власти, а также в системе органов местного самоуправления. На федеральном уровне избираются глава государства - Президент РФ и депутаты Государственной Думы. На региональном уровне (в субъектах РФ) проводятся выборы депутатов законодательного (представительного) органа и высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа). На муниципальном уровне проводятся выборы представительного органа местного самоуправления, и, как правило, главы муниципального образования. Не исключается возможность проведения выборов и в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3.2. "Избирательная власть" в системе разделения властей.
Конституционная доктрина некоторых стран Латинской Америки выдвигает тезис о существовании наряду с традиционными "ветвями власти" также избирательной власти. "Под избирательной властью понимается право граждан, обладающих избирательными правами и составляющих избирательный корпус, решать все основные вопросы государственной жизни путём выборов, референдума, народной законодательной инициативы и другими способами". Организационно обособление избирательной власти выражается в создании системы избирательных органов. Таким образом, "избирательная власть" имеет неоднородный характер и включает избирательный корпус как субъект непосредственной демократии и систему государственных избирательных органов, осуществляющих функции и наделённых полномочиями по обеспечению волеизъявления избирательного корпуса.
На мой взгляд, "избирательная власть" в России является реальностью. Это выражается, в частности, в создании системы независимых коллегиальных избирательных органов - избирательных комиссий. В принципе выборы и референдумы могут проводиться органами любой из основных "ветвей власти", но в этом случае существует больше возможностей для злоупотреблений властью.
3.3. Избирательные комиссии в системе государственных органов.
Избирательные комиссии в РФ осуществляют организацию и проведение выборов. В РФ действуют избирательные комиссии на пяти уровнях: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, а также территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии субъектов РФ с 1994 года являются государственными органами и действуют на постоянной основе. Они формируются на паритетной основе соответственно Президентом РФ и палатами Федерального Собрания, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ3. Нижестоящие избирательные комиссии формируются, как правило, органами местного самоуправления на период подготовки и проведения выборов. Избирательные комиссии осуществляют такую функцию государства, как проведение выборов и референдумов, и в пределах этой функции обладают государственно-властными полномочиями. Естественно, избирательные комиссии не могут быть отнесены ни к одной из трёх основных "ветвей власти". М.В.Баглай относит Центральную избирательную комиссию к числу "органов государственной власти с особым статусом".
4. Глава государства - Президент РФ и органы при нём.
4.1. Место Президента РФ в системе разделения властей.
Часть 1 статьи 80 определяет Президента РФ как главу государства и устанавливает в общем виде его функции. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (иначе говоря - координирует деятельность "ветвей власти"), определяет в соответствии с федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию как глава государства внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается гражданами РФ на четырёхлетний срок полномочий с возможностью переизбрания на второй срок. Он не подотчётен Федеральному Собранию, не несёт перед ним политической ответственности и может быть отрешён от должности только за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.
Информация о работе Разделение властей в современной России: проблемы, противоречия