Разделение властей в современной России: проблемы, противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Принцип разделения властей получил широкое признание в мировой конституционной практике. Закреплён и в Конституции РФ 1993 года. Однако с тех пор, как принцип разделения властей был сформулирован и получил признание, прошло более 200 лет. Жизнь на месте не стоит, и за это время произошли существенное изменения как в теоретическом понимании принципа разделения властей, так и в конституционной практике его реализации в разных государствах.

Содержание работы

1. Вступление.
2. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика.
2.1. Конституционное закрепление разделения властей.
2.2. Проблемы разделения властей в Российском государстве и государственные органы с особым статусом.
3. Непосредственная демократия, система избирательных органов и "избирательная власть".
3.1. Основные формы непосредственной демократии.
3.2. "Избирательная власть" в системе разделения властей.
3.3. Избирательные комиссии в системе государственных органов.
4. Глава государства - Президент РФ и органы при нём.
4.1. Место Президента РФ в системе разделения властей.
4.2. Система органов при Президенте.
5. Законодательная "ветвь власти" и "особое ответвление" - "учредительная власть".
5.1. Федеральная законодательная власть (Федеральное Собрание).
5.2. Региональная законодательная власть.
5.3. Учредительные органы и "учредительная власть".
6. Исполнительная "ветвь власти", исполнительные органы и "особое ответвление" - органы Банка России.
6.1. Система исполнительной власти РФ. Место исполнительной власти и значение исполнительных органов.
6.2. Правительство РФ - высший исполнительный орган РФ.
6.3. Федеральные органы исполнительной власти и территориальные исполнительные органы.
6.4. Региональная исполнительная власть.
7. Судебная власть. Суды и органы при судебной власти.
7.1.Судебная власть и судебная система.
7.2. Органы конституционного правосудия.
7.3. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
7.4. Формирование судебной власти.
7.5. Государственные органы при судебной власти - органы судейского сообщества, квалификационные коллегии судей, обеспечивающие органы.
8. Независимые контрольные и надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля) в системе разделения властей. "Контрольно-надзорная власть".
8.1. Прокуратура РФ в системе разделения властей.
8.2. Парламентские органы финансового контроля.
8.3. Уполномоченные по правам человека.
9. Местное самоуправление в системе публичной власти.
10. Общественные объединения, средства массовой информации.
11. Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 48.15 Кб (Скачать файл)

9. Местное самоуправление в системе публичной власти.

       Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление является одной из форм реализации народом принадлежащей ему власти и составляет одну из основ конституционного строя РФ, оно осуществляется путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях.

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения и наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований своей компетенцией (в том числе властными полномочиями) в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления могут законами наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств, реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

       Органы местного самоуправления несут ответственность перед населением за утрату доверия, а перед государством - за нарушение Конституции РФ и законов. Представительный орган местного самоуправления может быть распущен федеральным законом или законом субъекта РФ, а глава муниципального образования - отрешён от должности в случае принятия незаконных правовых актов при наличии судебного решения.

 

10. Общественные объединения, средства массовой информации.

       Представители средств массовой информации (СМИ) с упорством, достойным лучшего применения, называют себя "четвёртой властью". Оставим на время вопрос о том, сколько "ветвей власти" функционирует в современном российском государстве. Дело в том, что СМИ не осуществляют функций власти и не обладают властными полномочиями. Некоторые государственные СМИ осуществляют обязательное официальное опубликование законов и других правовых актов, принятых государственными органами, однако официальное опубликование осуществляется государственными СМИ от имени государственных органов. Другое дело, что они являются неотъемлемой составляющей политической системы общества, в демократическом государстве они являются гарантом идеологического и политического многообразия. Средства массовой информации информируют общество, в том числе и о деятельности государственных органов. Распространяя информацию, СМИ неизбежно оказывают влияние на общественное мнение (в том числе и на позицию при голосовании), на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Не приходится говорить об организационной независимости СМИ, так как государственные СМИ находятся в ведении государственных органов, а негосударственные СМИ подконтрольны различным коммерческим и некоммерческим организациям. Характерно, что если государственное телевидение сосредоточено в ведении исполнительной власти, то печатные органы имеются практически у всех высших государственных органов.

11. Заключение.

       Рассмотрев систему государственных органов, составляющих в совокупности государственную власть, и систему политической власти в целом, мы видим, что принцип разделения властей в российской конституционной практике претерпел существенные изменения. В современном Российском государстве он реализован совершенно иначе, чем он был сформулирован и реализован в первых конституционных государства.

       Советское государство в последние годы своего существования, а после его распада - Российская Федерация вместе с другими бывшими союзными республиками пошли по пути конституционного развития, по пути разделения властей. Однако современное Российское государство, позаимствовав из мировой конституционной практики общедемократические и общеправовые принципы, сохранило многие традиции и институты советского государства и даже возродило некоторые дореволюционные традиции. Россия закрепила в своей Конституции общепризнанный принцип разделения властей, но в его реализации предпочитает идти своим путём, строить свою "систему сдержек и противовесов", учитывая свои исторические традиции и национальные особенности. Характерной особенностью организации государственной власти в современной России является особый статус главы государства - всенародно избираемого Президента РФ.

Список литературы.

 

Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.- М.: Издательство "Зерцало", 1998. - 448 с.

Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 400 с.

Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. 608 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд. - М.: Юристъ, 2000. - 520 с.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001.

Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы./Под редакцией академика О.Е.Кутафина. - 7-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 2000. - 416 с.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е издание, изменённое и дополненное. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2000. - 800 с.

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв.ред - д.ю.н. А.В.Иванченко. - М.: Издательство НОРМА, 1999. - 856 с.

Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.: Юрист, 1999. - 728 с.

Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией Ю.К.Орлова, В.И.Швецова. - М.: "Проспект", 2000. - 320 с.

Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / Под ред. А.А.Чувилёва. - М.: Юристъ, 2000. - 400 с.

Погосян Н.Д. Счётная палата Российской Федерации. - М.:Юристъ, 1998. - 304 с.

Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. - М.: Издательство БЕК, 1996. - 408 с.

Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". - М., ИНФРА-М-НОРМА, 1997. - 128 с.

 


Информация о работе Разделение властей в современной России: проблемы, противоречия