Развитие демократических учений. Старшие софисты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:18, доклад

Описание работы

Возникновение школы софистов как общественного движения было вызвано укреплением демократического строя Афин во второй половине V в. до н.э. Софистами (слово произошло от греческого “софос” – мудрый) называли тогда философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. В этом отношении софисты реализовывали практически одну из программных идей демократии – идею обучения мудрости, распространения знаний.

Файлы: 1 файл

Политические учения в др греции.docx

— 44.08 Кб (Скачать файл)

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы  отыскать совершенное государственное  устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных  переворотов.

Классификация форм государства  в “Политике” проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости  от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где  верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где  правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций  друг на друга дает шесть видов  государственного устройства. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным – тирания, олигархия и демократия.

Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную  по другим основаниям, можно найти  в диалоге Платона “Политик”. Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным – олигархии и демократии. Их порождением или смешением являются все остальные разновидности  власти.

В олигархии власть принадлежит  богатым, в демократии – неимущим. Говоря о демократии и олигархии, Аристотель отступает от формальных критериев их разграничения и  выдвигает на первый план признак  имущественного положения властвующих. Богатые и неимущие, указывал философ, составляют как бы два полюса, диаметрально противоположные части любого государства, так что в зависимости от перевеса той или иной стороны устанавливается и соответствующая форма правления. Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. В своих рассуждениях о демократии и олигархии Аристотель вплотную подходит к пониманию социальных противоречий, определявших развитие рабовладельческого государства.

Политические симпатии Аристотеля – на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.

Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью. Экономику как умение правильно вести домохозяйство Аристотель противопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради наживы. Аристотель осуждает неуемную страсть к богатству, расширенную торговлю, ростовщичество и т.п. Помимо ограничения размеров собственности в совершенном государстве предусматриваются совместные трапезы и другие мероприятия, призванные обеспечить солидарность зажиточных граждан и свободной бедноты. “Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим”, – утверждал Аристотель.

Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Как и Платон в “Законах”, Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская доблесть, заявлял он, подходит “только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания”. Хотя землепашцы, ремесленники и поденщикинужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители. При политии власть “сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет”. Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные права граждан предоставляются также земледельческому демосу – крестьянам.

Политически этот строй характеризуется  сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти. Аристотель различает в связи с этим два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

Уравнивающая справедливость, принципом которой является “арифметическая  пропорция”, затрагивает отношения  обмена, возмещения ущерба, назначение наказаний за имущественные преступления и т.п. Закон при этом “обращает  внимание лишь на различие ущерба, а  с лицами обходится как с равными во всем”. Напротив, при распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе. Ее принципом служит “геометрическая пропорция” – воздаяние по достоинству и заслугам. Применяется распределяющая справедливость в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства. Например, если ударит начальник, то ответный удар наносить не следует, если же ударят начальника, то следует не только ударить, но и подвергнуть каре.

Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому  положению идеального государства. Его территория должна быть достаточной  для удовлетворения потребностей населения  и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они “знали друг друга”. Политическим идеалом Аристотеля был  самодостаточный экономически обособленный полис. Наилучшие условия для совершенного государства создает умеренный климат Эллады.

Концепция Аристотеля служила  теоретическим оправданием привилегий и власти землевладельческой аристократии. Несмотря на его заверения в том, что демократия и олигархия в  политии смешаны “по половине” и даже с “уклоном в сторону демократии”, аристократические элементы в наилучшем государстве получили явное преобладание.

Участие народа в управлении обставлено здесь такими оговорками, которые практически лишают его  возможности решать государственные  дела. Свободнорожденные, не обладающие богатством или добродетелью, не допускаются к занятию высших должностей. Аристотель соглашается предоставить им право участвовать в совещательной и судебной власти, но с условием, что у народной массы не будет решающего голоса.

В качестве примеров смешанного государственного строя в “Политике” названы аристократическая Спарта, Крит, а также “прародительская”  демократия, введенная в Афинах реформами  Солона.

Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем  самым его связь с государством как моральным общением между  свободными гражданами. Вне политического  общения права не существует. “Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости”. Право отсутствует поэтому в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти.

Политическое право делится  на естественное и условное (установленное). “Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено [это безразличие прекращается]”. Предписания естественного права Аристотель нигде специально не перечисляет, но, по смыслу его концепции, к таковым относятся все общественные явления, существующие “от природы”: семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае.

Аристотель подчеркивал, что постановления народного  собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова  и не должны содержать предписаний  общего характера. “Закон должен властвовать  над всем; должностным же лицам  и народному собранию следует  предоставить обсуждение частных вопросов”.

Направленная против учений рабовладельческой демократии, аристотелевская  концепция была призвана умалить  значение писаных законов, подчинить  их нормам обычного права и предустановленной  в природе справедливости. “Законы, основанные на обычае, имеют большее  значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные”, – утверждал  философ.

Политико-правовая теория Аристотеля суммировала развитие взглядов землевладельческой аристократии в Древней Греции. По мере проникновения частной собственности  и рабовладельческих отношений  в земледелие идеологи полисной знати  последовательно перешли от традиционных воззрений к признанию экономической  роли рабства, правовых методов регулирования  общественной жизни (“Законы” Платона), к апологии частной собственности  и равенства граждан перед  законом в сфере имущественных  отношений (в “Этике” Аристотеля). Выше этого подняться они не могли. Аристократия, связанная с полисной системой землевладения, способна была удержать господствующие позиции лишь при условии сохранения натурального хозяйства, “умеренной” или “средней”  собственности и патриархальных полисных традиций и обычаев в  сфере управления. Аристотель не случайно повторял за Платоном, что для аристократии, обладающей “избытком добродетели”, законы не нужны.

Заключение

В античной Греции философия  стала мировоззренческой основой  политических и правовых учений. Это  предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государства  и законов, их взаимодействие и общие  закономерности развития. Теоретический  подход к изучению политики и права  в древнегреческих учениях отделяется от практико-прикладных описаний техники  государственного управления. Всякое действительное знание, в том числе  и политическое, утверждал Аристотель, имеет дело с общим и существующим по необходимости. Вот почему “мудрость  и искусство управлять государством не будут тождественны”. Следуя этому  идеалу истинного знания, философы стремились оформить свои взгляды на государство и право в виде политической теории, преобразовать  их в единый комплекс взаимосвязанных  понятий и доказательств. Именно у древнегреческих философов  мы находим первые в истории определения  государства и закона, классификации  форм государственной власти, концепции  перехода от одного политического устройства к другому.

Громадное влияние на последующее  развитие политико-правовой идеологии  оказало учение Платона. Под его  воздействием складывались философские  и социально-политические взгляды  Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи “правления философов” и “мудрых законов” были восприняты многими мыслителями  эпохи Просвещения.

Платоновский проект общности имущества активно обсуждали  ранние представители социализма –  Т. Мор, Т. Кампанелла и др. На этом основании  некоторые исследователи называли Платона “родоначальником коммунизма”. В действительности платоновские построения не содержат коммунистического идеала, ибо общность имущества у него распространяется лишь на узкую прослойку  стражей-правителей и не составляет экономической основы проектируемого общественного строя. Истолкование его доктрины в качестве коммунистической является таким же анахронизмом, как  и попытки обнаружить в ней идейные истоки современного тоталитаризма.

Далеко за пределы античности вышло влияние политико-правовых идей Аристотеля.

Широкое распространение  в последующей политической мысли  получило предложенное им определение  государства как объединения  граждан ради общего блага. Взятое вне  своего контекста, оно оказалось  весьма удобным, поскольку позволяло  защищать различные социальные интересы. Оставалось только уточнить, кого следует  включать в состав граждан и что  нужно понимать под общим благом. Отдаленные отголоски этого определения  слышны в современных концепциях государства всеобщего благоденствия.

В политическую идеологию  средневековья и Нового времени  из аристотелевского учения перешли  классификация форм государства, положения  о причинах смены политических состояний, смешанном государственном устройстве. Представления Аристотеля о естественном и условном праве дали мощный толчок развитию естественно-правовых концепций.

Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство  и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и  призванные служить его интересам. Подобного рода представления, однако, относились только к свободным гражданам государства и сопровождались обоснованием подневольного положения рабов. Расширение гражданских свобод в Античном мире происходило за счет развития рабовладельческих отношений.


Информация о работе Развитие демократических учений. Старшие софисты