Развитие политической мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:04, контрольная работа

Описание работы

С XI по XX век основные исторические формы общественно-политической мысли могут быть сопряжены с пятью достаточно ярко выраженными и относительно самостоятельными этапами развития русской культуры. Первым выступает период XI - XVII веков, соответствующий эпохе средневековья, традиционно выделяемой в истории западноевропейской культуры. Он может быть поделен на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

Содержание работы

Введение 2
1.Зарождение и развитие религиозно-этических политических учений в России 4
2. Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII – XIX веков 9
3. Политическая мысль периода новой и новейшей истории
в России 26
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

История развития политической мысли в России Контрольная.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

     Отдельную страницу в истории политической мысли России составляют правовые и  политические взгляды революционных  демократов.

     Вторая  половина XIX века характерна развитием революционного демократизма. Его представители А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский и другие - развертывают критику не только феодального, но и буржуазного государства и права. Они отрицают всякий эксплуататорский строй и соединяют революционный демократизм с утопическим социализмом.

     Применительно к России Герцен назвал свою теорию теорией «русского социализма». Она основывалась на его представлениях о преимуществах сохранившейся  в России сельской общины. Идеализируя общину, Герцен рассматривал ее как готовую ячейку социализма, а сохранение общины - как залог перехода к социализму, минуя капитализм. Русского крестьянина он считал прирожденным социалистом.

     Оригинальной  является трактовка Герценом проблемы государства. Происхождение государства, как и другие мыслители, он объяснял в духе договорной теории, выводил из необходимости сохранить общественную безопасность. Однако Герцен уже понимал, что государства служат не «общему благу», а задачам социального угнетения. По его мнению, «государство одинаково служит и реакции, и революции, тому, с чьей стороны сила». В государстве он видел форму без содержания. В этом - и сила, и слабость его воззрений. Не видя в государстве определенного содержания, он апеллировал к «верхам», надеялся на реформы. С другой стороны, такой подход позволил преодолеть влияние Бакунина и увидеть в государстве мощное средство защиты революции, осуществления глубоких общественных преобразований. Представляя себе социализм как общество без государства, Герцен в то же время не требовал его немедленной ликвидации, отрицал «скорую неминуемость безгосударственного устройства».

     Герцен  вплотную подошел к пониманию  сути мнимой демократии. «Буржуазное государство представляет собой анонимное общество политических шулеров и биржевых торговцев». Он клеймит кровавую роль государства во время революции 1848 года и пишет, что по жестокости и беспощадности расправы с народом буржуазное государство превзошло даже феодальное государство с его кулачным правом.

     Гневно  разоблачает Герцен и буржуазный парламентаризм. Путем подкупа, угроз, других средств давления на избирателей буржуазия обеспечивает необходимый ей состав парламента. Избирательное право - одно из средств обмана народных масс.

     Герцен  различает две формы организации  человеческого общества - монархию и республику, при этом различая политическую и социальную республики. Политическая, т.е. буржуазная республика, рассматривается им как наружная, не удовлетворяющая интересов большинства народа. Но и такая республика свободнее конституционной монархии. Она является этапом к освобождению народа, к социальной республике.

     Значителен  вклад Герцена в разработку национального  вопроса. Он выступает поборником дружбы народов, их совместной борьбы против социального гнета. Главное здесь требование Герцена - право наций самим определять свою судьбу, включая и образование самостоятельного государства. При этом он был убежден, что после революции народы, населяющие Россию, не захотят отделяться, войдут в добровольно и свободно созданный союз. Свои воззрения по национальному вопросу он проявил в поддержке стремления польского народа освободиться от ига России, всецело был на стороне польских повстанцев в 1863 году, чем спас честь русской демократии.

     В.Г.Белинский (1811-1848) принадлежал уже к новому поколению деятелей освободительного движения - поколению революционеров-разночинцев.

     Главная заслуга Белинского в разработке общественно-политических проблем  состояла в критике современной  для него действительности. В «Письме к Гоголю» он дал потрясающую картину России как страны, где «люди торгуют людьми» и «нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Горе государству, когда оно в руках капиталистов», - писал В.Белинский.

     Переход к социализму, который Белинский  называл «идеею идей», «бытием бытия», «альфой и омегой веры и знания», он связывал, прежде всего, с народной революцией. Он горячо верил в светлое будущее России и писал, что через сотню лет она встанет во главе всего человечества.

     Основным  выводом, который сделал Н.Чернышевский, как и другие революционные демократы, был вывод о необходимости  народной революции и перехода к социализму. Он, как и Герцен, мечтал, чтобы Россия миновала стадию капитализма, однако в отличие от Герцена, не считал общину уже готовой ячейкой социализма, считал, что общинное земледелие должно быть дополнено коллективным ведением хозяйства и что социализм возникнет из развития кооперации в промышленности и земледелии. Формой такой кооперации он считал промышленно-земледельческие товарищества.

     В своих воззрениях на государство  и право Н.Г.Чернышевский выдвинул ряд важных положений. Он справедливо  полагал, что государство складывается одновременно с появлением частной собственности, хотя и не видел, что оно возникает в связи с разделением общества на классы. Он высказал мысль о возможности отмирания государства, хотя и не связывал эту возможность с отмиранием классов, а лишь с полным удовлетворением потребностей людей. Он дал резкую критику буржуазной демократии, заявляя, что в Англии «...великолепный спектакль парламентского правления почти постоянно оказывается чистою комедиею». Он обосновал необходимость установления в ходе революции демократической республики с развитым местным самоуправлением, указывал при этом, что для проведения политических и экономических преобразований необходим длительный переходный период.

     В национальном вопросе Н.Г.Чернышевский безоговорочно отстаивал принцип  верховной власти народов располагать своей судьбой. Каждый народ имеет право отделиться от государства, к которому он не хочет принадлежать. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонационального государства он считал федерацию. «Кто принимает федеративную мысль, тот находит разрешение всех запутанностей». Вхождение в федерацию должно быть добровольным, а сама федерация может быть основана только на равноправии наций.

     Творчество  Н.Чернышевского было вершиной революционного демократизма в России. В 70-х годах революционный демократизм выступил в форме революционного народничества.

     В.И.Ленин  справедливо выделяет три основные черты народнических воззрений:

  • признание самобытности русского экономического строя, крестьянской общины, в частности, рассмотрение общинного производства как высшего по сравнению с капитализмом;
  • признание капитализма в России упадком, регрессом;
  • игнорирование связи интеллигенции с материальными интересами определенных общественных классов.

3. Политическая мысль периода новой и новейшей истории в России.

     Существенным  вкладом в развитие теории и практики государственности явилась конституция 1906 года, реформаторская деятельность П.А.Столыпина.

     Во  второй половине XIX века в результате проведенных реформ (земельная реформа 1861 года, реформа в системе местного самоуправления 1864 года, законодательство о городском самоуправлении 1870 года и др.) русская бюрократия раскололась на два враждебных лагеря, возник серьезный политический конфликт. Одна часть бюрократии осталась верной принципам полицейского государства и неограниченной власти царя, другая - выступила в поддержку новых принципов правления - посредством законов и представительных институтов.

     В.А.Маклаков существенно ошибается. По крайней  мере, для России конца XIX - начала XX века характерны три общественно-политические силы, уже сумевшие сформировать и свои партии: помещичье-монархические партии (монархический «Союз русского народа», «Всероссийский союз земельных собственников» и др.); либерально-буржуазные партии (Союз освобождения, кадеты, партия демократических реформ, партия правового порядка, октябристы и др.); партии революционного демократизма (РСДРП, эсеры и др.). Эти силы вели упорную борьбу, с одной стороны, за сохранение самодержавия, сословности и остатков крепостничества (первая группа партий и движений), с другой - против самодержавия, за демократизацию жизни, парламентаризм, а наиболее радикальные силы (РСДРП, эсеры) - за революционное обновление общества.

     Принятая 26 апреля 1906 года Российская Конституция (Основные законы империи) ставила своей целью примирить монархию с нарождавшимися новыми политическими силами, достичь между ними компромисса в сложных политических условиях. Новым в Конституции было то, что в ней в высокой мере осуществлялся либеральный принцип разделения властей. Те социальные силы, которые ранее имели возможность участвовать лишь в местном самоуправлении, получали доступ к законодательству и к участию в формировании государственной политики. Но и традиционные правящие группы не исключались из государственной работы, поскольку исполнительная власть оставалась в руках бюрократии - единственной обладавшей управленческим опытом. Вместе с тем, эти две формы никоим образом не противопоставлялись (и не отделялись) друг от друга. Институт всеобщего голосования подчинял управление государством контролю народного представительства, а бюрократия сохраняла влияние на законодательный процесс, поскольку верхняя палата парламента (Государственный Совет) состояла не только из избранных членов, но и лиц, назначаемых царем.

     В соответствии с Конституцией премьер-министром  того времени П.А.Столыпиным была разработана либеральная программа, утвержденная Думой 6 марта 1907 года. Она стала основой правительственной политики не только до смерти Столыпина, но и при его преемнике В.Н.Коковцеве, т.е. до революции 1917 года. Центральное место в программе занимала аграрная реформа, по которой крестьянин мог выйти из общины и стать свободным фермером или переехать в восточные районы, где было много необжитых земель. Тот же, кто хотел остаться в общине, оставался: никаких препятствий не чинилось.

     Однако  существующая оценка программы П.А.Столыпина  только как аграрной реформы является весьма однобокой.

     Помимо  аграрного, центральное место в  программе занимали и вопросы политического характера:

а) религиозная  терпимость и свобода совести;

б) неприкосновенность личности - арест, обыск, цензура корреспонденции могли иметь место только на основании судебного постановления; в случае полицейского ареста его законность должна быть проверена судом в ближайшие 24 часа; предварительное расследование по политическим преступлениям проводится не жандармскими офицерами, а судебными следователями; адвокат допускается к подзащитному и во время предварительного следствия;

в) совершенствование системы самоуправления - придание земствам новых функций, ограничение надзора административных органов за деятельностью органов самоуправления, введение самоуправления в Польше и Прибалтике;

г) административная реформа - создание целостной системы гражданской администрации, организация административных судов;

д) трудовое законодательство - введение различных видов страхования, узаконение экономических забастовок;

е) модернизация народного просвещения.

     В девяностые годы в исторической литературе, и особенно в публицистике, существенно преувеличивается роль П.А.Столыпина, он преподносится чуть ли не отцом русской демократии. При этом совершенно упускается из виду, что именно он руководил подавлением русской революции 1905-1907 годов, поощряя деятельность военно-полевых судов и применение смертной казни (веревки для повешения в народе метко окрестили «столыпинскими галстуками»). Правительство П.Столыпина вопреки принятой Конституции разогнало II Государственную думу и осуществило Третьеиюньский переворот 1907 года. В народе П.Столыпина ненавидели, на него неоднократно устраивались покушения, пока эсер Д.Г.Багров его смертельно не ранил (1911 г.).

     Столыпинские  реформы были объективно предопределены развитием капитализма в России. В.И.Ленин по этому поводу писал: «Капиталистическое развитие в России сделало уже такой шаг вперед за последние полвека, что сохранение крепостничества в земледелии стало абсолютно невозможным, устранение его приняло формы насильственного кризиса, общенациональной революции».

     Революция 1905 года, заставившая царя издать Манифест 17 октября и пойти на принятие Конституции 1906 года, развившиеся под ее влиянием революционное движение в странах Европы, национально-освободительное движение в станах Азии, значительно расширили возможности буржуазно-демократических преобразований, развития парламентаризма, рождая и новые политические воззрения. Они касались, в первую очередь, путей развития России - эволюционного и революционного, государственного строительства - диктатуры и конституционализма, идей социалистического общества.

Информация о работе Развитие политической мысли в России