Развитие политической мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:04, контрольная работа

Описание работы

С XI по XX век основные исторические формы общественно-политической мысли могут быть сопряжены с пятью достаточно ярко выраженными и относительно самостоятельными этапами развития русской культуры. Первым выступает период XI - XVII веков, соответствующий эпохе средневековья, традиционно выделяемой в истории западноевропейской культуры. Он может быть поделен на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

Содержание работы

Введение 2
1.Зарождение и развитие религиозно-этических политических учений в России 4
2. Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII – XIX веков 9
3. Политическая мысль периода новой и новейшей истории
в России 26
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

История развития политической мысли в России Контрольная.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

     Под воздействием этих идей в XX веке Россия трижды предпринимала попытку установления парламентского строя, но ни одну из них нельзя однозначно оценить как успешную.

     Становление парламентаризма в период между двумя революциями (1905 и 1917 гг.) в форме работы четырех Государственных дум подрывалось его отрицанием как сверху, так и снизу. Сверху: Николай II, Г.Распутин, правые (прежде всего Совет объединенного дворянства) принципиально были против существования Государственной Думы, выступали за возврат к абсолютизму.

     В народных массах (кроме 1906-1907 годов - времени «конституционных иллюзий») Дума не пользовалась авторитетом, т.к. была не способна решать их насущных задач. Уже в 1905 году массами была создана новая форма народовластия в форме Советов.

     В 1917 году после февральской революции определились две модели демократизации страны. Либералы, возглавляемые кадетами, умеренные социалисты-меньшевики и эсеры ориентировались на западную модель буржуазной демократии и парламентаризма. Однако они упустили исторический шанс ее установления, промедлив с созывом Учредительного собрания. Будь оно созвано в мае-июне 1917 года (оно состоялось только 5 января 1918 года, уже после Октябрьской революции) - кто знает, может быть, и исторический выбор российского народа мог быть бы другим.

     В.И.Ленин, большевики после революции отвергли буржуазную демократию и парламентаризм, считая их низшей формой демократизма по сравнению с возродившимися в 1917 году Советами. Развернувшееся в стране массовое советское движение стало реальностью политической власти, окончательно закрепленное в Конституции 1936 года.

     Однако  Советы, созданные как форма народовластия  творчеством трудящихся, не сумели реализовать заложенный в них могучий демократический потенциал вследствие сложившейся в стране однопартийности и установления единоличной власти И.В.Сталина. Была ли в этом объективная историческая необходимость - предмет исследования исторической науки. Следует только заметить, что как у российских, так и зарубежных историков здесь нет однозначного ответа. Тем не менее ясно, что в 60-80-х годах господствующая в обществе командно-административная система управления народным хозяйством, отсутствие гласности, плюрализма мнений, функционирование лишь одной партии стали тормозом общественного развития, фактором подрыва авторитета социалистических идей в сознании широких народных масс.

     Во  второй половине 80-х годов политические реформы М.С.Горбачева (а не реформы  Б.Н.Ельцина, как утверждают ряд политологов постсоветского времени) сделали первые шаги к гласности, демократизации общества и возрождению парламентаризма (в третий раз), которые, в конечном счете, его и погубили: восторжествовала точка зрения Б.Н.Ельцина, что России нужна не парламентская, а президентская республика. Конституция РФ 1993 годы наделила Президента практически неограниченными полномочиями. Основной упор был сделан на усиление исполнительной власти с ее мощным чиновничье-бюрократическим аппаратом, а не представительной власти, действительно выражающей суверенную волю народа, что ведет к противостоянию законодательной и исполнительной власти. Государственный переворот 21 сентября - 4 октября 1993 года означал легитимизацию президентской неограниченной формы правления.

     Развал  системы Советов превратил представительные органы власти в центре и на местах в безвластные придатки исполнительных структур. Ограничение полномочий парламента сопровождалось практически полным исключением из его состава представителей основной части населения - рабочих и крестьян. В парламенте, как и в местных представительных органах, большинство составили представители вновь народившейся буржуазии, чиновники.

     Был свергнут контроль выборных представителей трудящихся за системой управления (комитеты народного контроля, рабочий контроль на предприятиях и т.д.). Практически оказалась разрушенной связь между высшими и местными представительными органами. Принцип разделения властей, закрепленный Конституцией 1993 года, оказался абстрактной декларацией.

     По  выражению члена Конституционного суда М.В.Баглая, "в России сейчас нет парламентаризма в строгом  смысле этого слова".

     Дальнейшее  развитие политической теории и практики в современной России трудно поддается  прогнозированию, поскольку нет  достаточно ясно выраженной стержневой идеи, которая пропитывала бы политику и делала бы ее вполне осмысленной и приемлемой для абсолютного большинства населения России, так или иначе втянутого в социально-экономические и политические реформы. 

 

     

     Заключение. 

     Рассмотрение  истории возникновения и развития политической мысли в России представляет собой в настоящее время благодатное  поле деятельности для политологов  и философов, культурологов, социологов и историков,  поскольку существует ярко выраженная потребность обогатить теорию и практику реформаторской деятельности, осуществляемой ныне в нашем обществе, ретроспективным анализом истоков и протекания процесса развития нашей государственности.

     Сегодня в России ренессанс классической и неоклассической политологической мысли. Он может перерасти в новый, постсоветский этап ее развития. Политология легализована, преподается в университетах и академиях, других вузах страны. Наступают времена, когда положительный результат современного развития станет реальностью.

     Безусловно, актуальным ныне становится известное изречение о том, что все происходящее сейчас может быть критически и масштабно осмыслено значительно позже, когда перед изучающими современную историю исследователями возникнет полная картина происшедшего, будут видны реальные результаты, которые можно будет критически оценить.

     Для современных же исследователей, как, впрочем, и для всех интересующихся отечественной политической историей, уже сейчас доступен тот оригинальный по своей сути пласт, который составляет политическая мысль прошлого и настоящего России, который ранее незаслуженно мало изучался. Исторический опыт, который может быть получен в результате анализа истории становления и развития общественно-политической мысли в России, призван оказать неоценимые услуги тем, кто заинтересованно относится к судьбе государства, политической практике его укрепления и модернизации в настоящем и будущем.

 

Список  литературы 

  1. Авцинова  Г.И. Мыслители России о феномене радикализма // Социально-политический журнал, 1997,  № 1.
  2. Аникин А.В. Путь изысканий. - М., 1991.
  3. Арендт Х. Традиция и современность (к истории политических идей) // Советское государство и право, 1991,  № 2.
  4. Беленький В.Х. Борьба вокруг русской идеи. // Социально-политический журнал, 1996,  № 1.
  5. Белов Г.А. Политология. Учебное пособие. - М.: Наука, 1994.
  6. Бердяев Н. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М., 1990.
  7. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов // Вопросы философии, 1991,  № 7.
  8. Воронин И. Крестьянский социализм Герцена и славянофильства // Диалог, 1998,  № 1.
  9. История политических учений / Под ред. С.Ф.Кечекьяна. - М., 1961.
  10. Козлов В.А. Российская история. Обзор идей и концепций. // Свободная мысль, 1996,  № 3-4.
  11. Лосский И. История русской философии. - М., 2001.
  12. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. - М.: ИТРК РСПП, 1998.
  13. Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее // О россии и русской философской культуре. - М., 1990.
  14. Пивоваров Ю.С. Две политические субкультуры пореформенной России: проблемы взаимодействия // Ретроспективная политология. - М., 1991.
  15. Галактионов А.А., Никаноров Н.А. Русская философия XI-XIX ВЕКОВ, 1970.
  16. Дворцов А.Т., К.У.Руссо. М. 1980.
  17. Краснов С.И. Введение в историю политической науки. Социально-политический журнал.№2, 1995 с. 106-116.

Информация о работе Развитие политической мысли в России