Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:05, реферат
Религия появилась множество тысячелетий назад почти сразу после появления человека. Сначала это была вера в животных, затем язычество. После появились буддизм, ислам и христианство. Эти религии имели развитый культ, учение и создавали мировоззрение. Но всегда находились те, кого не устраивали бытующие догмы, не принимали навязываемый, как они думали, взгляд на окружающие вещи и явления. Эти люди переделывали учение так, как они считали его приемлемым. Вот так появлялись новые религии и появлялись секты. Проблема сект на сегодняшний день довольно актуальна. Многие молодые люди, недостаточно зная все аспекты этого дела, вступают в данные религиозные организации. Это приводит к разрушенным семьям и сломанным жизням.
ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------4
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ СЕКТА , КЛАССИФИКАЦИЯ СЕКТ ----------------------------5
1.2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ДОКУМЕНТЫ О СЕКТАХ ---------------------
1.2.1 СТАТЬЯ 4.ПРАВО НА СВОБОДУ СОВЕСТИ ------------------------------
1.2.2 СТАТЬЯ 5 . ПРАВО НА СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ-------------
1.2.3.СТАТЬЯ 6 .РАВНОПРАВИЕ РЕЛИГИЙ---------------------------------------
1.2.4 СТАТЬЯ 7.РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН --------------------------------------
1.2.5 СТАТЬЯ 8 .ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ ------------------------------------
1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕКТ------------------------------------------------------ -
ГЛАВА 2
2.1 ДЕЙСТВУЮЩИЕ СЕКТЫ БЕЛАРУСИ----------------------------------------
2.2 АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ--------------------------------------------------
2.3.ДВИЖЕНИЕ НОВОЙ МЫСЛИ----------------------------------------------------
2.4. НЛО-КУЛЬТУРЫ--------------------------------------------------------------------
2.5.ОККУЛЬТНО-МИСТИЧЕСКИЕ НРД--------------------------------------------
2.6.ПСЕВДО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ-------------------------------------------------
2.7. САТАНТИЗМ-------------------------------------------------------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------------------------------------
2.4. НЛО-культы
– разделяются на два главных крыла: религиозное и светское. В основе религиозных НЛО — культов лежит учение об инопланетянах и их ключевой роли в прошлом, настоящем или будущем всего человечества (например, происхождение человека от инопланетян, спасение ими человечества в случае глобальной экологической катастрофы и т.д.). Часто постулируется необходимость религиозного поклонения пришельцам из космоса. К религиозным НЛО-культам в мире относятся: Небесные врата, Общество Этериуса, Раэлиты и др. Светские НЛО-культы занимаются любительским изучением НЛО и аномальных явлений и распространением о них информации в СМИ. В Беларуси действуют только светские НЛО-культы, к которым относятся Центр «Теллур», Клуб «Фенид», Комитет по проблемам энергоинформационного обмена в природе и др. Официальной датой первого наблюдения НЛО считается 24 июля 1947 года.
НРД восточной ориентации — религиозные организации, отколовшиеся от какой-либо из традиционных религий востока или воспроизводящие с различной степенью точности их вероучение и культовую практику в своей деятельности. В зависимости от конкретной религиозной традиции, являющейся источником вероучения, организации этого типа, действующие в Беларуси, можно отнести к:
буддийским НРД: центр Карма Кагью, центр дзен-буддизма;
даосским НРД: центр «Целительное Дао»;
индуистским НРД: Общество Сознания Кришны, Брахма Кумарис, Сахадж Марг, Сатья Саи, Сахаджа Йога, Сообщество «Свет Кайласы», Шри Чайтанья Гаудия Матх, Искусство жизни, Центр пробуждения мира, Шри Чайтанья Сарасват Матх и др.;
мусульманским НРД: ахмадия, бахаи, ваххабиты;
сикхийским НРД: Сант Тхакар Сингх, последователи Бабаджи;
синтоистским НРД: оомото.
2.5.Оккультно-мистические НРД
— весь спектр религиозных
организаций, претендующих на
преемственное или
2.6.Псевдо-психологические
– организации, оказывающие
весь спектр психологических услуг,
но не имеющие при этом необходимой
академической подготовки и пользующиеся
альтернативными, не признаваемыми
традиционной наукой методами и практиками.
К псевдо-психологическим
Псевдохристианские НРД — религиозные организации, имеющие в основании христианское вероучение, сильно видоизмененное под влиянием «новых откровений», полученных основателями организации. НРД этого типа признают Библию, но в случае ее сравнения с творениями или откровениями основателей, предпочтение отдается последним. К псевдохристианским организациям в Беларуси можно отнести мормонов, христадельфиан, поместную церковь, богородичный центр, свидетелей Иеговы и др.
2.7. Сатанизм
— выделяется два
основных направления:
Синкретические культы — религиозные организации, смешивающие элементы вероучения и ритуальной практики традиционных религий мира и различных оккультно-мистических учений в единую исповедываемую ими религиозно-символическую систему. К синкретическим культам, действующим в Беларуси, можно отнести ОЕДК «Возрождение» (русское язычество, индуизм), Движение Объединения (христианство, даосизм, корейские народные верования), Великое Белое Братство (христианство, буддизм, индуизм, теософия), Церковь Последнего Завета (индуизм, православие, язычество, рерихианство) и др.
Утопические культы — религиозные организации, стремящиеся к построению идеального общества посредством создания общежительных общин, находящихся на полном материальном самообеспечении, и помимо вероучения формирующих индивидуальную систему морально-этических и др. норм и правил поведения. Особенностью многих современных утопических культов является их «экологическая» направленность. В Беларуси культы этого типа находятся на ранних этапах своего развития. К ним можно отнести экопоселения последователей Анастасии и Щербовское братство.
Христианские секты — религиозные организации, сохраняющие в своем вероучении основные положения традиционных христианских церквей (православной, католической, лютеранской), но претендующие на восстановление первоначального христианства I-III веков нашей эры и не учитывающие при этом весь позитивный и негативный опыт его двухтысячелетнего развития. К христианским сектам, действующим на территории Беларуси, можно отнести пятидесятников, баптистов, церковь Христа (бостонское движение), мессианских евреев и др.
Центры экстрасенсорного воздействия, магии и целительства — организации и частные лица, предлагающие весь спектр услуг в сфере нетрадиционных методов воздействия на физическое и психическое здоровье человека, а также «магических» методов прояснения и коррекции его взаимоотношений с окружающими людьми (снятие и наведение порчи и сглаза, диагностика и «исцеление» болезней, гадание, заговоры, биоэнергокоррекция, чистка кармы, ясновидение и т.д.). К белорусским организациям этого типа относятся Салон «Мир магии», международная академия целительства, движение «Отечество», агентство «Тибет», белорусская ассоциация экстрасенсов, центр «Агния» и др. Кроме того, документально установлена деятельность в Беларуси 215 магов, целителей, экстрасенсов и колдунов, работающих в одиночку.
Чаннелинг — (от англ. channel — канал), способность человека служить каналом связи с потусторонним миром и получать разнородную информацию преимущественно религиозного содержания. Источником информации может быть все, чему возможно приписать степень разумности (ангелы, гномы, демоны, предки, античные боги, растения, геометрические фигуры и т.д.). Вокруг «откровений» и информации, получаемой контактером, организовывается, как правило, группа. В Беларуси действуют следующие организации, основанные на чаннелинге: «Эказон-ДС», Служители Бога Живого, Центр здравия и чести, последователи «Откровений ангелов-хранителей» и др.
В Беларуси представлены далеко не все возможные направления сектантства, которых в мире насчитывается всего более пятидесяти (например, представители таких крупных направлений сект как аладура, израилиты, какседо, каодаи, кимбангизм и др. отсутствуют). Кроме того, в Беларуси не установлена деятельность многих всемирно известных сект и культов (например, Сока Гаккаи, Армия Спасения, Раэлиты, Даманхур, Новый Акрополь, Адамиты и др.).
Белорусские НРД ведут активную пропаганду своих взглядов как через общественные СМИ, так и посредством издания более 85 наименований полностью им принадлежащих газет, журналов и информационных бюллетеней. Тираж этих изданий колеблется от пятнадцати штук до десяти тысяч экземпляров. Кроме того, более 300 наименований русскоязычных сектантских периодических изданий ввозится на территорию Беларуси из стран бывшего Советского Союза, ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них не принадлежат к какой-либо конкретной секте, но являются чисто коммерческим проектом, направленным на распространением псевдорелигиозных воззрений в обществе лишь из-за прибыльности данного занятия. В некоторых случаях они представляют собой инициативу отдельных индицидуумов, одержимых насаждением какой-либо «духовности» в современном обществе. К белорусским изданиям этого типа можно отнести газеты и журналы «Тайна Души», «Невероятный Мир», «Мир Любви», «Свет», «Я Есмь», «Кассандра», «Секретные исследования», «Форпост» и др. Иногда вокруг газет подобного рода может организоваться группа заинтересованных читателей, стремящихся поглубже разобраться в пучине оккультных воззрений общества. Хорошим примером является Клуб «Чистый Мир», организованный при газете «Чистый Мир», основатель которой помимо всего прочего распространяет литературу и идеи австрийского культа «Братство Грааля».
Весь этот массив сектантских газет и журналов оказывает серьезное влияние на формирование и поддержание так называемой «оккультной среды» общества — бытовых оккультно-мистических взглядов и представлений, не выливающихся в принадлежность к какой-либо конкретной религиозной организации. Примитивная вера людей в действенность «порчи» и «сглаза», магию, заговоры, астрологию, перерождение душ, НЛО, «письма счастья», геопатогенные зоны, энергетические влияния, а также весь спектр суеверий и других схожих явлений составляют основу оккультной среды общества. Любой, даже мимолетный интерес человека к нетрадиционной религиозности, который может выражаться, например, ни к чему не обязывающей покупке соответствующей псевдо-религиозной литературы или просто в творческом переосмыслении человеком каких-либо оккультно-мистических идей, является вкладом в поддержание и развитие этой оккультной среды общества.
Указанное в начале статьи количество действующих в Беларуси НРД не является показателем как численности людей, в них вовлеченных, так и силы или слабости нетрадиционной религиозности в Беларуси в целом. Это связано, прежде всего, с тем, что не существует каких-либо разделяемых всеми НРД критериев «успешности» их деятельности и членства в них. Индивидуальный подход к членству и постановки целей и задач в каждой из 370 существующих в Беларуси сект не исключает, но экстремально осложняет любое исследование данных проблем. Так, большинство современных культов не предполагает какой-либо формы постоянного членства, ограничиваясь лишь организацией временных высокооплачиваемых тренингов и семинаров по изучению различных эзотерических доктрин и оккультных знаний. В противовес этому некоторые секты сохраняют не только возможность пожизненного членства, но даже настаивают на полной отдаче всего своего имущества на благо организации и полном уходе в нее. Одни НРД стремятся к максимальному увеличению количества своих последователей. Другие не ведут никакой миссионерской деятельности и относятся с большим подозрением к новым людям, стремящимся подключиться к их работе. Третьи работают в направлении полной трансформации социальной, экономической и политической ситуации в стране. Четвертые полностью нейтральны и старательным образом избегают любых контактов и вмешательств в социально-политические процессы страны. Оккультная среда, которую также практически невозможно как-либо измерить, является неизменной составляющей любого общества на любой стадии его развития, вне зависимости от доминирующей в обществе политической и идеологической системы. К ней понятие успешности или размера не применимо в принципе.
С другой стороны, немалое количество НРД в Беларуси свидетельствует об окончательном принятии населением страны общемировой тенденции к высокой дифференциации религиозных предпочтений людей в границах небольших географических территорий, история которых формировалась под влиянием одной или нескольких традиционных религий. Если ранее небольшое количество сект компенсировалось большим количеством их последователей, то в современном обществе, возрастающее с ростом населения в мире количество адептов НРД сопровождается резким ростом многообразия вариантов религиозного выбора. Важно помнить, что если повлиять на уменьшение количества уходящих в секты людей возможно, то процесс увеличения многообразия «религиозного рынка» остановить в ближайшем обозримом будущем практически нереально.
Православная Церковь традиционно применяет комплекс негативных и позитивных мер по преодолению проблемы сектантства. Негативные меры включают в себя весь спектр мероприятий, реагирующих на различные, уже состоявшиеся проявления НРД в обществе. Позитивные меры состоят в осуществлении комплекса действий, предотвращающих как попадание человека в секту, так и распространение НРД в Беларуси вообще.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сам факт наличия описанного многообразия форм нетрадиционной религиозности в Беларуси свидетельствует в первую очередь о ряде серьезных упущений Церкви в области позитивного сектоведения или миссионерской работы в современном обществе. История сектоведения однозначно показывает неэффективность применения любых реагирующих запретительных мер против сект, не сопровождающихся мощной полномасштабной позитивной миссионерской работой в обществе. Проблема НРД будет оставаться актуальной до тех пор, пока рядовые граждане страны будут внутренне готовы к уходу в секты и культы. Только позитивная работа по увеличению общего уровня религиозной грамотности населения Беларуси и раскрытию перед каждым конкретно взятым человеком всей глубины Православной веры способны стать реальным препятствием распространению НРД. Негативное сектоведение в Беларуси давно перешло уровень общего введения в проблематику сект и проведения соответствующей этому уровню системы общественных мероприятий. В настоящее время необходимо развитие и глубокая профессионализация негативного сектоведения в Беларуси, сопровождающиеся исключительно дифференцированным, индивидуальным подходом к проблеме сект. Стагнация негативного сектоведения на ранних стадиях общих деклараций о вреде сект неизбежно превращается в самоцель и дискредитирует себя по степени эффективности результатов своей работы. Вне всякого сомнения, приоритетным направлением антисектантской работы Церкви должны являться именно позитивные мероприятия по работе с людьми.