Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:10, реферат
Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как, и в последствии, в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом.
Введение………………………………………………………….3
1. Понятие, признаки и виды республики………………….4
-дуалистическая республика……………………………..5
-парламентская республика………………………………6
-прочие виды республики………………………………...7
2. Государственное устройство Республики Беларусь…….8
Заключение……………………………………………………11
Список использованной литературы…………………….....12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный
Кафедра политической социологии
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине
«Политология»
на тему:
«Республика как форма государства»
Гомель, 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие,
признаки и виды республики…………
-дуалистическая республика……………………………..5
-парламентская республика……………
-прочие виды республики…………………
2. Государственное устройство Республики Беларусь…….8
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………….....12
Введение.
Республика (от лат. res publica – общественное дело) - это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит
выборным представительным органам, избираемым на определенный срок.
Республика
или республиканская форма
То или
иное соотношение и
или иные способы образования собраний, советов определяют различные
республиканские формы правления. Но всегда при этом республика
характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного и коллегиального главы государства;
- выборность на
определенный срок главы
- осуществление
государственной власти не по
собственному праву, а по
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность
решений верховной
- преимущественная
защита интересов граждан
- взаимная ответственность личности и государства.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
· парламентарные;
· президентские;
· смешанные (полупрезидентские)
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
1. Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих
признаков.
Республиканское
правление – это
органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т.п. –
имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, - в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном прядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало большинство.
Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.
Это означает,
что различным органам
разные функции
по управлению государством. Парламенту
(народному собранию, национальной
ассамблее, думе, верховному
совету, конгрессу и
т.п.) поручается принимать законы.
Правительству и его органам
(исполнительно-
Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов,
привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.
Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга.
Следовательно, разделение властей позволяет, во-первых, более
качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов.
Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования
органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при
которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании органов государственной власти.
В республике органы власти избираются на определенный срок. В
большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип сменяемости.
Должностные
лица в республике несут
Республиканская форма правления в большей степени соответствует
характеру демократического конституционного государства. При этом
общественное сознание исходит из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединённости в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.
Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую (дуалистическую) и парламентскую.
- Президентская республика представляет определенное соотношение
полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства.
Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. В республике данного вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент ( конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышлено, грубо нарушает Конституцию.
Президентская республика создает весьма благоприятные юридические
предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. Президентская республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.
Однако нельзя не учитывать и недостатки президентских республик –
сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его
болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Одному человеку не просто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности. В данную структуру входят: администрации, управления делами, комиссии, комитеты, аналитические центры, представители и т.д.
Главный
признак данной формы
- Парламентская республика является менее распространенной формой
правления, чем республика президентская, он оно так же весьма
распространена. Примером данной формы правления являются Германия, Финляндия, Индия, Турция и др.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью данного вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.
- Иногда встречаются смешанные формы правления, парламентско-
президентские, которые не укладываются четко в основную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей. Однако такое сочетание бывает различным. Например, в Республике Беларусь существующая форма правления сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Смешение признаков находит отражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых признаков парламентской формы правления – таких, как наличие поста председателя правительства, возможность отстранить от власти правительство парламентом, роспуск парламента президентом.