Республика как форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:10, реферат

Описание работы

Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как, и в последствии, в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….3
1. Понятие, признаки и виды республики………………….4
-дуалистическая республика……………………………..5
-парламентская республика………………………………6
-прочие виды республики………………………………...7
2. Государственное устройство Республики Беларусь…….8
Заключение……………………………………………………11
Список использованной литературы…………………….....12

Файлы: 1 файл

Республика как форма государства.docx

— 42.84 Кб (Скачать файл)

    Отличительными чертами парламентской республики являются следующие: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентской республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентские республики в настоящее время существуют в Англии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

    Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства, отсутствие института парламентской ответственности правительства, внепарламентский метод избирания президента и формирования правительства, ответственность правительства перед президентом, сосредоточение в реках президента огромной политической, военной, социально-экономической власти; отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству. Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента. Ярким примером президентской республики служит такое государство как Соединенные Штаты Америки.

    Кроме  того,  история  знает  еще  один  вид  республики  –   Советскую республику. Данная форма правления применяется только  в  «социалистических» странах,  где  политический  режим,  как  правило,  тоталитарный,  то   есть максимально удаленный от демократического. Главным признаком   данного  вида республики   является   верховенство    и    полновластие    советов    либо «представительных»  органов  под  иными  наименованиями  –   все   остальные государственные  органы  формируются   советами   соответствующего   уровня, ответственны  перед  ними  или  подотчетны  им.  Разделение   властей   даже теоретически не признается; ему  противопоставлен  принцип  единства  власти трудового народа, воплощенной в советах.

 

2. Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство (статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11 Конституции).

    Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Беларусь - президентская республика. Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Согласно Конституции, законодательным органом власти Республики Беларусь является Парламент, состоящий из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство - Совет Министров, который является центральным органом государственного управления.

    Местное управление и самоуправление осуществляется через местные исполнительные и распорядительные органы, органы самоуправления, референдумы и т.д. Судебная власть в республике принадлежит судам. Контроль за конституционностью нормативных актов осуществляет Конституционный Суд.

    Государственный флаг и герб Республики Беларусь являются символами государственного суверенитета Республики Беларусь.

    Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. (Статья 64 Конституции Республики Беларусь). Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. (Статья 65 Конституции Республики Беларусь). Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. (Статья 66 Конституции Республики Беларусь). Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно. (Статья 67 Конституции Республики Беларусь). Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается. (Статья 68 Конституции Республики Беларусь).

    Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.   Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

    Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент вступает в должность после принесения Присяги.

    В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

    Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь и состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

    Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов, депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Срок полномочий Парламента - четыре года.

    Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении. 
Решает вопросы административно-территориального устройства государства; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов; назначает выборы Президента; дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра

    Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов. Дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка. Принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом.

    Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

    Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

    Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Срок полномочий Парламента - четыре года.

    Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления - в своей деятельности подотчетно Президенту Беларуси и ответственно перед Парламентом республики. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

    Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации, готовит и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении. Обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. А также осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

 

 

    Заключение.

 

    Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., определяет Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство, обладающее верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляющее внутреннюю и внешнюю политику.

    Одна из основ осуществления демократии в республике - многообразие политических институтов, идеологий и мнений. На территории Республики Беларусь запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

    Конституцией закреплен принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в рамках Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. Республика Беларусь признает приоритет общественных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика Беларусь в своей внешней политике исходит  из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и из других общепризнанных принципов  и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а  государство - нейтральным.

    Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Столица республики - город Минск. Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.

    Республика Беларусь сегодня является частью мирового сообщества. Она признает Всеобщую декларацию прав человека, Устав ООН, Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках ОБСЕ, во многих международных конвенциях. Принципы, определяющие статус личности, закрепленные в важнейших международно-правовых документах, нашли свое отражение в положениях Конституции Беларуси. Основным Законом установлено, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

    Государство гарантирует права и свободы гражданам Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

                     

      Список использованной литературы:

    1.     Государственное право буржуазных и освободившихся стран. М., 1988.

2.     Иностранное  конституционное право.- под ред.  Маклакова В.В., М.,1996.

Информация о работе Республика как форма государства