Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 15:48, курсовая работа
Цель работы исследовать историческую и правовую составляющую республиканской формы правления.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие формы правления как элемента формы государства.
Проанализировать понятие, признаки и разновидности республиканской формы правления.
Охарактеризовать нетипичные формы правления, их признаки и механизм функционирования.
Дать описание формы правления в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие формы государственного правления
1.1 Форма правления - элемент формы государства………………………….5
1.2 Основные компоненты формы правления………………………………….7
Глава 2. Анализ разновидностей республиканской формы правления…....10
2.1 Республиканская форма правления…………………………………......
2.2 Президентская республика…………………………………………………12
2.3 Парламентская республика………………………………………………..15
2.4 Смешанная республика…………………………………………………….17
Глава 3. Форма правления в России
3.1 Характеристика республиканской формы правления в России на современном этапе………………………………………………………………19
3.2 Форма правления в России в советский период………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...29
В вариантах, предустановленных конституцией, правом отступления от имени страны владеет глава.
- Преобладание
преимущества прав личности
Юридическими свойствами
1. Ограничение
власти главы страны, законодательных
и исполнительных национальных
организаций определенным
2.Выборность
главы страны и иных высших
организаций
3.Ответственность главы страны в случаях, определенным законодательством;
4.Представительство
главы страны интересов страны
в интернациональных
5. Преимущественная охрана интересов людей, обоюдная обязанность.
Исторически республика как форма правления сформировалась ещё в Античном обществе. Образцом этому смогут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Город на семи холмах времени республики (римская сенатская республика в V-I вв. вплоть до н.э.) др. Древние рабовладельческие республики имелись в форме благородных и демократических республик. В Античном Риме и Спарте сила относилась к узкой команде официальных персон – знати, а народные видные аппараты играли не такую важную роль. В Афинской демократической республике к развитию высочайших организаций общегосударственной власти допускались обширные слои жителей. [9]
Однако в тот момент институты демократии были ещё неразвиты, а рабовладельческие взаимоотношения и сопряженные с ними научные взгляды и навыки никак не творили посылов с целью появления гуманизма и сопряженных с ним нынешних основ демократической страны. Следовательно, подъем республики вызван никак не рабовладельческой либо феодальной страной, а со страной, в каком месте состоялись перемены, свойственные с целью периода Возрождения, возникновения мыслей гуманизма, "независимости, равноправия, братства". Взаимосвязи с данным, вначале в Европе, далее в Америке, а затем и в абсолютно всем обществе республиканская форма правления покоряет воззрению и делается более отличительной конфигурацией правления в нынешней международной культуре. [10]
В нынешний момент с 190 стран общества наиболее 140 считаются республиками.
Современные республики бывают 3-х типов:
- президентская республика;
- парламентская республика;
- парламентско-президентская (смешанная) республика.
Классификация республик сопряжена с тем, которым собственно способом исполняется национальная власть, и кто именно с субъектов государственно-законных взаимоотношений наделён огромным числом возможностей. Либо, по другому изъясняясь, республики делятся согласно 3 характеристикам: как избирается парламент, как складывается власть, тот или иной объём правомочий относится президенту. [7]
2.2 Президентская республика
Президентская республика отличается главной ролью президента в системе государственного управления, определенных в его руках полномочий главы страны и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, отмечая, тем самым, факт определения значительной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Высшим управляющим лицом в президентской республике является президент, который владеет полномочиями главы страны и главы правительства. Определяющие признаки президентской республики:
- президент выбирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков, населением;
- президент выбирает правительство, перемещает и отстраняет от работы его членов;
- президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом;
- президент является главнокомандующим вооруженными силами государства.
Определяющие черты этой формы правления: внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо собранием выборщиков — США), внепарламентский метод назначения правительства, то есть его назначает президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (поста премьер-министра нет как, к примеру, в США), или он определяет главу правительства. Правительство несёт ответственность исключительно перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку. В общем, при такой форме правления президент имеет гораздо больше полномочий, нежели парламентарная республика (является главой исполнительной власти, принимает законы подписанием, имеет право отправить правительство в отставку), а в президентской республике президент, как зачастую бывает, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права высказать недоверие правительству, а может провести процедуру импичмента.
К числу развитых демократических государств с президентской формой правления относятся США, Аргентину, Мексику. Классическим примером президентской республики являются США. В основах Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно этой конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, выбираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентские республики основываются на постулате четкого разделения властей с жестким разграничением функциональной компетенции между органами госвласти и действительной системой сдержек и противовесов (средствами взаимновоздействия ветвей друг на друга). Это делает вовсе невозможным неограниченное сосредоточение государственной власти в неком одном государственном органе. При данной системе существует также институт несовместимости депутатского мандата с министерским портфелем.[12]
В странах Латинской Америки есть такая разновидность формы государственного правления, как суперпрезидентская республика. Отличительной особенностью ее являются крайне мощные полномочия главы государства, иногда в данных странах власть главы страны на самом деле выходит за законные, конституционные рамки. Данную форму правления также можно встретить в некоторых государствах Африки и Азии.
Суперпрезидентская республика (также можно называть сверхпрезидентская, от английского superpresidency или superpresidentialism) — одна их форм государственного правления, при которой принцип разделения властей прописывается, но на деле соблюдается всего лишь внешним образом, на деле же власть определяется преимуществом у президента и подконтрольных ему административных лиц. Зачастую может нести некоторые черты авторитаризма.
Часто президент
в суперпрезидентской республике является
главой вместе с правительством, будучи
при этом лидером основной правящей партии
(которая при всем этом может быть единственной
в стане или обладать внушительными внеконституционными
правами перед иными партиями). Здесь в
суперпрезидентской республике предусматриваемой
государственной конституцией «диапазон
возможного исполнения президентом его
чрезвычайных полномочий более обширен,
нежели в классической президентской
республике»: конституционные права и
функции президента предполагают издание
указов, обладающих силой законов, возможность
распускать парламент своим указом, смещать
министров и руководителей административно-
Установление в государстве суперпрезидентской республики может привести к замене периодического избрания нового главы страны внесением режима «пожизненного президентства» или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением данного решения на выборах.
2.3 Парламентская республика
Парламентская республика определяется провозглашением принципа главенства парламента, перед которым правительство полностью несет ответственности за свою работу.
В данном типе республике правительство образуется парламентским путём из числа депутатов партий, которые имеют большинством голосов в парламенте. Правительство остаётся у власти до тех пор, пока обладает поддержкой парламентского большинства. Если же правительство теряет доверие большинства парламента оно либо оправляется в отставку, либо добивается через главу страны роспуска парламента и назначения новых выборов. Эта форма правления бывает в странах, которые обладают саморегулирующейся, развитой экономикой (в Италии, Турции, Германии, Греции, Израиле). Выборы при данной системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют за партию, а не за кандидата.
Основной функцией парламента, помимо основной, законодательной, является ещё и контроль за правительством. Кроме традиционного права - принимать законы, парламент обладает еще одним важнейшим правомочием - контролем за деятельностью правительства и исполнением им всех его функций. Парламентский контроль может осуществляться в форме резолюций, которые показывают отношение депутатов к данным вопросам, касающихся деятельности правительства, а также в форме парламентских расследований. Парламент имеет право выразить правительству вотум недоверия; правительство, которому вынесен вотум недоверия, должно уйти в отставку. [5]
Кроме этого, у парламента есть важные финансовые полномочия, потому что он разрабатывает и принимает бюджет страны, определяет пути социально-экономического развития государства, решает важнейшие проблемы внутренней, внешней и оборонной политики страны.
Глава страны в данных типах республиках, как обычно, выбирается парламентом или специализированной образуемой более широкой коллегией, которая включает в себя наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является важнейшей разновидностью контроля парламента за исполнительной властью. В парламентских республиках (таких как Австрия, Италия, ФРГ и другие) президент, как правило, выбирается путем многостепенных выборов и получает свой мандат от парламента. В этой процедуре избрания президента участвуют либо исключительно депутаты парламента (в Турции, Израиле), либо специальная избирательная коллегия, которая состоит из депутатов парламента и представителей других органов власти (например, в Италии).
При данной форме государственного правления говорят о так называемом «слабом» президенте. Большие полномочия, которыми, иногда, конституция наделяет президента парламентской республики, выполняются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Все равно, глава страны при данной форме правления обладает довольно-таки обширными полномочиями. Президент издаёт декреты, обнародует законы, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), имеет право роспуска парламента, имеет право амнистировать осуждённых, является главнокомандующим вооружённых сил. [16]
Президент, который является главой государства, не будет здесь главой исполнительной власти, т.е. правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, которая имеет парламентское большинство, а необязательно глава победившей на выборах партии. Надо заметить, что правительство имеет право руководить страной тогда лишь, когда оно имеет доверие парламента.
2.4 Смешанная республика
Смешанная республика (также называют полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — такая форма правления, которая не считается разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики.
Определяющей особенностью смешанных (полупризедентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В таких республиках президент и парламент выбираются напрямую народом. Глава страны здесь президент. Он выбирает главу правительства и министров с учетом обстановки и политических сил и взглядов в парламенте. Глава страны, как должное, возглавляет заседание кабинета министров и одобряет, а затем утверждает его решения. Парламент имеет право контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. [3]
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право один раз распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен помимо срока, определенного в конституции). Если же во вновь избранном составе парламента партия президента получит большинство голосов, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда основную политику правительства выбирает президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если большинство голосов наберут противники президента, то, как правило, последний будет должен принять отставку правительства и фактически передать все полномочия по формированию вновь избранного правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не имеет права существенно влиять на политику правительства, и основной политической фигурой становится премьер-министр. Если потом будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен, и т.д.
Теоретиков таких смешанных форм правления движет идея укрепления государственности методом устранения правительственных разногласий, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Частой смены правительств по некоторым соображениям политической конъюнктуры. Данные проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в результате дезинтеграционных и интеграционных процессов. [7]