Роль и место политических партий в формировании российской государственной власти в 90-е годы XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:08, реферат

Описание работы

Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий – превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3
Партии и власть ………………..……………………………… 5
Участие политических партий в выборах по формированию высших институтов государственной власти в России в 90-е годы ...…………………………………...
9
Партии и движения в борьбе за депутатские мандаты первой Государственной Думы…………………………………….………
9
Партийные фракции и депутатские группы в Государственной Думе первого созыва.………………………………………………
15
Заключение…………………………………………………………. 20
Список используемой литературы………………………………. 22

Файлы: 1 файл

Rol_i_mesto_politicheskikh_party_v_formirovanii.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Однако первый барьер выстроило Министерство юстиции Российской Федерации. Рассмотрев уставы всех этих организаций, оно утвердило список из 91 партии, политической организации и движения, допущенных к выборам. Но не все партии и движения, допущенные к выборам, смогли организоваться в избирательные объединения или блоки, как того требовал закон. Еще большее число избирательных объединений отсеялось на этапе сбора подписей. Этот барьер преодолело только 21 избирательное объединение, сдавшее в Центральную избирательную комиссию подписные листы с необходимым количеством подписей избирателей (200 тыс.)

Прошли регистрацию в ЦИК и утвердили списки кандидатов следующие партии: ЛДПР, КПРФ, ПРЕС, ДПР; блоки: «Выбор России», «Явлинский-Болдырев-Лукин»; объединения: «Будущее России - Новые имена», «Гражданский союз»; Экологическое движение «Кедр», общественное движение «Достоинство и милосердие», политическое движение «Женщины России», Российское движение демократических реформ (РДДР). Эти партии, блоки и движения смогли продемонстрировать (насколько это было возможно в то время) максимальную организованность и собранность, смогли мобилизовать свой актив, наладить контакты с избирателями и подготовиться к борьбе за голоса электората.

Всего в России было зарегистрировано 106 170 835 избирателей, имевших право голоса. Реально в голосовании приняли участие 58 187 755 избирателей (54,81% от общего числа избирателей).

Победу предрекали «Выбору России». Но на первых выборах состоялась и первая сенсация. Выборы выиграла мало кому известная партия, имеющая название Либерально-Демократическая партия России. Она набрала 23% голосов.

На втором месте оказался «Выбор России» (15%) – партия, продолжавшая традиции «Демократической России». Несмотря на победу ЛДПР по партийным спискам, выборы по одномандатным округам принесли «Выбору России» общее первое место.

Третье место заняла КПРФ, набравшая чуть менее 13% голосов. Четвертое – «Яблоко».

Победа ЛДПР была достаточно неожиданна. Впрочем, успехи этой партии очень часто бывают необъяснимы. Вполне возможно, что они связаны с общим низким уровнем жизни населения, его деморализацией, потерей веры в себя, в страну и в тех, кто ею управляет. И как очень часто бывает в таких ситуациях, люди ищут опору в той силе, которая обещает лучшее будущее, пусть даже эфемерное.

Основные идеи деятельности ЛДПР формулировались как спасение России от «кошмара реформ» 90-х годов путем укрепления правопорядка и государственности, построение государства, основанного на законе, государственное регулирование экономики. В области внешней политики партия делала ставку на интеграцию с бывшими советскими республиками, восстановление роли России как мировой сверхдержавы.

Традиционный электорат ЛДПР принято было в то время называть люмпен-пролетариатом. Это люди, которые не всегда способны приспособиться к новым условиям, озлобленные, обычно малообразованные, часто наивные и, вместе с тем, затаившие злобу на тех, кто их обидел, в данном случае это были демократы. Но, безусловно, этот электорат не такой большой, и уж тем более неспособный дать ЛДПР 23% голосов. К гражданам, голосующим за В. Жириновского традиционно, добавились люди потерявшие веру в существующую власть, люди обманутые и деморализованные. Хотя следует отметить, что ЛДПР в 1993 г. Была не самой известной партией, не все представляли себе, чем она является. Последующие годы показали, что ЛДПР, по сравнению с 1993 г., потеряла много голосов. А это значит, что многие избиратели, голосовавшие за партию на первых думских выборах, просто «не туда попали».

Сложно сказать, кто придумал для Либерально-демократической партии такое название, но с уверенностью можно отметить, что оно мало подходит для нее. Либерализм и демократия с трудом сочетаются с некоторыми достаточно радикальными идеями, декларируемыми ЛДПР.

В партии нередко случались кризисы, очень часто виной тому был стиль руководства лидера партии - В. Жириновского. ЛДПР является ярким примером партии лидерского типа. Первый кризис в ЛДПР случился уже в 1994 году. Несколько депутатов вышли из партии и создали самостоятельную группу «Держава», которая впоследствии вошла в одноименное движение, возглавляемое А. Руцким.

Что касается партии Демократический Выбор России (ДВР), то можно сказать, что это была наиболее радикальная из российских демократических партий, в то время пользовавшаяся поддержкой многих крупных финансовых групп. Она пропагандировала идеи полностью свободного рынка и невмешательства государства в экономику. В политической сфере партия была не менее экстравагантна, провозглашая право народов, входящих в Российскую Федерацию, на самоопределение; в области внешней политики - ориентацию на Запад и некое «мировое сообщество».

Электорат этой партии в начале 90-х гг. был неоднороден. За нее голосовали и убежденные либералы, и бывшие коммунисты, которые хотели построить новое общество, а также многие просто недовольные советской системой. Но с течением времени от ДВР дистанцировалось все большее количество избирателей, особенно в связи с той политикой, которую проводило правительство, поддерживаемое этой партией. В результате, в обойме ДВР остались только некоторые либералы, демократы (или, лучше сказать, псевдодемократы), а также те, кого удалось захватить перед очередными выборами. Партия также всегда пользовалась поддержкой крупного бизнеса.

Несмотря на то, что партия пропагандировала демократические ценности, стиль ее деятельности и ее действия в реальной политике мало согласовывался с лозунгами. «Шоковая терапия», отношение к народу страны, поддержка Б. Ельцина и его методов в борьбе с парламентом – все это вряд ли можно назвать демократией.

Если говорить о партии, занявшей третье место на выборах КПРФ, то стоит сказать, что после падения СССР она переживала кризис. Большинство народа в начале 90-х гг. еще верили (или пытались поверить) в курс правительства, и многие избиратели отдавали свои голоса либеральным объединениям. Тем не менее, с помощью разветвленной сети региональных организаций, четкой структуры и понятной идеи коммунистической партии удалось получить достаточно большое количество мест в парламенте.

КПРФ – старейшая и наиболее крупная в 90-х гг. политическая сила, ставила своей целью достижение социализма как общества социальной справедливости и свободы, равенства и народовластия. КПРФ также ратовала за укрепление федеративного многонационального государства, единство прав человека, равенство национальностей. В области экономики партия выступала за сочетание разных форм собственности, но с приоритетом государственной собственности в промышленности и недопущением полной частной собственности на землю.

За КПРФ, в основном, голосовали люди старшего поколения, также партия нередко может привлечь в свои ряды людей среднего поколения. Обычно это люди, которые не смогли найти общий язык с новой властью, не смогли приспособиться к новой жизни, потерявшие все гарантии нормального существования, которые у них были при советской власти. Не раз КПРФ забирала голоса «протестного» электората, не согласного с политикой правительства и с положением в стране.

Блок «Яблоко» с самого своего рождения обозначил себя как демократическая оппозиция Б. Ельцину. По мнению лидеров блока, цель партии – объединение под знаменами «Яблока» умеренной либеральной интеллигенции. На выборах 1993 г. «Яблоко» призывало голосовать против новой Конституции и получило около 8% голосов избирателей. Базовые идеи партии построение в России гражданского общества и правового государства создание условий для повсеместного участия граждан в управлении страной, а также обеспечение прав и свобод человека и постепенное формирование устойчивого среднего класса. В области экономики «Яблоко» занимало более умеренные позиции, чем ДВР. Признавая необходимость участия государства в экономике,  партия уделяла значительное внимание проблемам демонополизации крупнейших предприятий.

Электорат партии - в основном интеллигенция, мелкий бизнес, очень часто люди образованные. Немалое количество таких граждан смогло ужиться с новой системой, но многие из них не согласны с политикой правительства и президента, желая построения в России более цивилизованного строя, чем системы, основанной на принципах капитализма XIX века. Этот электорат не слишком большой, но обычно он предан партии.

Какие же выводы можно сделать по итогам избирательной кампании 1993 г.?

Выборы 1993 г. не только закрепили за политическими партиями роли субъектов политики, но и послужили источником кристаллизации новых партийных образований, изменивших соотношение сил в партийной системе.

Относительный неуспех демократов и нежданная победа правой Либерально-демократической партии на выборах по партайными спискам и явились главными неожиданностями выборов федеральное Собрание 1993 года.

Результат ЛДПР показывал, что немалому числу граждан России оказались по душе правые имперские идеи, иногда даже абсурдные. Возможно, с помощью предвыборных лозунгов ЛДПР была предпринята попытка прозондировать общественное мнение. Мало того, что зондаж оказался удачным, так еще и партия заняла первое место по партийным спискам. Тем не менее, будущее показало, что такая партия как ЛДПР не может набрать очень много голосов на выборах. ЛДПР позиционировалась на электоральном поле как националистическая сила. А националистическая партия в России вряд ли будет очень успешна в силу имперского мировоззрения большинства россиян (для традиционной империи не имеет большого значения, кто ей управляет, если, конечно, управляет в ее интересах).

Как было замечено, немало людей были приверженцами либеральных идей, именно этим можно объяснить успех ДВР и «Яблока». Партия «Яблоко» больше никогда не набирала столько голосов избирателей, а ДВР вообще со временем ушла в небытие.

Оказались востребованы и левые идеи. Несмотря на кризис, с помощью своего традиционного электората КПРФ смогла набрать немалое количество голосов избирателей. Через два года к этому электорату добавились голоса некоторых мятущихся избирателей, еще не определившихся с политическими предпочтениями.

 

 

2.2. Партийные фракции и депутатские группы в Государственной Думе первого созыва

 

Парламентские фракции являются чрезвычайно важным структурным элементом института многопартийности. По сути, они играют роль тех органов, через которые партии осуществляют функцию представительства интересов общества.

Так же, как разные партии составляют политический спектр страны, парламентские фракции формируют политическое пространство представительного органа (полного соответствия, однако, не наблюдается: за бортом, как правило, остаются маловлиятельные и малочисленные идеологические течения). И если даже в зрелых многопартийных системах парламентские фракции являются "нервными центрами" партийно-политической жизни, то тем более высоко их значение для многопартийности "молодой". В условиях становления многопартийной системы парламентские фракции очень часто выступают в роли реальных руководящих центров новообразованных партий, предоставляют им необходимые материально-технические средства для связи с общественностью и регионами, а иногда даже являются инициаторами их создания.

Уровень влияния фракций определяется, в первую очередь, следующими факторами: количеством членов фракции; наличием устойчивой политической партии, стоящей за фракцией; наличием ярких и авторитетных парламентариев в составе фракции; уровнем солидарности членов фракции; числом руководящих должностей в структуре Госдумы, закрепленных за членами фракции; характером взаимодействия с другими депутатскими объединениями, участием в коалициях; степенью сотрудничества с исполнительными органами власти.

Для усиления своего влияния в парламенте фракции и создания соответствующего общественного мнения фракции используют следующие возможности: выступление депутатов фракции на пленарных заседаниях Госдумы и заседания профильных комитетов; голосование на пленарных заседаниях палаты; выступление с заявлениями и обращениями к депутатам парламента для выражения своего особого мнения по конкретному вопросу; проведение слушаний, конференций, семинаров, «круглых столов»; встречи руководителей фракций, а также всего состава депутатского объединения с Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, федеральными министрами; расширенные заседания фракций с приглашением на них представителей федеральных органов государственной власти; поездки депутатов фракции по регионам с целью проведения встреч с избирателями и региональным и местным руководством; работа с обращениями граждан; взаимодействие со средствами массовой информации; международные контакты, участие в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы и др.

Государственная Дума I созыва явилась первым в постперестроечной России представительным органом, избранным на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной системы. Тем самым был сделан шаг на пути превращения парламентских фракций из самостоятельных субъектов политической жизни, как это было в 1991-1993 гг., когда фракции в качестве полноправных партнеров участвовали в создании политических коалиций, в представительства тех или иных партий и движений в парламенте.

Всего на выборах 1993 г. 5%-ный барьер преодолели 8 избирательных объединений, которые и получили право сформировать думские фракции. Основу этих фракций составили депутаты, избранные в Думу по партийным спискам. Вместе с тем доступ в них был открыт и для депутатов-одномандатников. Кроме фракций, в Госдуме I созыва существовали депутатские группы, создаваемые на индивидуальной основе депутатами, избранными, как в одномандатных округах, так и по партийным спискам (попытки лидера фракции ЛДПР В. Жириновского добиться включения в регламент Госдумы положения об "императивном мандате", дающим лидеру партийной фракции право лишать депутатского мандата членов фракции, решивших покинуть ее ряды, не увенчались успехом).

Информация о работе Роль и место политических партий в формировании российской государственной власти в 90-е годы XX века