Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:08, реферат
Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий – превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни.
Введение…………………………………………………………… 3
Партии и власть ………………..……………………………… 5
Участие политических партий в выборах по формированию высших институтов государственной власти в России в 90-е годы ...…………………………………...
9
Партии и движения в борьбе за депутатские мандаты первой Государственной Думы…………………………………….………
9
Партийные фракции и депутатские группы в Государственной Думе первого созыва.………………………………………………
15
Заключение…………………………………………………………. 20
Список используемой литературы………………………………. 22
По принятому Госдумой регламенту, для того, чтобы зарегистрироваться в качестве полноправного депутатского объединения (т.е. имеющего равные права с фракцией), депутатская группа должна была насчитывать не менее 35 человек. На протяжении двух лет работы Госдумы I созыва этот барьер смогли преодолеть всего 4 депутатские группы: "Новая региональная политика" (осенью 1995 г. была переименована в "НРП – Дума-96"), "Либерально-демократический союз 12 декабря" (апрель – декабрь 1994 г.), "Стабильность" (март – декабрь 1995 г.), "Россия" (март Декабрь 1995 г.).
Фракции в парламенте развернули достаточно активную деятельность. Фракция ДВР имела в своем составе 76 человек. В начале работы она была лояльна правительству и принимала его инициативы. Но после выхода Е. Гайдара из правительства, лояльных стало значительно меньше. Фракция часто голосовала против бюджета, предложенного правительством, и подвергала критике министров «силового» блока.
Наиболее резкое расхождение между правительством и ДВР произошло по вопросу войны в Чечне. Фракция заняла резко антивоенную позицию, что спровоцировало правительственный кризис, а также кризис в самой ДВР. В результате этого кризиса численность парламентариев от ДВР сократилась.
Фракция ЛДПР в думе насчитывала вначале более 60 человек. Думская фракция обычно поддерживала исполнительную власть, голосовала за правительственные проекты бюджета, за ввод войск в Чечню, а за недоверие правительству голосовала лишь в тех ситуациях, когда собрать нужное число голосов представлялось заведомо невозможным.
КПРФ представляли в Госдуме 32 депутата, прошедших по партийным спискам, и 18 - по одномандатным округам. В Госдуме КПРФ находилась в оппозиции и не раз ставила вопрос о доверии правительству. Но правительственные проекты бюджета 1994-1995 гг. фракция, хотя и после поправок, поддержала, логично рассудив, что плохой бюджет лучше, чем никакой. На протяжении двух лет работы в парламенте кризиса в партии не было, и фракция КПРФ была второй по численности к концу работы Думы.
«Яблоку» удалось провести в парламент 20 депутатов по общефедеральному списку, а 7 человек победили в одномандатных округах. Представители фракции заняли посты руководителей Комитетов по бюджету (М. Задорнов) и по международным делам (В. Лукин). В январе 1995 года избирательный блок был преобразован в общероссийское объединение, соответствующим образом изменился и статус фракции. Фракция не имела своего представителя среди заместителей председателя Госдумы.
В Думе партия находилась в постоянной оппозиции, голосуя против правительственного проекта бюджета, ставя вопрос о доверии правительству, а также конкретным министрам в правительстве. «Яблоко» также осудило ввод войск в Чечню. Наряду с КПРФ, фракция «Яблоко» оказалась одной из самых устойчивых. За два года из фракции выбыло всего 2 депутата, причем столько же вступило.
В целом вклад фракций и депутатских объединений Государственной Думы первого созыва можно оценить следующим образом.
Во-первых, мажоритарно-пропорциональная система выбора
позволила усилить роль политических партий в парламенте.
Во-вторых, был получен опыт взаимодействия депутатских объединений в условиях усиления структурирования Госдумы.
В-третьих, в определенной степени была снята напряженность между основными политическими игроками путем проведения амнистии участникам событий 1991 и 1993 гг.
В-четвертых, был уточнен статус депутатов Государственной Думы и политических партий, представленных в ней.
В-пятых, был дан старт формированию нового избирательного законодательства (Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
В-шестых, были приняты законодательные акты, определяющие особенности деятельности ряда государственных органов и судов, а также переход к рыночной модели экономики (Федеральные законы «О Конституционном суде Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заключение
Сегодня в Российской Федерации действует множество общественных объединений, которые представляют собой определенную систему, политические партии занимают центральное место в этой системе негосударственных организаций. В сложившихся демократических политических системах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсов в рамках существующего конституционного строя и общепризнанных правил общественного поведения.
Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий – превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры. Существенна роль политических партий в становлении демократии в России.
Среди многочисленных определений политических партий наиболее оптимальным представляется следующее. Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
- политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии. При этом гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии – по месту постоянного или преимущественного проживания;
- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. В Федеральном законе «О политических партиях» впервые в российской истории устанавливаются в широком диапазоне ограничительные требования на создание и деятельность политических партий.
Такое внимание законодателя к вопросам правового ограничения на создание и деятельность политических партий обусловлено местом и ролью политических партий в жизни современного российского общества.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//"Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237.
2. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской. Федерации: Федеральный закон от 08 мая 1994г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №2. Ст. 74.
3. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
4. О правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон от 17. декабря 1997г. № 2-ФКЗ. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
5. О политических партиях: Федеральный закон от 11.июля 2001г. №95- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002г. № 67 - ФЗ // Собрание законодательства РФ.2002. №24. С.2253.
Учебники и монографии:
1. Автономов А.С, Зябрев А.Б. Политические партии. Зачем они нужны? // Стратегия России .2005. № 9. С.59-74.
2. Аксенов К.Э. Крупный город - регион - Россия // Политические исследования. 2005. №2. С.41-52.
3. Ашихмина Я.Г. О критериях оценки выборов // Политические исследования. 2004. №4. С.139-145.
4. Барабанов М.В. Партии и многопартийность в современной России; возникновение, основные тенденции развития. Учебное пособие. М: Издательство МГОУ, 2011.-456с.
5. Зорин М.А. Метафоры выборов// Политические исследования. 2004. №5. С. 98-105.
6. Игнатов В.Г., Кутырев Н.П. Технологии избирательных кампаний. М.: ИКЦ «МарТ», 2004. 272с.
7. Ковалев В.А. Одиночество и свобода. Перспективы российской политики в свете выборов в Госдуму Федерального Собрания четвертого созыва// Политические исследования. 2004. № 2. С.33-38.
8. Коргунюк С. Становление партийной системы в современной России. – М., 2007. – С. 11.
9. Кулинченко А.В. Политические партии и развитие демографии: опыт России и Германии// Политические исследования. 2004. № 2. С. 156-169.
10. Кулинченко А.В. Политические партии и развитие демографии: опыт России и Германии// Политические исследования. 2004. № 2. С. 156-169. Зорин М.А. Метафоры выборов// Политические исследования. 2004. №5. С. 98-105.
11. Лапаева В.В. О политических партиях и не только// Законодательство и экономика. 2004. № 6. С. 17-19.
12. Макеев А.В. Политология. М.: Юнити-Дана, 2000, 312с.
13. Сергеев В.М. Итоги выборов и эволюция российского политического сознания// Политические исследования. 2004. №1. С.35-37.
14. Федоренко Н.Г. Проблемы формирования и функционирования современной российской партийной системы в условиях избирательных кампаний // Современные гуманитарные исследования. – №2. – 2008. – С. 302 – 309
15. Шевченко Ю.Д. Институционализация Государственной Думы и участие депутатов третьего созыва в парламентских выборах 2003 // Политические исследования. 2005. №1. С.120-133.