Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что в различных политических системах, существовавших в истории, люди организовывались в целях защиты своих особых интересов и навязывания своей воли в качестве господствующей. В этом смысле политические партии существовали уже в эпоху античности, а также в средневековой Европе и в эпоху Возрождения. Однако лишь в XIX в., когда миллионы людей получили право голоса в рамках либеральной демократии, возникли партии как специализированные организации для завоевания, удержания или свержения существующей политической власти.
Введение……………………………………………………………...
4
1 Роль партий в политической системе общества …………………….
6
1.1 Политические партии, их место роль, в политической
системе общества ……………………………………………………
6
1.2 Правовое регулирование партийной деятельности…………
9
2 Отношения россиян к партиям и общественным организациям
14
Заключение…………………………………………………………
29
Список использованных источников …………………………….
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Роль партий
в политической системе |
6 |
1.1 Политические партии, их место роль, в политической системе общества …………………………………………………… |
6 |
1.2 Правовое регулирование партийной деятельности………… |
9 |
2 Отношения россиян
к партиям и общественным |
14 |
Заключение…………………………………………………… |
29 |
Список использованных источников ……………………………. |
31 |
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что в различных политических системах, существовавших в истории, люди организовывались в целях защиты своих особых интересов и навязывания своей воли в качестве господствующей. В этом смысле политические партии существовали уже в эпоху античности, а также в средневековой Европе и в эпоху Возрождения. Однако лишь в XIX в., когда миллионы людей получили право голоса в рамках либеральной демократии, возникли партии как специализированные организации для завоевания, удержания или свержения существующей политической власти.
Партия, будучи таким же посредником в отношениях населения с государством, как и группы интересов, обладает по сравнению с ней значительной спецификой. Более того, функциональные и организационные особенности этой "самой политической" из всех общественных организаций (Р. Доуз) до сих пор служат предметом теоретической полемики относительно ее происхождения и роли в политическом процессе. Возникают ли партии вследствие воплощения естественного для человека духа противоречия (Гоббс) или являются частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека (Токвиль); стремятся ли они подчинить себе все проявления политической активности человека (М. Я. Острогорский) или же являются механизмами продвижения к власти лидеров (М. Вебер) - все это и сегодня является предметом горячих дискуссий.
Степень научной разработанности проблемы. Гоббс рассматривает партии в следствии естественного для духа противоречия [1], Токвиль рассматривал партии, как частные случаи политических ассоциаций [2], М.Я. Островский, определял партию, как механизм подчинения всех проявлений политической активности человека [3], М. Вебер представлял партию, как механизм продвижения к власти [4].
Объектом работы является политические партии.
Предметом работы является взаимодействие политических партий с населением.
Цель работы: изучить взаимодействие политических партий с населением и роль партий в политической системе общества.
Задачи:
− изучить политические партии их место, роль в политической системе;
− определить правовое регулирование партийной деятельности;
− исследовать отношения россиян к партиям и общественным институтам;
Теоретическую основу работы составили следующие работы по социологии политики и политологии: « Основы политологии», В.А.Мальцева [12], «Особенности партийной системы в России», Ю.В. Ирхина [15], «Политика в современном мире», А.В.Федоренко [2], «Становление гражданского общества в России»,В.Песчанский [14].
Методологическую базу составили принципы объективности и научности.
В исследовании использовались такие методы как анализ теоретических исследований; вторичный анализ социологических данных.
Эмпирической базой стали результаты социологического исследования, проводившиеся Левада-центром, посвященные отношению россиян к политическим партиям и общественным организациям. Результаты опросов публикуются в ежегоднике. За основу для вторичного анализа взяты результаты последних трех ежегодников (2009, 2010 и 2011 года).
Новизна работы заключается , в проведении комплексного анализа по выявлению отношений россиян к партиям и общественным организациям.
Практическая значимость работы: работы состоит в том, что результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки данной проблемы в сфере социально-гуманитарных наук.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и отвечает требованиям ГОСТ, предъявляемым к курсовым квалификационным работам.
1 Роль партий в политической системе общества
В этой главе нам предстоит рассмотреть, политические партии, а так же их место в политической системе общества.
Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом. В.И.Ленин указывал: "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем всю Россию". Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими организациями являются партии.
Одни считают, что в партии вступают наиболее активные граждане, стремящиеся к политической деятельности, воспринявшие общественные интересы как свои личные. Другие полагают, что в партии идут люди для удовлетворения своих карьеристских побуждений, удовлетворения своих амбиций. К.Маркс и Ф.Энгельс, характеризуя, например, партию коммунистов, отмечали, что «коммунисты... являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения»[2]. Далеко не все коммунистические партии и далеко не во всем оправдали такой общий подход к определению роли и значения партии, но подобный методологический подход приемлем и для сегодняшнего дня: партия должна побуждать к движению вперед, партии необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, партия обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов.
Значит, главное в деятельности партий - изучение интересов социальных групп и слоев и их защита. Для защиты интересов нужны свои люди в парламенте. Поэтому партии не могут стоять в стороне от борьбы за власть. [1, c.336]
Становление политических партий как необходимых элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Макс Вебер выделял в развитии партий три периода:
− в ХVI-ХVII вв. партии в Европе представляли собой аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты;
− в ХVII-ХIХ вв. - это уже политические клубы, стремящиеся привлечь к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других сферах жизни;
− в ХIХ-ХХ вв. формируются современные массовые партии. Первой
массовой партией было основанное в 1861 г. Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия - Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф.Лассалем. Основными причинами появления массовых партий были:
− повсеместное распространение избирательных прав;
− развитие рабочего движения, организационное оформление рабочего класса.
Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации (правовом признании). Многие партии в первой половине XX в. действовали на нелегальном положении. Процесс институционализации широко начался после второй мировой войны, многие коммунистические, социал-демократические партии были юридически признаны и вышли из подполья.
Сложность, неоднозначность феномена политической организации порождает и неодинаковое противоречивое отношение к ее институционализации. В таких политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации. Институционализация здесь рассматривается как негативное и нежелательное явление, как омертвление мысли и действия в заранее заданном порядке. Однако и теория и практика доказывают невозможность политического действия вне организации.
Показательным примером здесь может служить судьба воззрений Г.Маркузе. Как леворадикальный политолог, он приобрел известность резкой критикой любых форм рационального руководства и любых форм организации.
Таким образом, в ходе столкновения движения "новых левых" (Г.Маркузе был их идеологом) с организованной силой политического аппарата буржуазии Г.Маркузе приходит к выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты, безответственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал необходимыми факторами политического действия контрорганизацию и контробразование.
1.2 Правовое регулирование партийной деятельности
Теперь нам предстоит выделить, правовое регулирования партийной деятельности.
В цивилизованном обществе партии должны стремиться к поиску согласованных решений, учитывающих интересы различных слоев общества, должны действовать в рамках закона. Законодательство о партиях различных стран мира достаточно разнообразно. Но в то же время в нем и много общих черт, что обусловлено спецификой и определенным единообразием партийной деятельности.
В конституциях и законах закрепляются права и обязанности политических партий, требования, предъявляемые к их уставам и программам. Законодательством регламентируется порядок и условия прекращения деятельности партий, финансовая сторона их функционирования и контроль государства. Конституциями может запрещаться создание определенных общественных объединений.
Так, в ст. 13 Конституции России говорится о том, что "запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".
Данное положение отвечает требованиям, содержащимся в международно-правовых документах. Например, в ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года говорится, что каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими объединениями и пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В связи со вступлением в Совет Европы Россия обязана ориентироваться в своем законодательстве на европейские стандарты в области прав человека, которые в концентрированном виде изложены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах соответствует ст. 11 Европейской конвенции, в которой, в частности, сказано, что могут вводиться законные ограничения на осуществление права на ассоциации лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления.
Юридическим признаком политических партий является признание их одним из видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие в формировании органов государственной власти, местного самоуправления, исполнительных структур. Цели и задачи партий формируются в их программах и уставах, к которым законодатель предъявляет особые требования. В уставах должно также отражаться название партии, порядок вступления и прекращения членства в ней, права и обязанности членов партии, ее руководящие органы, источники финансирования, порядок и условия прекращения деятельности партии.
Кроме общесоциологического подхода в политологии существует и правовая характеристика партий. Политические партии являются субъектами права. Они участвуют в различных отношениях, регулируемых юридическими нормами, но главным образом их деятельность регламентируется конституционным законодательством. Правосубъектность партий возникает со времени их учредительных съездов или конференций, но в полном объеме возможности, предусмотренные законом, они могут реализовать после регистрации уставов в органах юстиции. С этого времени они обретают статус юридического лица.
В России накануне и некоторое время после Октябрьской революции 1917 года существовало множество партий. Но после мятежа левых эсеров в июле 1918 года в стране утверждается однопартийность. Конституции СССР 1936, 1977 годов и принятые в соответствии с ними конституции союзных и автономных республик закрепляли руководящую в государстве и обществе роль Коммунистической партии. Хотя в действовавшем в то время законодательстве отсутствовали прямые запреты на создание иных партий, они реально не могли появиться в силу сложившейся политики административно-командной системы, исходившей из целесообразности однопартийности.
Это объясняет и то обстоятельство, что за все время существования Союза ССР так и не был принят специальный закон о политических партиях. В 30-х годах в нашей стране действовало Положение о добровольных обществах и союзах. 9 октября 1990 года был принят Закон СССР об общественных объединениях, распространявшийся и на политические партии, процесс формирования которых в то время отличался особой активностью.
Информация о работе Роль партий в политической системе общества