Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что в различных политических системах, существовавших в истории, люди организовывались в целях защиты своих особых интересов и навязывания своей воли в качестве господствующей. В этом смысле политические партии существовали уже в эпоху античности, а также в средневековой Европе и в эпоху Возрождения. Однако лишь в XIX в., когда миллионы людей получили право голоса в рамках либеральной демократии, возникли партии как специализированные организации для завоевания, удержания или свержения существующей политической власти.
Введение……………………………………………………………...
4
1 Роль партий в политической системе общества …………………….
6
1.1 Политические партии, их место роль, в политической
системе общества ……………………………………………………
6
1.2 Правовое регулирование партийной деятельности…………
9
2 Отношения россиян к партиям и общественным организациям
14
Заключение…………………………………………………………
29
Список использованных источников …………………………….
С юридической точки прения хронологическим отсчетом перехода к многопартийности в нашей стране можно назвать март 1990 года, когда была изменена редакция ст. 6 Конституции СССР, в которой уже не говорилось о руководящей роли КПСС, хотя ее название в Основном Законе сохранялось. В отличие от общесоюзной Конституции Основной Закон РФ, аналогичная статья которого была изменена в июне 1990 года, не содержал названия партии, тем самым поставив все их в равное положение.1
В ст. 6 новой редакции говорилось, что политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами. Но становление многопартийности прошло и драматический этап. [ 3, c_36-38]
В 1991 году Президентом РФ была приостановлена, а затем и прекращена на территории России деятельность Коммунистической партии. К этому времени впервые в отечественной истории был образован и начал действовать Конституционный Суд РФ, которому и пришлось решать судьбу КПСС. Этот процесс в Конституционном Суде без всякого преувеличения можно назвать историческим. Он привлек внимание широкой общественности и в нашем государстве, и за рубежом.
Правовая регламентация организации и деятельности политических партий в Российской Федерации осуществляется Конституцией России и ее субъектов, Федеральным законом 1995 года "Об общественных объединениях", избирательным законодательством, иными нормативными актами. Принимается федеральный закон о политических партиях, готовится закон о правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что конституции ряда республик следуют основным положениям Конституции Российской Федерации, механически не воспроизводят ее запретительные формулировки в отношении общественных объединений, а следовательно, и политических партий, предусматривая новые рациональные положения.
Реализуя конституционное право на объединение, желая активно участвовать в политической жизни страны, граждане вправе наряду с партиями создавать политические движения. Политические движения отличаются от партий тем, что они менее формализованы, могут не иметь разветвленных управленческих структур и организационных звеньев местных отделений. Граждане больше ориентируются на лидеров движения, на их популярность, нежели на четкость программных установок.
В ст. 9 Федерального закона "Об общественных объединениях" дается понятие общественного движения, применимое и к политическому движению. Общественное движение представляет собой состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган движения - это выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Таким образом в случае государственной регистрации движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
2 Отношение россиян к партиям и общественным организациям
В современном мире большое внимание уделяется политической системе функционирования общества. Особенно в последние годы. Политические партии и общественные организации привлекают внимание все больше и больше. С каждым годом, равнодушных к политике людей становится меньше.
В этой связи, каждый год Левада-центр проводит исследования, посвященные отношению россиян к политическим партиям и общественным организациям. Результаты опросов публикуются в ежегоднике. За основу для вторичного анализа взяты результаты последних трех ежегодников (2009, 2010 и 2011 года).
В целом можно сказать, что большинство опрошенных респондентов доверяют профсоюзам больше, чем политическим партиям (рисунок 1). С середины 90-х годов до 2009 года этот показатель практически не менялся. Только в конце 90-х доверие к партиям несколько выросло, и где-то даже было выше, чем доверие к профсоюзам. Это связано с тем, что в конце XX века политическая ситуация в России претерпела коренные изменения. В 1997 председателем правительства стал амбициозный, активный человек – Путин В. В.. А в 1999 Ельцин Б. Н. объявил о своем уходе с поста президента Российской Федерации. В свете таких изменений и менялись взгляды респондентов на доверие к политическим партиям и профсоюзам. К октябрю 2009 года все же доверия к профсоюзам было на 10 % больше, чем к политическим партиям. Да и в целом, за весь исследуемый период разница между доверием к партиям и профсоюзам была около 10-15 %.
Индексы рисунка 1 строились как сумма процентной доли «полностью доверяющих» плюс половина от «не вполне доверяющих» минус доля «не доверяющих» плюс 100.
Рисунок 1 – Индекс доверия к партиям и профсоюзам, %
Отвечая на вопрос об усиление роли партий в политической системе России (рисунок 2), большинство респондентов (29 %) ответили, что они скорее согласны с такой точкой зрения. 26 % скорее не согласны. Такое практически равное разделение мнений связано с тем, что в зависимости от того какая партия находится у власти, представителей какой партии больше в парламенте, зависит и политика всего государства. Таким образом, роль партии, с одной стороны, в настоящее время и так играет большую роль в политической системе, но с другой – в некоторых вопросах партии проявляют себя не слишком активно. Поэтому трудно определить какую роль играют политические партии в управлении государством. В этой связи 21 % респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.
Рисунок 2 – Необходимость усиления роли партий, %
Мнение россиян о количестве партий, находящихся у власти, расходится (таблица 1). Больше половины опрошенных (58 %) считают, что в России необходимо наличие двух или трех больших партий. 18 % считают, что достаточно одной сильной правящей партии, а 3 % уверены, что политические партии вообще не нужны. Из этого можно сделать вывод, что большинство не довольно сложившейся политической обстановкой. Так как в течение долгого времени (с 2003 года) в нашей стране практически сложилась однопартийность. Да, в Государственной Думе есть представители многих партий, которые проходят в правительство. Но по факту, страной практически управляет одна партия. И поэтому с каждым годом (начиная с 2001 и до 2010) все больше людей считают, что в стране у власти должны быть несколько партий, имеющих равные права. Также как и в любой стране, в России есть радикалы, которые вообще против политических партий. С каждым годом таких людей становится все меньше, но они все же есть. 10 % считают, что нужно, чтобы у власти находилось много небольших партий. Но если задуматься, то не трудно понять, что слишком много представителей разных партий не смогут управлять страной, так как у каждой партии свои взгляды и поэтому прийти к общему решению будет очень сложно.
Таблица 1 – Количество партий, которое необходимо в России, %
2001 IX |
2004 IV |
2004 IX |
2005 X |
2006 VII |
2007 IV |
2008 VI |
2009 X |
2010 X | |
Одна сильная правящая партия |
34 |
34 |
34 |
38 |
32 |
30 |
32 |
17 |
18 |
Две или три большие партии |
41 |
41 |
44 |
39 |
42 |
46 |
45 |
59 |
58 |
Много относительно небольших партий |
4 |
8 |
6 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Политические партии нам вообще не нужны |
9 |
7 |
6 |
7 |
7 |
6 |
6 |
4 |
3 |
Затруднились ответить |
13 |
11 |
9 |
12 |
14 |
13 |
10 |
11 |
11 |
В России достаточно много политических партий, которые борются за попадание в Государственную Думу. И поэтому отношение у респондентов к каждой партии разное (таблица 2). Наибольшее число респондентов положительно относятся к партии Единая Россия (45 %). Самая неизвестная партия Солидарность, о ее существовании не знали 28 % опрошенных. Нейтрально относятся к партиям Справедливая Россия (44 %), Яблоко (41 %) и ЛДПР (40%). Из данных таблицы можно сделать выводы, что население в принципе удовлетворенно работой правящей власти. Отрицательно к Единой России относятся только 3 % опрошенных. Также, в настоящее время в Государственной Думе есть представители таких партий как КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия. И в целом, ко всем этим партия народ относится положительно или нейтрально, то есть нет критики существующей политической обстановки.
Таблица 2 – Отношение к политическим партиям, %
Очень положительно |
Скорее, положительно |
Ни то, ни другое |
Скорее, отрицательно |
Очень отрицательно |
Не знаю о ее существовании | |
КПРФ |
9 |
26 |
38 |
16 |
5 |
0,3 |
Единая Россия |
13 |
45 |
23 |
9 |
3 |
0,2 |
ЛДПР |
4 |
22 |
40 |
22 |
6 |
0,2 |
Справедливая Россия |
3 |
25 |
44 |
12 |
3 |
3 |
Правое дело |
1 |
6 |
37 |
16 |
6 |
18 |
Яблоко |
1 |
7 |
41 |
21 |
9 |
4 |
Солидарность |
1 |
5 |
32 |
13 |
4 |
28 |
Большинство респондентов (37 %) в 2010 году не считают себя сторонником ни одной политической партии. В 2009 году таких людей было 42 %. Также в основном люди относят себя, считают сторонниками, к Единой России (33 % в 2009 и 31 % в 2010 году). К ЛДПР относятся только 7 % граждан, а к КПРФ 13 % (таблица 3). Так как большинство поддерживают Единую Россию, относятся положительно к ее политике, поэтому они и относят себя к ее сторонникам. В этой связи можно также отметить, что к политике ЛДПР относятся отрицательно, поэтому и не относят себя к ее сторонникам. То есть, респонденты относят себя к той или иной политической партии, если политика этой партии их устраивает. А также иногда отнесение себя к какой-либо партии, часто связанно с привилегиями (например, партийный билет, который дает возможность получения льгот).
Таблица 3 – Сторонники партий, %
2009 декабрь |
2010 декабрь | |
КПРФ |
12 |
13 |
«Патриоты России» |
1 |
1 |
«Яблоко» |
1 |
1 |
«Справедливая Россия» |
2 |
4 |
«Единая Россия» |
33 |
31 |
«Правое дело» |
1 |
1 |
ЛДПР |
6 |
7 |
Другое |
1 |
1 |
Не являюсь сторонником никакой политической партии |
42 |
37 |
Затруднились ответить |
4 |
6 |
Говоря о влиянии партии на общественно-политическую жизнь страны, следует отметить, что большинство (40 %) считают, что Единая Россия оказывает очень большое влияние. Совсем никакого влияния не оказывает партия Яблока (0 %). Все это также связано с тем отношением к партиям, которое высказывают люди (таблица 4). Также здесь особую роль играет тот фактор, какая политическая партия находится у власти. Так как Единая Россия является партия, представителей которой больше всего в Государственной Думе, то и ее влияние более выражено в общественно-политической жизни страны. Поэтому, по мнению людей, наибольшее влияние оказывают такие партии как Единая Россия (40%), КПРФ (22 %), ЛДПР (18 %). Никакого влияния не имеют партия Яблоко (32 %). За последние несколько лет, показатели уменьшились. В 2007 году все показатели были на несколько процентов больше.
Информация о работе Роль партий в политической системе общества