Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:01, реферат
Современные ученые характеризуют политику как искусство компромиссов, обращая внимание на ее гибкость; как гармонию желаемого и объективно достижимого, делая акцент на ее эффективности и динамизме. Правда, в последнее время в публичных выступлениях и печати употребляются и такие характеристики: «политика – грязное дело», «политика безнравственна». Политика по определению не может быть грязным и безнравственным делом. Таковы бывают подчас цели и мотивы людей, которые путем популизма, обмана, хитрости получают доступ к активной политической деятельности, превращая тем самым политику в политиканство.
Введение 3
Понятие и сущность политики 5
Политические отношения 8
Политика и лидерство 10
Заключение 18
Литература 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Кафедра правоведения и политологии
РЕФЕРАТ
Тема: Роль политики в современном обществе
Барнаул 2014
Введение 3
Понятие и сущность политики 5
Политические отношения
Политика и лидерство
Заключение 18
Литература 19
Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное (догосударственное) общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политических учреждений и организаций, не было и политики. Неполитическими в догосударственном обществе были власть, а также такие социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и другие. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. Да и в буквальном переводе с греческого, политика означает «то, что относится к государству».
Аристотель в своем трактате о политике определил ее как искусство управления государством, под которым в то время понималось государство – город (полис).
Демокрит и другие мыслители считали, что политика не просто искусство, а наивысшее из всех искусств. Занятие политикой, полагали они, - дело высокоодаренных, мудрых, справедливых и честных людей. Мудрая политика – залог процветания государства, благосостояния общества и личности.
Современные ученые характеризуют политику как искусство компромиссов, обращая внимание на ее гибкость; как гармонию желаемого и объективно достижимого, делая акцент на ее эффективности и динамизме. Правда, в последнее время в публичных выступлениях и печати употребляются и такие характеристики: «политика – грязное дело», «политика безнравственна». Политика по определению не может быть грязным и безнравственным делом. Таковы бывают подчас цели и мотивы людей, которые путем популизма, обмана, хитрости получают доступ к активной политической деятельности, превращая тем самым политику в политиканство.
По мере исторического развития общества, совершенствования демократии политическое пространство неуклонно расширяется. В наше время все взрослые граждане любой демократической страны являются субъектами политики, политических отношений. Они в качестве избирателей (электората) выражают свою волю на выборах, формируют институты власти, путем участия в референдумах принимают важнейшие политические решения, реализуют принадлежащие им политические права и свободы.
В данном реферате поставлена цель — проанализировать политику и ее роль в современном обществе как важнейшую его составную часть, изучить ее понятие и сущность, определить ее место в различных аспектах жизни общества.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
Политика – сложное многомерное, многоаспектное и очень емкое понятие.
По сферам общественной жизни она подразделяется на: экономическую, социальную, научную, национальную, экологическую, военную и т.д.; по направленности – на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности – на нейтральную, открытых дверей, национального примирения, компромиссов; по содержанию и характеру – на прогрессивную и реакционную, на научно-обоснованную и волюнтаристскую и т.д.
Политика имеет много свойств, проявлений и форм выражения. Богат и многообразен ее субъектный состав. Она изменчива, подвижна, динамична и вездесуща. Поэтому выработать ее научное определение довольно сложно. В самом общем виде политика есть человеческая деятельность, выражающаяся во взаимодействии между социальными общностями, классами, нациями, народами, партиями, государствами, гражданами и их объединениями по поводу политической власти, для улучшения условий жизни людей, обеспечения общественного и мирового порядка.
В приведенном
определении синтезированы
1. Политика
выражается, материализуется в
4. Нет и быть не
может бесцельной политики. Она затрагивает
интересы миллионов людей, а потому является многоцелевой.
Одна из главных и долгосрочных целей
социальной политики — создание необходимых
условий для улучшения жизни человека.
Такая политика всегда имеет поддержку
в народе. Напротив, политика, ведущая
к обнищанию большинства населения страны,
нарушающая принцип социальной справедливости,
неизменно вызывает недовольство. Примером
тому служит внушительная всероссийская
акция протеста, состоявшаяся 27 марта
1997 г., где демонстранты и митингующие
гневно выступали против разрушительных
последствий российских реформ, растущего
обнищания народа и т. д. Другая важнейшая
и постоянная цель политики, прежде всего
государственной, — обеспечение в стране
и мире надлежащего порядка, безопасности
и спокойствия.
Политическая сфера тесно переплетается с другими сферами — экономической, социальной, культурной, правовой, религиозной, а потому политика становится закономерно возрастающим мировым, общепланетарным фактором. В реальной действительности она органически вплетена в ткань социума. Никто не может избежать политического воздействия, политические страсти |и волны докатываются до самых отдаленных уголков страны и мира.
Степень политизации общества зависит от многих обстоятельств, но с наибольшей скоростью она вырастает в переходные исторические периоды, когда кардинально трансформируются основы общественного устройства, мировоззрение людей, их ценностные ориентации. Как раз в такой ситуации находится сегодня Россия. Все ее политические субъекты демонстрируют невиданную ранее активность, стремятся лично участвовать в решении своей судьбы и судьбы страны.
В демократических странах политика находит концентрированное выражение в разработке и проведении в жизнь стратегического политического курса развития страны на определенную перспективу.
Разработкой
вариантов стратегического
Таким образом, разработка стратегии политики, выбор оптимального политического курса осуществляют партии, общество. Государство же выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно лишь в обществе с устоявшимися демократическими традициями. Если посмотреть на данную проблему в историческом плане, а также на современные недемократические государства, то выяснится, что до сих пор практически во всех странах взаимодействие политики и государства далеко не оптимально. И главное отклонение от оптимального варианта разделения функций в политике между партиями, обществом и государством состоит в том, что государство доминирует в сфере политики. Оно не только реализует, проводит в жизнь стратегический политический курс, но и разрабатывает и определяет его, чем ущемляет политические права и свободы человека и гражданина.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
До недавнего времени в нашей стране основными субъектами политики и политических отношений признавались классы. Нет сомнения в том, что крупные социальные общности, в том числе классы, могут быть субъектами политики. Но этим проблема субъектов политики не исчерпывается.
Субъекты политики — это социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.
С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы. Первая — субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти): социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др. Вторая — институциональные носители политической власти: государство и его органы, политические партии, общественно-политические организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь. Третья группа — функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, средства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.
Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические организации, представительные органы государства. Без интереса политика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса — потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.
Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной.
Объекты политики — это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях. В демократических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.
Отношения между политическими субъектами, складывающиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической властью, а также деятельность по реализации последней называют политическими отношениями.
Политические отношения есть разновидность общественных отношений. «Политические отношения между людьми, — писал К. Маркс, — являются, естественно, также и социальными, общественными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом». Однако политические отношения обладают и определенной спецификой, отличающей их от других видов общественных отношений.
Во-первых, они возникают, как правило, между крупными социальными общностями, нациями, а также партиями, государствами по поводу политической власти.
Во-вторых, политические отношения в обобщенном виде выражают коренные потребности и интересы социальных групп, классов, народа.
В-третьих, наиболее остро они проявляются в борьбе, соперничестве различных политических сил за использование государства и государственной власти в своих целях.
В-четвертых, они представляют собой форму реализации политических взглядов и убеждений, функционирования политических институтов.
Политические отношения не статичны. Они сложны и подвижны, они есть единство объективного и субъективного, стихийного и сознательного.
ПОЛИТИКА И ЛИДЕРСТВО
Среди участников политических отношений центральное место занимает личность. Она играет в политическом процессе ключевую роль, потому что всякая политика осуществляется через людей, посредством людей, во имя людей. Вся система политических отношений, форм, институтов замыкается в конечном счете на человеке, ради него существуют государство, право, власть. Он — главная фигура на политической сцене.