Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:01, реферат
Современные ученые характеризуют политику как искусство компромиссов, обращая внимание на ее гибкость; как гармонию желаемого и объективно достижимого, делая акцент на ее эффективности и динамизме. Правда, в последнее время в публичных выступлениях и печати употребляются и такие характеристики: «политика – грязное дело», «политика безнравственна». Политика по определению не может быть грязным и безнравственным делом. Таковы бывают подчас цели и мотивы людей, которые путем популизма, обмана, хитрости получают доступ к активной политической деятельности, превращая тем самым политику в политиканство.
Введение 3
Понятие и сущность политики 5
Политические отношения 8
Политика и лидерство 10
Заключение 18
Литература 19
Личность как субъект политических отношений выступает в качестве носителя политического сознания и политической культуры, а главное — в качестве обладателя политических прав и свобод. Так, гражданин вправе свободно письменно или устно высказывать любые политические мысли и идеи, кроме прямо запрещенных законом. Конституция Российской Федерации запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Важной формой участия граждан в политической жизни страны является их право вступать в различные партии, общественно-политические организации, участвовать в управлении делами государства. Коллективная форма проведения политических акций — право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Граждане формируют все выборные органы государства, наделяют их властными полномочиями, имеют право требовать от их отчета в работе. Однако самые широкие возможности личности активно участвовать в политической жизни страны открывает |непосредственная (прямая) демократия. Сегодня она используется в виде референдумов и выборных кампаний. Но возможности прямой демократии реализуются крайне недостаточно. Возьмем, к примеру, народный контроль над деятельностью государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций. Такой контроль оказался невостребованным. Бесконтрольность же обернулась ростом бюрократизма, невиданным расцветом коррупции, вседозволенностью и безответственностью на всех уровнях государственного управления.
В последние годы большую политическую остроту приобрела проблема борьбы с преступностью и укрепления законности, успешно решить которую без привлечения живых сил общества, без использования прямой демократии вряд ли удастся. В этой связи уместно напомнить следующую заповедь светлых умов Древней Греции: «Народ должен сражаться за законы, как за стены своего дома». Законы сравниваются со стенами дома. Почему? Потому, что стены дома выполняют охранительную функцию, защищают человека от непогоды, других внешних воздействий. Законы тоже выполняют охранительную функцию: защищают честь, достоинство и неприкосновенность личности от противоправных (преступных) посягательств.
Но не надо ждать, пока законность появится сама по себе. Народ, а не только правоохранительные органы, должен активно бороться за ее утверждение. Ведь законность — великое благо и для общества, и для человека. Напротив, произвол, беззаконие - реальная угроза безопасности личности. Следовательно, каждый гражданин объективно заинтересован в торжестве законности, и этот интерес должен воплотиться в реальные дела. Так, в ряде субъектов Российской Федерации делаются первые шаги по возрождению на новой основе народных дружин для обеспечения общественного порядка.
Сегодня практически на всех окнах нижних этажей домов стоят металлические решетки, двери подъездов и квартир тоже металлические. Однако это пусть необходимая, но пассивная форма индивидуальной и групповой защиты от преступных посягательств. Таким путем решить проблему укрепления законности нельзя. Необходимо искать и находить оптимальные формы участия граждан в борьбе с антисоциальными проявлениями.
В наше время большую актуальность приобрела проблема политической активности российских граждан. Углубляющийся системный кризис в обществе порождает противоречивые формы этой активности. С одной стороны, рост числа различных протестов населения в виде пикетирования правительственных учреждений, голодовок из-за длительных задержек выплаты зарплаты, пенсий и др. С другой — массовые отказы граждан от участия в голосовании по выборам, как в федеральные, так и в региональные органы. Все это углубляет противостояние народа и органов власти.
Лидерство появилось вместе с человечеством. Оно неизбежно и универсально. Там, где есть социальные группы, закономерно существует лидерство.
Среди различных видов и разновидностей лидерства политическое лидерство (в нации, обществе, государстве) занимает особое положение. Оно более значимо, более действенно. Политический лидер может занимать командные высоты, распространять свое влияние на всю страну. Руководители крупных государств обладают такими влиянием и известностью, что их знают во всех уголках Земли. Словом, политические лидеры — наиболее признаваемый, наиболее универсальный, наиболее интересующий всех элемент политики и политической жизни.
Что такое политическое лидерство? Его общепризнанного определения нет. Мыслители разных эпох и народов, начиная с Плутарха, рассматривали политическое лидерство под углом зрения индивидуальной роли выдающейся личности в политике, в государственной деятельности. Российские народники подходили к этой проблеме с позиций соотношения «героев и толпы».
Западные политологи на первых порах делали акцент также на изучении личных черт лидера (теория черт), объясняли феномен лидерства выдающимися качествами личности политика. Они утверждали, что превосходящие интеллектуальные и волевые дарования придают личности особое значение, которое рано или поздно приводит к лидерству. Современные исследователи связывают политическое лидерство не только с личными чертами лидеров, но и с социальными и иными условиями, в которых они действуют, - влияние конкретной ситуации на лидеров (и последних на ситуацию), отношение подчиненных к лидеру, уважение и готовность подчиняться ему (психологическая теория).
Политический лидер отличается от лидеров других сфер (бизнеса, спорта) тем, что его деятельность сопряжена с политической властью и длящимися властеотношениями. Как носитель властных полномочий политический лидер обладает способностью подчинять других своей воле, побуждать членов общества к активным действиям во имя достижения определенных целей. Лидерство по своей сути способно сплачивать людей, мобилизовать их на борьбу за улучшение условий жизни, причем может выполнять эту функцию в течение длительного времени путем последовательного решения задач, подчиненных общей цели. Результаты деятельности политических лидеров могут быть различными: хорошими и плохими, отличными и ужасающими. Все зависит от качества деятельности, поведения политического лидера.
Само по себе наделение человека властными полномочиями, назначение на высокую государственную должность не делает его автоматически политическим лидером. Например, английская Королева не является политическим лидером, равно как и германский президент. Вместе с тем деятельная, поддерживаемая народом личность, заняв высокую должность, может использовать ее для приобретения статуса политического лидера. Такое произошло во Франции, когда Де Голль придал посту президента страны новое, более важное значение, а сам превратился в крупного политического лидера.
Действия политических лидеров напрямую связаны с ситуацией, в которой они находятся. Лидеры не могут быть оторваны от окружающей их среды, которая предлагает, подсказывает и даже диктует какие-то действия. Вообще среда одновременно создает и ограничения, и вариантные возможности деятельности. Одни политические лидеры успешнее, чем другие, используют возможности, создаваемые средой. Например, один политический лидер находит верный выход из кризисной ситуации в стране, направляя ее развитие по пути прогресса. Другой политик неумелыми и неуверенными действиями углубляет кризисную ситуацию.
Древние мыслители утверждали, что сильный политик идет впереди событий, слабого они волокут за собой. Крупный политический лидер-преобразователь чувствует ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до той точки, когда он сможет ее использовать с пользой для дела. Он обладает способностью обратить ситуацию в свой актив.
Термин «харизма» заимствован из теологии, где он означает некий божественный дар. М. Вебер расширил это понятие до светского толкования. Применительно к политическому лидеру «харизма» означает те особые качества, благодаря которым личность становится над: обычными людьми. Эти качества помогают лидеру усиливать веру в себя и тем самым укрепить свою власть над остальными. По мнению М. Вебера, харизматический лидер стоит вне классов, статусов, демагогической политики, он не интегрирован в бюрократические структуры, а потому может объединить вокруг себя нацию, предотвратить бюрократизацию власти, защитить от нее человека.
К современным
харизматическим лидерам
По мнению западных политологов, харизматический лидер может осуществить «харизматический прорыв», т. е. превратиться из харизматического лидера в лидера тоталитарного толка. Сам М. Вебер не предполагал «харизматического прорыва», способствующего установлению тоталитарного режима, — его беспокоила угроза для демократии со стороны бюрократизма. Для него харизматический лидер — возможность защиты демократии от бюрократии.
Принципиальное значение для любого политического лидера имеет авторитет, проявляющийся в соответствии лидера тем ожиданиям людей, которые должны подтвердиться в его деятельности. А люди обычно оценивают действия политика, исходя из своих ценностно-нравственных ожиданий и надежд. Если эти ожидания и надежды оправдываются и подтверждаются поведением лидера, то доверие к нему, уважение перерастает в авторитет. Если этого нет, то авторитет либо не складывается, либо он недостаточен.
Словом, людям необходимо убедиться в возможности политика реализовать свой потенциал на практике, в его способности воплощать слово в дело. Отрыв же политика от своей социальной базы может привести его к «политической слепоте и глухоте», ошибкам в работе, потере доверия. Подобные политики нередко прибегают к обману, принуждениям, авантюризму. Практика проведения перестройки, радикальных реформ в нашей стране убедительно подтверждает данный вывод. За это время многие политики фазных уровней, во всем копировавшие Запад, оторвались от народа, от насущных жизненных проблем, не выполняли обещаний, не подтверждали надежд и ожиданий на лучшую жизнь и поэтому ушли в политическое небытие.
Первая причина коренится в недоброй нашей традиции безмерного восхваления политиков самых высоких этажей, оправдания их любых действий и решений, а когда они сходят с политической арены — критики и разоблачений. Названная традиция дает знать о себе и сегодня.
Вторая причина, пожалуй, самая главная, — это бесконтрольность и безответственность политиков разных уровней. Причем тон здесь нередко задают политики самого высокого ранга, чей пример сугубо негативно влияет на весь механизм политической власти.
Право народа контролировать деятельность всех без исключения должностных лиц и органов государства абсолютно и бесспорно. Это право вытекает из того, что сувереном и единственным источником власти в Российской Федерации согласно ст. 3 Конституции является ее многонациональный народ.
Однако в Конституции не предусмотрено, как, каким путем и в каких формах суверен или какой-то иной орган осуществляет контроль, например, за главой государства, перед кем и в каком порядке Президент отчитывается и отвечает за свою деятельность. Подобная ситуация сложилась во всех субъектах Федерации. Значит, бесконтрольность, безответственность разлились по всей Руси великой со всеми вытекающими отсюда последствиями должностной вседозволенности и невиданной коррупции. Пока общество, широкие его слои не осознают безусловной необходимости демократического контроля, пока не созрела общественная нетерпимость к злоупотреблениям, эгоизму, бесконтрольность будет искать и находить себе лазейки, разлагающе влиять на общество.
С контролем нерасторжимо связана ответственность. Она играет стабилизирующую роль в организации, регулировании и саморегулировании политических отношений. Психологической формой ответственности выступает чувство ответственности как устойчивая черта характера, связанная с убеждениями, как проявление самоконтроля, самодисциплины. Политический лидер, обладающий обостренным чувством ответственности за порученное дело, способен не только предвидеть последствия своих решений, действий и поступков, но и критически оценивать их с точки зрения политических интересов государства и гражданского общества.
Политическая
ответственность — емкое
Если результаты действий и решений политика причиняют вред обществу и государству, за ними неизбежно должны следовать моральные, политические и юридические санкции. Однако в России политики чаще всего уходят от ответственности. Никто и никак не ответил за бессмысленную «шоковую терапию», за приватизацию, которая обернулась разграблением общенародного достояния и возникновением криминально-мафиозного рынка, за позорную чеченскую войну с собственным народом. Но это уже не политика, а политиканство. Безответственность, безнаказанность разлагающе действуют на общество, деформируют политику.
В переходные периоды развития страны, в условиях глубокого системного кризиса политические преобразования и решения приобретают отчетливо выраженную личностную окраску, политическая власть перестает быть анонимной, резко возрастает личная ответственность политика перед народом за результаты своей деятельности.