Роль СМИ и коммуникаций в политических процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: определить роль СМИ и коммуникаций в политических процессах. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и основные направления деятельности СМИ и коммуникаций;
Охарактеризовать СМИ как компонент демократической системы;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….3
Глава 1 СМИ – составная часть политической системы общества
1. Сущность и основные направления деятельности СМИ и СМК….4
2. СМИ – компонент демократической системы………………..……7
Глава 2 СМИ и СМК как инструмент политических манипуляций
1. Роль СМИ и СМК в процессе достижения власти…………….….10
2. Основания политического манипулирования………………..……12
Заключение……………………………………………………………………14
Библиографический список…………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Сибирская  академия государственной службы»

 

Институт переподготовки специалистов

 

Кафедра политических наук и технологий

 

Контрольная работа

 

по Политологии

На тему: Роль СМИ и коммуникаций в политических процессах

 

 

 

 

                                                                         Выполнила студентка 4 курса:

                                                           ФИО: Коломникова Е.

                Группа 09311

                Проверил: Белов А. А.

 

 

 

Новосибирск 2010

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….….3

Глава 1 СМИ –  составная часть политической системы  общества

  1. 1. Сущность и основные направления деятельности СМИ и СМК….4
  2. 2. СМИ – компонент демократической системы………………..……7

Глава 2 СМИ и СМК как инструмент политических манипуляций

  1. 1. Роль СМИ и СМК в процессе достижения власти…………….….10
  2. 2. Основания политического манипулирования………………..……12

Заключение……………………………………………………………………14

Библиографический список…………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Неотъемлемой  составной частью политических процессов являются СМИ и массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами. Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения в первую очередь потому, что СМИ и коммуникаций играют важную роль, как в процессе достижения власти, так и в процессе её удержания, способствуя этому посредством пропаганды ценностей социального субъекта, находящегося или стремящегося к власти. В условиях развитой демократии массовые коммуникации могут выступать средством социального контроля над субъектом, осуществляющим власть.

Цель работы: определить роль СМИ и коммуникаций в политических процессах. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    • Рассмотреть сущность и основные направления деятельности СМИ и коммуникаций;
    • Охарактеризовать СМИ как компонент демократической системы;

 

Глава 1 СМИ – составная часть политической системы общества

  1. 1. Основные направления деятельности СМИ и СМК

Для выяснения основных направлений деятельности СМИ и СМК необходимо уточнить, что следует подразумевать под этими понятиями: «Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации»1.

Печать и  другие СМИ призваны воспитывать  политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями. СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественную жизнь и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания. Структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощь специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность. Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами. СМИ и СМК выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества. Основными направлениями деятельности СМИ и СМК являются:

    • удовлетворение информационных интересов общества;
    • обеспечение гласности;
    • изучение и формирование общественного мнения;
    • организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;
    • поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;
    • воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

На современном  этапе научно-технического прогресса  происходит скачок СМИ и СМК, в результате чего в мире создалась новая информационная ситуация. Взамен безоговорочному и жёсткому подчинению СМИ политике, административно-бюрократическому контролю за их деятельностью создаются новые, характерные для демократического общества условия функционирования печати, телевидения, радио, в основе которых лежат общечеловеческие ценности - честность, правдивость, уважение различных позиций, гарантия свободы слова и совести. Телевидение, спутниковая связь преодолевают расстояния и границы. Таким образом, СМИ и СМК являются важной составной частью политической системы современного общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяются социально-политическим устройством общества. В демократическом, правовом государстве СМИ и СМК удовлетворяют информационные интересы общества, осуществляет невидимый контроль за деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов, общественных организаций и движений, политических деятелей. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, их определённых групп, печать и другие СМИ являются, по образному выражению, своеобразной "четвёртой властью", властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости.

  1. 2. СМИ – компонент демократической системы

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ и СМК осуществляют серьёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его. СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям. В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. Очевидно также, что эффективность действий отдельного журналиста, редакционного коллектива в политическом процессе связано не только с творческим исполнением функции "подручного", но и с участием в качестве субъекта политической деятельности. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху. «Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательнонаказуемо во всех странах мира»2. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний.

Также запрещается  и преследуется в соответствии с  законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства. Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 СМИ и СМК как инструмент политических манипуляций

  1. 1. Роль СМИ и СМК в процессе достижения власти

Роль средств  массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления и т.д. Но если от всего этого абстрагироваться, если представить, что все мы не более чем субъекты права, существующие в стерильной атмосфере правовых отношений, то можно ясно увидеть те правила игры, которыми законодательно определена роль СМИ в избирательной кампании. Говоря о законах, я имею в виду прежде всего федеральные избирательные законы – “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 19 сентября 1997 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г.), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1 999 г. и "О выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г., – а также Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г.

Л. Л. Реснянская в своей книге разделяет использование  и участи е СМИ в избирательной компании: «В сфере формирования представительных и других выборных органов власти роль СМИ многогранна. При этом следует различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором - как самостоятельный институт демократии»3. Причем, обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой – ее участие в политическом процессе в конечном счете является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.

Кто вправе использовать, пользоваться услугами СМИ в ходе избирательной кампании? Избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления, кандидаты и т.д. О каких услугах идет речь? Об информировании (в формах опубликования и оповещения) и о предоставлении (платном или бесплатном) печатных площадей и эфирного времени для предвыборной агитации.

Хотя избирательные  законы гарантируют кандидатам, избирательным  объединениям и блокам равные условия  доступа к СМИ, вопрос реального  обеспечения равных условий, имеющий  отношение как к “оплачиваемым”, так и к “уполномоченным” средствам массовой информации, далеко не так прост. Н. В. Самошников обращает внимание на довольно актуальные аспекты: «Следует подчеркнуть, что законодатель не счел нужным определять понятия эфирного времени и печатной площади, в результате чего правоприменитель вынужден довольствоваться их обыденным смыслом. Вот почему нельзя исключить возможность возникновения споров, например, в отношении кабельного телевидения и проводного радио, к которым указанные термины вообще не применимы»4.

Не нужно  сбрасывать со счетов и то, что кандидаты  вправе самостоятельно определять форму  и характер своей агитации через  средства массовой информации.

Если избирательная  комиссия усмотрит в деятельности СМИ  нарушение законодательства о выборах, то она вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области СМИ, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

2. 2. Основания политического манипулирования

Манипулирование как метод воздействия на аудиторию весьма привлекателен для всех власть имущих - политиков, финансистов, предпринимателей, - любой ценой стремящихся к успеху. Но самая большая проблема заключается в том, что в основе манипулирования лежит коммуникация. Поэтому манипулятора практически невозможно "поймать за хвост" и привлечь к ответственности за то, что он пользуется своим правом свободы слова. Все же попытки общественности с помощью различных этических кодексов хоть как-то ограничить рост манипулятивных методик и технологий, также не дают практически никакого эффекта. «Для укоренения социальных мифов технология манипулирования предполагает использования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют манипулирование, является информация, а точнее, управление ею»5. Информацию можно:

Информация о работе Роль СМИ и коммуникаций в политических процессах