Роль СМИ в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..…….

Функции средств массовой информации………..……….
Основные каналы и особенности политического влияния средств массовой информации …………………………….
Политическое манипулирование и пути его ограничения…………………………………………….....
Заключение………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………..

Файлы: 1 файл

Гатину Р.переделана111111.docx

— 58.15 Кб (Скачать файл)

В современном  мире с развитием спутникового телевидения и некоторых других СМИ, обладающих почти безграничным радиусом действия, расширились возможности культурно-информационной экспансии мощных информационных корпораций ведущих стран Запада. Обладая новейшей техникой и технологией, высококвалифицированными кадрами, богатым опытом радио- и телевещания и опираясь на свою экономическую мощь, они непосредственно подчиняют или вовсе вытесняют национальное радио, телевидение и кинематограф и навязывают более слабым странам свои культурные и потребительские стандарты. Как неоднократно отмечалось на конференциях ЮНЕСКО, под предлогом свободы распространения информации транснациональные информационные корпорации формируют неадекватные социально-экономическим реальностям этих стран потребности и ценностные ориентации, культивируют роскошь и «потребительство в мире бедности» и тем самым дестабилизируют политическую ситуацию, разрушают культурную самобытность народов. Такая свобода информации нуждается в ограничениях. Информационная власть, подобно власти политической и экономической, нуждается в контроле со стороны общества. Без этого свобода информации превращается в привилегию узкой группы лиц и инструмент социального и политического господства.

Помимо специальных органов  государственного или общественного контроля использовать СМИ в интересах граждан и предотвратить негативные последствия их деятельности помогает коммуникационное воспитание населения и особенно молодого поколения. Теоретической основой такого воспитания является специальная наука и учебная дисциплина — педагогика СМИ. Ее главная цель — научить граждан критически относиться к масс-медиа, компетентно и ответственно их использовать. Изучение этой дисциплины призвано ознакомить граждан с центральной ролью СМИ в демократическом государстве и в современной политике в целом, с их позитивным и негативным воздействием на реципиентов, сформировать у них способность ориентироваться в сложном потоке информации и выработать иммунитет к манипулированию и низкопробной, оглупляющей человека печатной, видео- и иной продукции.

Политико-коммуникационное воспитание молодого поколения получает все  большее распространение в западных демократиях. Очевидно, что оно еще более необходимо России и другим посткоммунистическим странам, в которых грамотность населения в области массовых коммуникаций достаточно низка, а возможности их использования в манипулятивных целях высоки. Лишь комплексно решая различные проблемы в области массовых коммуникаций на основе учета мирового опыта и собственных общественных реальностей, эти страны смогут создать эффективную и жизнеспособную демократию.

Деятельность СМИ непосредственно  связана с формированием и функционированием субъективной сферы политики, главное содержание и общая направленность которой определяются господствующими в общественном сознании идеологиями.

 

Заключение

 

Средства  массовой информации (СМИ) являются важнейшим  институтом политической системы, которые  в последнее время все чаще именуют "четвертой властью". Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена. Если экономика может функционировать на основе рыночного саморегулирования, то политика невозможна без опосредованных форм общения (газет, радио, телевидения и др.). Коллективный характер реализуемых в политике целей требует их обязательного осознания разделенными в пространстве гражданами, координацию их поведения. Это практически недостижимо при непосредственном общении с людьми, здесь нужны специальные средства информации. Эти средства и называют средствами массовой информации (СМИ), средствами массовых коммуникаций (СМК) или масс-медиа.

СМИ представляют собой учреждения, создаваемые для  сбора, обработки и открытой, публичной  передачи с помощью специальных  технических средств различной  информации для широких слоев  народа. К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, массовые справочники, кино-, звуко-, видеозаписи. Наиболее массовое и сильное политическое влияние  оказывают аудиовизуальные СМИ, прежде всего телевидение (сегодня  практически каждая семья располагает  телевизором).

Функции СМИ, разнообразны. Но важнейшей из них  является информационная. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Конечно, не все распространяемые СМИ сведения носят политический характер (прогноз погоды, развлекательные, спортивные и другие программы). К политической информации относится та, которая имеет общественную значимость и на основе которой у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и других сферах жизни общества.

Существуют  общепринятые нормы деятельности государственных СМИ. Они не могут быть рупором исключительно правительства. Проводится четкое разграничение между понятиями "политические могут выражать позицию различных политических сил и групп населения, то для новостей действует правило строгого ограничения количества комментариев ведущего: в случаях, когда избежать их невозможно, они должны освещать позиции различных сторон. В тексте политической информации не должно быть логических и языковых конструкций оценочного характера, не говоря уже о приемах из арсенала психологической войны: подтасовки фактов, убеждающей риторики, целенаправленной интонации и мимики, особых приемов монтажа и т.д. Темы сообщения и состав действующих лиц должны отражать всю социальную структуру общества и волнующие его, а не какую-то отдельную группу проблемы.

Что касается политических программ на телевидении  и радио, то в них должно предоставляться  эфирное время всем различным  силам, представленным в общественной жизни и выборных органах власти. Лишь в этом случае у оппозиции имеется полноценная возможность соревноваться с правительством в борьбе за умы и души граждан.

«В цивилизованном мире признается, что если эти требования не выполняются, то налицо - сознательная попытка СМИ навязать общественному сознанию исключительно свое видение событий. Такой тип освещения именуется информационным тоталитаризмом. Монопольное право определять объем, содержание и характер информации, ежедневно входящей в каждый дом, дает руководству СМИ реальной власти больше, чем есть у правительства и оппозиции вместе взятых»3.

Наибольшую  опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет возможность использования СМИ для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане в корыстных целях.

Основой для  манипулирования служат мифы. В США, по мнению американского профессора-либерала Г.Шиллера, для утверждения господства правящей элиты используются пять основных мифов: об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; об объективности действий важнейших политических институтой Конгресса, суда, президента, СМИ; о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к потребительству и накопительству; об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и унижения; о плюрализме СМИ, которые в действительности контролируются крупными рекламодателями и правительством.

В ходе политологических исследований выявлен богатый арсенал способов манипулирования в СМИ. Для российского ТВ 90-х гг. характерным средством манипулирования явилась также кампания по созданию абсолютно чуждой языковой среды, своего рода "операция вытеснения" русского языка американизированным сленгом, о чем свидетельствуют хотя бы названия телепередач и рубрик: "Бизнес-класс", "Бридж", "Евромикс", "Уик-энд для подростков", "Мегаполис", "Фел... Нэт", "Терминал" и т.д. - более 30 названий. Вряд ли такая направленность передач соответствует духу россиян, она вольно или невольно служит задаче уничтожения устойчивых черт национальной, народной жизни, ее умственного и нравственного уклада. Складывается впечатление, что деятельность ТВ направляется силами, для которых Россия не более чем объект крупной геополитической игры и является частью глобальной кампании дезинформации.

Огромные  возможности активного воздействия  СМИ на политическое сознание и поведение  граждан свидетельствуют о важнейшей  роли "четвертой власти" в современном  обществе. Некоторые исследователи  даже говорят о грядущей эпохе  «медиократии» - власти СМИ, которые не столько будут отражать и интерпретировать действительность, сколько контролировать ее по своим правилам и усмотрению. Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, формировать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.

Особо велика роль СМИ в переходные периоды, когда  без их активной деятельности невозможно добиться массовой поддержки политики социальных и политических преобразований.

Таким образом, анализ существующих политических систем показывает, что магистральным путем  совершенствования политической системы должна являться ее демократизация, ибо только этот путь способен конструктивно активизировать политическую жизнь общества, обеспечить статус человека, как субъекта политической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

1. Андреев Э.М. Средства массовой информации и реформирование России // Социально-политический журнал, 1996, № 4.

2. Белов Г.  Эволюция нормативности политической  системы современного российского  общества // Общественные науки и современность, 1996, №1.

3. Гаджиев К.С. Политология (основной курс): учебник. М.: Высмшее образование, 2007.

Краснов Б.И. Политическая жизнь и ее демократические  параметры // Социально-политический журнал, 1995, №4.

4. Мальцев  В.А. Основы политологии. М., 1997.

5. Пугачев В.П. Политология. М., 1999.

6. Фарукшин  М.Х. Политическая система общества // Социально-политические науки,1991, № 5.

7. Шабров  О.Ф. Политическая система: структура,  типология, устойчивость. М., 1993.

8. Шиллер  Г. Манипуляторы сознанием (пер.  с англ.) М., 1980.

 

1 Пугачев В.П. Политология. М., 1999. С.403.

2 См.: Шиллер Г. Манипуляторы сознанием (пер. с англ.). М., 1980. С.25-40.

3 Мальцев В.А. Основы политологии. М.,1997. С.293.




Информация о работе Роль СМИ в политической системе общества