Российско-японский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Вчитываясь в исторические заметки, мы можем увидеть, что в отношении Курил японское правительство в начале XXI века проводит следующую политику. Оно не спешит создавать на Курилах совместные предприятия и тем самым способствовать их развитию. Бывший премьер-министр Иосиро Мори после встречи с президентом РФ В.В Путиным в марте 2001г. в Иркутске заявил, что он якобы получил согласие Владимира Путина на передачу Японии двух островов в обмен на заключение между странами мирного договора.

Файлы: 1 файл

Характеристика субъектов конфликта.docx

— 31.53 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования  Республики Беларусь

 

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Кафедра «Основы бизнеса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

                 «Российско-японский конфликт»

По дисциплине «Политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Выполнила: студентка гр. 10503612

                                                                                             Суховей А. В.

 

           Принял:      ст. преподаватель       

                                                                                             Дайняк Е.Н.

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

Минск 2013

Российско-японский конфликт

 

Зигмунд Фрейд утверждал, что "люди изначально враждебны друг другу". Мы уже предрасположены к конфликтам, в том числе и политическим. В "Политологическом словаре" говорится, что "Политический конфликт - это  столкновение субъектов политики в  их взаимном стремлении реализовать  свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с достижением власти или  ее перераспределения, а также с  изменением их политического статуса  в обществе". Здесь можно сразу  добавить слова Макса Вебера: "Дать социологическое определение современного государства можно, в конечном счете, только исходя из специфически применяемого им, как и всяким политическим союзом, средства - физического насилия". Вебер в своем определении  крайне узко рассмотрел политический конфликт как откровенную форму  насилия, вооруженного политического  конфликта. Однако не каждый политический конфликт становится вооруженным. Также  Карл Шмитт отнесся к политическому конфликту как к серьезному обострению отношений, утверждая что: "Специфически политическое различение, к которому можно свести политические действия и мотивы - это различения друга и врага. Различение друга и врага состоит в том, чтобы обозначить высшую степень интенсивности соединения или разделения, ассоциации или диссоциации". Другими словами, Карл Шмитт рассматривает политическое поле как большое поле битвы, на котором политические субъекты в виде публичных врагов, сталкиваются, применяя при этом самые радикальные методы борьбы, переводя весь политический конфликт в виде "конкуренции" в форму вооруженного конфликта, однако не всегда.Традиционным стереотипом при определении советско-японских и российско-японских отношений является мнение, что они находятся в состоянии застоя. Действительно, отношения СССР и России с Японией отличались и отличаются от отношений с другими странами. Между нашими государствами до сих пор не подписан мирный договор. В истории отношений двух стран случалось разное - были конфликты, войны, но были и позитивные моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран - торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения, культурные, научные и другие гуманитарные связи.

Специфический характер отношениям СССР, а теперь России с Японией придает  территориальная проблема. Этот вопрос служит серьезным препятствием для  заключения мирного договора, а также  и то, что до 1991 года ни один из советских  руководителей не хотел посещать Японию. Это было нарушением неписанных дипломатических норм, ведь японские руководители четырежды побывали в СССР. Советская сторона рано или поздно должна была побывать в Японии, это случилось только в 1991 году. Чем был обусловлен этот важный шаг: сменой ориентации внешней политики с Запада на Восток, или желанием стать полноправным членом сообщества государств - членов Азиатско-Тихоокеанского региона? Как бы там не было, но первый визит президента СССР в Японию был важным шагом в отношениях между двумя странами, с него, по сути дела, берет начало новая полоса во взаимоотношениях двух стран.

Русско-японские отношения  имеют более чем трехсотлетнюю  историю. Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697г. русский  землепроходец В.В.Атласов. В 1745г. большая их часть была нанесена на «Генеральную карту Российской империи» в Академическом атласе. После открытия русскими мореходами Курил и закрепления их за Российской империей (поднятие русского флага, установка православных крестов на всех островах гряды, включая Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, на которые сейчас претендует Япония) эти земли были нанесены на все карты мира как принадлежащие России. Даже на карте школьного атласа, изданного в Токио в 1954г. с пометкой «Одобрено министерством просвещения», граница Японии с СССр проведена так, что Хабомаи является территорией Японии, а Кунашир, Итуруп и Шикотан из нее исключены.

Вчитываясь в исторические заметки, мы можем увидеть, что в  отношении Курил японское правительство  в начале XXI века проводит следующую  политику. Оно не спешит создавать  на Курилах совместные предприятия  и тем самым способствовать их развитию. Бывший премьер-министр Иосиро Мори после встречи с президентом РФ В.В Путиным в марте 2001г. в Иркутске заявил, что он якобы получил согласие Владимира Путина на передачу Японии двух островов в обмен на заключение между странами мирного договора.

 

Характеристика  субъектов конфликта

 

Противоборствующие стороны  в данном конфликте:

Сторона 1:

Россия (в т.ч. Российская Империя, СССР).

Россия-государство, которое расположено на территории Восточной Европы и Северной Азии.

Территория(1-ое место в мире)-17 075 400 км2.

Население(9-ое место в мире)- 142 914 136 чел.

Является собственником объекта  конфликта.

Позиция  стороны: Россия как правопреемница ССР имеет полное право на владение Южными Курильскими островами в  рамках закона по итогам Второй Мировой войны, которые закреплены в уставе ООН. Данный факт сомнению не подлежит.

Положение стороны в данном конфликте  – это роль защищающееся стороны.

Союзники данной стороны: Китай (1964-1991).

Сторона 2:

Япония.

Япония является островным государством Восточной Азии, которое было основано в 660-м году. Расположено на Японском архипелаге (состоит из 6852 островов). Является одним из самых развитых государств в мире.

Территория (60-е место в мире)-377 944 км2.

 Население (10-е место в  мире)- 127 370 000 чел.

Является инициатором территориального спора, ведёт агрессивную (в рамках мирных методов) борьбу. Всерьез уверена  в правоте своей позиции, поэтому  будет бороться в споре до самого конца.

Позиция стороны: Южные Курильские острова впрочем, как и все Курильские острова, издавна были заселены японским народом. Россия варварским методом захватила их и совершенно не собирается уступать данные территории. Россия должна немедленно вернуть территории, которые изначально принадлежали японцами.

Союзники данной стороны: США.

 

Характеристика  объекта (объектов) конфликта.

 

Объектами конфликта являются несколько  южных Курильских островов- Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи. Собственно принадлежность данных территории по отношению к России вызывают сомнения у Токио.

Данные острова могут существенно  увеличить экономический и внешнеполитический потенциал для Японии, так как  данные острова находятся рядом  с незамерзающими проливами, что  является очень большими преимуществом  для флота, а на самих островах находятся источники редких полезных ископаемых, вероятно, есть золото. Россия на этих островах имеет самых мощный в стране рыбоперерабатывающий завод (о. Итуруп), природный заповедник «Курильский» (о. Кунашир), на территории которого находятся 84 вида животного, занесенных в Красную книгу.

Стоит отметить, Япония вполне могла  заполучить о. Шикотан, потому что Декларация 1956 года между СССР и Японией гласит о том, что в случае подписания мирного договора между вышеуказанными странами данный остров может считаться  собственностью Японии.

Но Японию данное условие не устраивает, так как эта страна намеревается получить в своё владение все четыре объекта.

 

Вид конфликта

 

Данный конфликт можно  выделить по следующим критериям:

По составу и количеству конфликтующих  сторон: межгосударственный.

По проблемно-деятельностному признаку: внешнеполитический.

По времени протекания конфликта: длительный, вялотекущий.

По содержанию конфликта: проблемный

По тенденции к преобразованиям  и возможностям разрешения конфликта: деструктивный.

 По степени остроты противоречий: разногласие переходящее в противодействие.

По степени интенсивности конфликта:  реалистический.

 

Характеристика  территориальных рамок конфликта.

 

Что касается территориальных рамок конфликта, то в нём задействованы с практически противоположными характеристиками имеющихся в их составе территорий. Так, Россия является страной, которая состоит на 1-ом месте по площади территории (17 0750400 км2), в то время как Япония- всего лишь на 60-ом месте (377 944 км2).

Территория объектов конфликта  крайне мала , что может привести к заблуждению о том, что Россия и Япония на протяжении более 50-ти лет лишь только зря решают территориальную принадлежность нескольких «маленьких островков» (их суммарная площадь равняется примерно 5015 км2). На обладание этими «маленькими островками»

 Позволит России или Японии  как уже было сказано выше  увеличить свой экономический и внешнеполитический потенциал. Так что не стоит недооценивать роль оспариваемых объектов.

 

Характеристика  хронологических рамок конфликта.

 

Начало конфликта по поводу деления  островов между Россией и Японией  было положено ещё в 19 веке, когда  страна восходящего солнца провозгласила суверенитет над всем Сахалином и Курильскими островами, но данные территории уже были в составе Российской Империи в результате проведения российскими императорами экспедиций, направленных на мирное присоединение неизведанных территорий с проживающими на их местностях народов. В принципе именно данное событие и можно считать началом конфликта.

7 февраля 1855 – заключается российско-японский  мирный договор, который отдавал  Японии южную часть Курильских  островов.

После окончания Второй Мировой  войны и капитуляции Японии перед  СССР южные острова были включены  в состав СССР, но при составлении  мирного договора между Японией  и союзниками была соблюдена неясность  в пояснении состава Курильских островов- Япония не включала острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хобомаи в состав Курильсих островов, хотя по договору было утверждено обратное. СССР предпринял попытку внести в договор поправку,  которая бы гласила о полном суверенитете СССР над всеми Курильскими островами, но этого не произошло.

1956 год был близок к тому, чтобы  Япония получила некоторые   территории Курильских островов- была подписана Совместная декларация, по правилам которой в случае заключения между сторонами мирного договора, острова Хабомаи и Шикотан могут быть переданы в Японию. Но в данный момент шла холодная война между СССР и США, последняя, к слову, была союзницей Японии. Возможно противоречия между двумя державами способствовали невозможности заключения мирного договора.

В 60-е года ситуация ещё более  усложнилась, так как США продлил  соглашение с Японией о размещении своих войск на японских территориях, отчего СССР категорично отказывался передавать острова Японии, так как советское руководство понимало что данные территории могут стать местом дислокации войск своего главного идеологического врага -  США.

После распада СССР между Россией  и Японией в 1993 году была заключена  Токийская декларация о российско-японских отношениях, в которой указывается  о том, что Россия является правопреемницей  СССР и что все соглашения, подписанные между СССР и Японией будут признаны как Россией, так и Японией. Впервые после долгого перерыва было видно стремление сторон обоюдно решить спор. Япония же не стала оккупировать острова в тот момент, когда Россия терпела крах в экономическом и политическом плане, то есть в тот момент, когда Япония в принципе могла беспрепятственно завладеть территориями островов.

В начале 21 века конфликт стал меньше принимать антагонистическую окраску: стороны стали более лояльно  относиться к интересам противоборствующей стороны. Чего только стоят визиты главы  России в страну восходящего солнца. Стоит также отметить, что Япония очень благополучно относится к  Путину по причине того, что он вполне видит реальной ситуацию, когда данный конфликт может быть решён в сторону Японии, но только в рамках двух объектов (Хабомаи и Шикотан). Но Японию абсолютно не устраивают такие условия. Совсем по-другому Япония относилась к предыдущему Президенту России- Д.А. Медведеву: его визит на Южные Курильские острова только усугубил российско-японские отношения. Конфликт зашёл в тупик: при Медведеве Япония не видела перспективы сотрудничества между странами.

 

Основные этапы  конфликта:

 

Стоит отметить что данный конфликт нельзя так просто разделить на этапы, так как данный спор имеет динамическую форму протекания, то есть  в нём  можно узреть несколько эскалаций, формирований противоречий и т.д.  Данное обстоятельство происходит прежде всего по причине долгой продолжительности  спорной ситуации. Действительно  за время его протекания в обоих  сторонах менялась форма правления: в одной стороне 3 раза- абсолютная монархия (Российская империя), тоталитаризм (СССР) и демократия (российская Федерация), в другой стороне 2-раза- абсолютная монархия и конституционная монархия (Японская империя).

Информация о работе Российско-японский конфликт