«Русская правда» П.И.Пестеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

Павел Иванович Пестель как автор самобытного и оригинального проекта государственных преобразований России, оказал влияние не на одно поколение россиян. Но в отечественной юридической литературе его идеи не получили должной оценки, что связано с неоднозначным, вплоть до настоящего времени, отношением к выступлению декабристов, одним из руководителей которого был П. И. Пестель. Между тем движение декабристов было значительным фактом общественно-политической истории Российской империи первой четверти XIX века, явилось первым в истории нашей страны революционным выступлением против царского самодержавия.

Содержание работы

1.Введение
2.Формирование мировоззрения П. И. Пестеля
3.«Русская правда» П. И. Пестеля
4.Значение «Русской правды» П. И. Пестеля
5.Заключение
6.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

история ппу.docx

— 40.80 Кб (Скачать файл)

3.  О сословиях государства.

4.  «О народе в отношении  к приуготовляемому для него  политическому или общественному  состоянию».

5.  «О народе в отношении  к приуготовляемому для него  гражданскому или частному состоянию».

6.  Об устройстве и  образовании верховной власти.

7.  Об устройстве и  образовании местной власти.

8.  Об «устройстве безопасности»  в государстве.

9.  «О правительстве  в отношении к устройству благосостояния  в государстве».

10.  Наказ для составления  государственного свода законов.

Кроме того, в «Русской правде»  имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции и краткое  заключение, содержавшее «главнейшие  определения и постановления, Русскою  Правдою учинённые».

Написаны и окончательно отделаны были лишь две первые главы  и большая часть третьей, четвертая  и пятая главы остались в виде черновых подготовительных отрывков.

П. И. Пестель являлся сторонником  введения в России республики, а  не конституционной монархии, к которой  склонялись многие из декабристов. Он был убеждённым противником самодержавия, называя его «разъярённым зловластием». В «Русской правде» он выражает желание уничтожить даже само воспоминание о прежнем торжестве этой тирании. Поэтому самодержавие, по проекту П. И. Пестеля, решительно уничтожалось, и не только сам институт самодержавия, но и весь царствующий дом. П. И. Пестель последовательно выступал за цареубийство, считал ошибкой английской и французской революций сохранение жизни Стюартам и членам династии Бурбонов, что привело к реставрации монархии в Англии и Франции. На следствии П. И. Пестель давал следующие показания: «Я сделался в душе республиканец и ни в чём не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении». Верховная власть должна была принадлежать народу: «…Народ Российский не есть принадлежность или Собственность какого-либо лица или семейства. Напротив того, Правительство есть принадлежность Народа, и оно учреждено для Блага Народного, а не Народ существует для Блага Правительства». Для того времени это была поистине революционная идея.

В «Русской правде» обоснована необходимость введения общедемократических  прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т. д. Все сословия должны быть решительно уничтожены и  слиты в «единое сословие гражданское». Предполагалось уничтожить и сословные  привилегии. Все россияне объявлялись  одинаково «благородными»», то есть «рождёнными во благо». Следовательно, провозглашалось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных  делах. Немедленно уничтожались гильдии, цехи, а также военные поселения, «одна мысль о которых наполняла  каждую благомыслящую душу терзанием  и ужасом».

Историческим прообразом демократической системы для  П. И. Пестеля служило вече Новгородской республики. Но вече всего Российского  государства собрать было невозможно, поэтому П. И. Пестель хотел разделить  Россию на области, области – на губернии, губернии – на уезды, а  самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола имели право избирать и быть избранными в любой орган государственный  власти. Они могли участвовать  в ежегодном волостном собрании, где выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», то есть местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народное собрание. Главой наместного волостного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского наместных собраний – выборные «посадники». Компетенция наместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчёты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии – волостных, уездных и земских правлений, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних и вообще занимались всеми делами местного значения, «до волости или уезда касающимися». В верховный орган власти П. И. Пестель предлагал двухстепенные выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды – представителей в высший орган законодательной власти – Народное вече.

Верховная власть разделяется  на законодательную и верховно-исполнительную.

Верховный законодательный  орган будущей России – Народное вече – избирался сроком на 5 лет. Ежегодно 1/5 часть народных представителей переизбиралась. Председатель выбирался из членов, пребывающих в составе Народного вече последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча, так как оно представляло «волю» и «душу народа в государстве.

Верховным исполнительным органом  являлась Державная Дума, состоявшая из 5 человек, избиравшихся Народным вече на 5 лет. Ежегодно один из членов Думы выбывал из её состава ввиду истечения  своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной  Думы являлся её член, заседающий в  ней последний (пятый) год. Державная  Дума «ведёт войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает  мира. Все министерства и вообще все правительствующие места  состоят под ведомством и начальством  Державной Думы».

Помимо законодательной  и исполнительной власти в государстве, по мнению П. И Пестеля, должна быть и власть блюстительная, которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы затем, чтобы две другие ветви власти не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти – Верховный собор – состоял из 120 бояр, избиравшихся пожизненно. Они не могли участвовать ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Председатель выбирался на год самим собором. Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей и только после утверждения Верховным собором закон получает юридическую силу. Собор имеет серьёзные контрольные функции, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором, и сам Верховный собор «принимает начальство над армией, когда она выступает за пределы своего государства» Таким образом, по мысли П. И Пестеля, «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную Думу» Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления.

П. И. Пестель чрезвычайно  высоко ценил личную свободу человека. Будущая Россия, по П. И. Пестелю, –  это общество, прежде всего, свободных  людей: «…без свободы личной нет  государственного здания, и без неё  нет ни спокойствия, ни благоденствия». В России, о которой мечтал П. И. Пестель, не могло быть крепостного  права, так как «обладать другими  людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное … противное  законам естественным… Рабство  в России должно быть решительно уничтожено…».

Глава Южного общества предполагал  освободить крестьян с землёй и закрепить  за ними все права гражданства. Вся  обрабатываемая земля в каждой волости, по проекту П. И. Пестеля, делится  на две равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему  волостному обществу, и не может  быть ни продана, ни подарена, ни заложена, и на «землю частную», которая будет  являться объектом купли-продажи.

Общественная земля делилась бы на участки такого размера, чтобы  каждый «…Необходимое для житья одного Тягла доставлять мог. Тяглом разумеется муж с женою и тремя детьми». Эти участки подлежали раздаче в пользование членам волостного общества сроком на один год, по истечении которого земля переходила бы в другие руки или оставалась за прежним хозяином. Из рук в руки участки переходят в следующих случаях: если кто-то не пожелает более заниматься земледелием или хочет переменить участок на свободный, если пользователь не может быть удовлетворён размером участка по причине увеличения числа членов его семьи, а также когда гражданин лишён прав за преступление.

«Земли частные будут  принадлежать казне или Частным  Лицам, обладающим оными с полною свободою…. Сии Земли, будучи предназначены  для образования частной Собственности, служить будут к Доставлению  изобилия».

Для осуществления своего аграрного проекта П. И. Пестель  считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной её конфискации. Имело место отчуждение земли  за вознаграждение, имело место и  безвозмездное отчуждение, конфискация. «Если у помещика имеется 10 тысяч  десятин или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого  возмездия. Если имелось менее 10 тысяч  десятин, но более 5 тысяч десятин, то половина отбиралась за вознаграждение в виде денег или земли в  другой волости, но чтобы общее количество земли не превышало 5 тысяч десятин». Таким образом, помещичье землевладение  при полном уничтожении крепостного  права частично сохранялось.

Для своего времени проект П. И. Пестеля был чрезвычайно  радикальным. Накануне реформы 1861 года крестьянская запашка занимала лишь 1/3 обрабатываемых земель – 2/3 были под  барской запашкой. П. И. Пестель же отдавал ½ всей обрабатываемой в  государстве земли крестьянам, ничего у них не «отрезав». Таким образом, аграрный проект П. И. Пестеля гораздо  шире, чем реформа 1861 года, открывал дверь буржуазному развитию страны.

П. И. Пестель не говорит  о выкупе крестьянами полученной земли, «вознаграждение» помещикам  платит государство. Предполагалось, что  будущая Российская республика будет  иметь банки и ломбарды, дающие крестьянам ссуду на первоначальное обзаведение и расширение частного хозяйственного предпринимательства.

П. И. Пестель считал, что  правительство новой России должно всемерно поддерживать предпринимательство. Он предложил новую налоговую  систему, исходя из того, что всякого  рода натуральные и личные повинности (продуктами или работой) следует  заменить денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».

Конституция П. И. Пестеля  провозглашала буржуазный принцип  – священное и неприкосновенное право собственности, объявляла  полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только перед судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, нозапрещалиьс некоторые религиозные обычаи, например многоженство у мусульман. Суд сословный отменялся, вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

 

Окончательной целью государственного переустройства, согласно «Русской Правде», является построение единой и неделимой  России. Соответственно, основной и  конечной целью национальной политики П. И. Пестель считал слияние всех племен и народов России в единый русский народ.

Важнейшую задачу, которую  поставил П. И. Пестель в конституционном  проекте, можно сформулировать как  достижение единства в государстве. Основу принципа единства составляет политическое единство государства, заключающееся  в том, что во всех частях государства  действуют одни и те же законы, один и тот же образ правления, а  само государство состоит из частей, однородных в политическом смысле. Национальное единство рассматривается  им как производное от политического. Оно включает в себя требования слияния  всего населения в единую нацию (русский народ), использования единого  языка (русского), принятия единой веры (православия), распространения единых обычаев и нравственных представлений, перехода к одинаковому образу жизни. Важно отметить при этом, что для  П. И. Пестеля достижение политического  и национального единства – не самоцель, а необходимое средство создания процветающего государства.

Анализируя правовое положение  народов России, П. И. Пестель сделал вывод, что практически все они  обладали теми же правами, что и русские, но помимо этого некоторые из них  пользовались важными привилегиями. Так, финны и поляки жили в соответствии со своими законами, не неся каких-либо расходов и обязанностей по поддержке  Российского государства; мусульманские  правители Кавказа в лучшем случае выплачивали символическую дань. Сибирские инородцы, молдаване, калмыки, казахи были освобождены от рекрутской повинности. В полной мере обязанности  перед государством разделяли с  русскими лишь некоторые оседлые  народы европейской части России, но они к этому времени уже  не знали крепостной зависимости. Таким  образом, существовала явная диспропорция в соотношении прав и обязанностей русского народа (в широком смысле, включая украинцев и белорусов) и других народов России.

Исходя из важнейшего в  его концепции принципа соответствия прав и обязанностей, П. И. Пестель  считал необходимым обеспечить справедливое распределение прав и обязанностей между национальными группами, уравнять эти права и обязанности, отказаться от этнических и религиозных привилегий отдельных групп населения в тех случаях, когда они вступают в явное противоречие с интересами государства в целом или его граждан.

Федеративное устройство государства он отвергал. Политическая жизнь многонационального государства, считал П. И. Пестель, может протекать  только в системе унитарного государства, какие-либо элементы федерации или  автономии не должны допускаться. Административно-территориальное  деление страны должно было препятствовать обособлению народностей и способствовать их ассимиляции: административные границы  должны были проводиться таким образом, чтобы в пределах одной единицы  оказались территории проживания разных народов; в то же время территория проживания одного этноса должна была распределяться по разным единицам.

Основной причиной отказа П. И. Пестеля от федеративного устройства обновленной России являлась опасность  раскола страны по национальному  признаку. Отказывая народам России в «праве на самоопределение», П. И. Пестель в то же время ничем  не ограничивает права граждан, в  том числе политические. Тем самым  не только минимизируется опасность  развития национального сепаратизма (поскольку для него нет материальной основы – не предусмотрены особые права, которыми наделяются национальные сообщества, не закреплены территории за этими сообществами), но и соблюдаются  права человека – личные, гражданские  и политические - в отношении всех жителей России, ставших ее гражданами. Интерес представителей нерусских  народов при таком подходе  заключается не в национальном обособлении, а в объединении в общую  нацию и принятии гражданства  России, поскольку именно этот статус оказывается наиболее выгодным.

Никаких ограничений по национальному, религиозному или языковому признаку в получении российского гражданства  и пользования гражданскими правами  «Русская Правда» не предусматривала. Однако претенденты на получение  гражданства должны были согласиться  с двумя основными требованиями: принятие на себя всех установленных  законом обязательств перед государством и скорейшим вступлением в  русский народ, что подразумевало  овладение русским языком и восприятие русской культуры.

Приобретение гражданства  и пользование правами гражданства  – это, в трактовке П. И. Пестеля, не одно и то же. Человек начинает пользоваться всеми гражданскими правами, когда он становится способным исполнять  все установленные законом обязанности  перед государством. Поэтому политические права для личности предусматривались после достижения совершеннолетия, а для этнической группы в целом - когда она достигнет необходимого культурного уровня.

Информация о работе «Русская правда» П.И.Пестеля