Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:19, контрольная работа
Павел Иванович Пестель как автор самобытного и оригинального проекта государственных преобразований России, оказал влияние не на одно поколение россиян. Но в отечественной юридической литературе его идеи не получили должной оценки, что связано с неоднозначным, вплоть до настоящего времени, отношением к выступлению декабристов, одним из руководителей которого был П. И. Пестель. Между тем движение декабристов было значительным фактом общественно-политической истории Российской империи первой четверти XIX века, явилось первым в истории нашей страны революционным выступлением против царского самодержавия.
1.Введение
2.Формирование мировоззрения П. И. Пестеля
3.«Русская правда» П. И. Пестеля
4.Значение «Русской правды» П. И. Пестеля
5.Заключение
6.Список использованной литературы
П. И. Пестель полагал, что право на независимость могут получить только сильные нации, способные противостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если «они соединятся духом и обществом с большим Государством и совершенно сольют свою Народность с народностью Господствующего Народа, составляя с ним только один Народ…» В то же время П. И. Пестель часто подчёркивал, что люди совершенно независимо от их расовой и национальной принадлежности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен использовать своё превосходство для их угнетения. Все народы, населявшие Россию должны слиться в единый русский народ.
Одним из главных принципов взаимоотношения гражданина и государства у П. И. Пестеля является требование независимости граждан России от иностранных государств. Это требование преимущественно проявляется в недопустимости двойного гражданства для россиян; в запрете вступления их в иностранную службу без предварительного разрешения Верховной власти; в запрете иностранным подданным занимать государственные должности в России; в запрете деятельности тех религиозных (и прочих) организаций, которые признают над собою управление, находящееся вне России.
Новое российское правительство должно было использовать авторитет самых разных религий для пользы государства. Не только православные, но и священнослужители всех иных вероисповеданий, которые будут допущены в государстве, должны числиться государственными чиновниками. Поскольку религии исполняют полезные для государства обязанности, они допустимы и пользуются покровительством государства. Однако на православную церковь возлагается гораздо большая обязанность перед государством, чем на все остальные, поэтому она и должна пользоваться большими правами. Религиозные организации, потенциально враждебные государству, могли быть запрещены.
П. И. Пестель проводил различие между «внутренней верой» человека, которая является его личным делом и в которую государству не следует вмешиваться, и внешними проявлениями этой веры, которые не должны противоречить интересам других людей, общества и государства.
4.Значение «Русской правды» П. И. Пестеля
«Русская правда» согрета глубокой любовью к Родине, которую П. И. Пестель ценил превыше всего. «Любовь к Отечеству – сей источник всех государственных добродетелей и сия сильнейшая подпора существования и благоденствия царств», – писал он в одном из ранних набросков своего конституционного проекта.
П. И. Пестель придавал большое
тактическое значение «Русской правде».
Революцию нельзя было, по его мнению,
успешно совершить без готового
конституционного проекта. Однако по мере
приближения срока, назначенного для
восстания, всё острее чувствовалась
необходимость в скорейшем
Русская правда П. И. Пестеля – наиболее демократическая программа декабристов, разработанная в 1821-1823гг; одобрена Южным обществом, поддерживалась также революционным крылом Северного общества. Основные положения: уничтожение самодержавия, крепостного права и сословного строя, установление республики, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, отсутствие избирательных цензов, конфискация крупнейших латифундий и наделение крестьян землей.
Система принципов государственного
устройства, выдвинутая в «Русской
Правде», представляет интерес и
для современной России, в том
числе как свидетельство
Предложенный П. И. Пестелем путь введения унитарного государственного устройства в настоящее время неприемлем. Для современной России оптимальным является постепенный переход от федерации на национально-территориальной основе – к федерации на территориальной основе (посредством, например, усиления значимости округов); а от нее, через унификацию основных законодательных норм и достижение действительного равноправия граждан России на всей ее территории, – к дальнейшему единству в его новых, современных формах.
Средством достижения предлагаемых
социально-политических преобразований
П. И. Пестель считал военно-революционный
переворот с немедленной
5.Заключение
«Русская правда» как
революционный проект буржуазного
переустройства крепостной России, решала
два основных вопроса политической
идеологии декабристов: вопрос о
крепостном праве и об уничтожении
самодержавия. На ней лежит некоторая
печать дворянской ограниченности, но
в целом она представляет собой
своеобразный план сильного продвижения
вперёд отсталой феодально-крепостной
России. Это был самый решительный,
радикальный из конституционных
проектов, созданных революционерами-
Декабристы остались «страшно
далеки от народа». Впервые переводя
идеи революционного просветительства
на почву практической подготовки свержения
феодально-крепостнического строя, декабристы
в лице их виднейших теоретиков отступили
от идеи народной революции, провозглашённой
Радищевым, делая ставку на «военную
революцию». И хотя декабристы мыслили
переворот в интересах
Теперь уже, с высоты XXI
века, невозможно объявить российское
дворянство набором царских сатрапов,
душителей свободы и
Список использованной литературы
1. Графский В. Г. История политических и правовых учений. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 600 с.
2. Деев Н. Н. Политическая
идеология декабристов:
3. Закревский Н. Ф. Критика декабристами судебной системы царской России // Правоведение. – 1976. – № 1. – С. 95 – 98.
4. Иванова В. П. П. И. Пестель. – Л.: Лениздат, 1966. – 43 с.
5. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. – М.: Юристъ, 2003. – 506 с.
6. История политических и правовых учений / Е. А. Воротилин, О. Э. Лейст, И. Ф. Мачин и др.; Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Зерцало, 2004. – 576 с.
7. История политических и правовых учений / Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.
8.История политических учений. Вып. 2 / Под ред. проф. О. В. Мартышина. – М.: Юристъ, 1996. – 368 с.
9. Козлихин И. Ю., Поляков А. В., Тимошина Е. В. История политических и правовых учений / И. Ю. Козлихин, А. В. Поляков, Е. В. Тимошина. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2007. – 856 с.
10. Лорер Н. И. Записки декабриста Н. И. Лорера / Под ред. М. Н. Покровского – М.: Соцэкгиз, 1931. – 448с.
11. Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. – М.: Высшее образование, 2005. – 495 с.