Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:09, доклад
Центральной проблемой современной этнополитики является проблема эффективного противодействия сепаратизму. Особую значимость этот вопрос обрел на рубеже ХХ-ХХ1 веков в свете переживаемого многими странами и континентами «этнического ренессанса». Многоликость проявлений сепаратизма, его неразрывная связь с кризисом национальных государств и активизацией национальных движений требуют анализа современной системы противодействия этому явлению. В рамках данной статьи автор осуществляет анализ основных путей и средств противодействия сепаратизму в международной правовой и политической практике..
IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ …
- 133 -
IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 340.1
К. С. Пузырев1
СЕПАРАТИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Центральной проблемой современной этнополитики является проблема
эффективного противодействия сепаратизму. Особую значимость
этот вопрос обрел на рубеже ХХ-ХХ1 веков в свете переживаемого
многими странами и континентами «этнического ренессанса».
Многоликость проявлений сепаратизма, его неразрывная связь с
кризисом национальных государств и активизацией национальных
движений требуют анализа современной системы противодействия
этому явлению. В рамках данной статьи автор осуществляет анализ
основных путей
и средств противодействия
международной правовой и политической практике..
Ключевые слова: сепаратизм, этнический ренессанс, национальные
движения, национальное государство, глобализация, противодействие
сепаратизму.
1 © Константин
Сергеевич Пузырев, соискатель
кафедры политических наук
политических наук и социологии Кемеровского государственного университета, ул.
Красная, 6, г. Кемерово, Кемеровская область, 650043, Россия, E-mail: politologi@mail.ru
К. С. Пузырев СЕПАРАТИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…
- 134 –
Одним из ключевых вопросов современной этнополитики является
вопрос об истоках сепаратизма. Природа социальных общностей такова,
что без известного обособления невозможно и их общение, как и без
общения теряет смысл обособление. Отсюда и стремление каждого
этноса, этнической
группы к более или менее обособленном
своей жизни, согласно сложившимся в этническом самосознании на
данный исторический момент представлениям о своих интересах,
возможностях и своей особости, о достойной жизни и достойном
положении1.
В то же время, сепаратизм, на взгляд автора, представляет собой
крайнюю и радикальную форму самоопределения народа, региона,
территории или сообщества, которая связана со специфическими
обособленными (изоляционистскими) формами национальной либо
региональной идентичности, для которой характерно отрицание самой
возможности существования данной общности в составе более
масштабного национального государства, идея о желательности его
демонтажа или распада. В основе феномена сепаратизма лежат четыре
основополагающих политических кризиса, поражающих определенные
государства и общества и приводящие к разрушению механизмов
интеграции и «выпаданию» целых этносов, территорий, регионов и
сообществ из единого экономического, политического, правового и
культурного пространств — кризис идентичности, связанный с
неспособностью общества воспринимать себя как самодеятельное и
суверенное, кризис распределения, связанный с неравномерностью
распределения национальных богатств среди этносов и территорий,
кризис легитимности, ставящий под вопрос сами основы существования
национального государства, кризис участия, связанный с недоверием
этносов, регионов и сообществ к существующей общенациональной
политической системе, к ее способности адекватно выразить их интересы.
В качестве особого типа мировоззрения и политической
идеологии, сепаратизм предполагает наличие таких компонентов, как
политический миф, подчеркивающий особость, обособленность и
одновременно ущемленность этносов, регионов и сообществ в структуре
данного государства, наличие у них уникальной исторически
предопределенной культуры и идентичности, делающей неизбежным их
самоопределение2. Рассматриваемый в качестве особого типа
1 Емельянов Ю. В. Большая игра: Ставки сепаратистов и судьбы народов. — М.:
Мол. гвардия, 1990. С. 169.
2 Володин А. В. Региональный сепаратизм: проблемы теории и практики. — М.: Диалог-
МГУ, 1999.
IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ …
- 135 –
политического __________движения, сепаратизм содержит в себе такие элементы,
как:
1) Фундаментальная
идея (идея национальной
исключительности
национального языка и
исключительных прав, прав на независимость, на определенную
территорию);
2) Идеализированный образ собственного этноса, нации, региона
или сообщества как монолитной исторической и культурной общности —
носителя определенных идеализированных качеств, которые отличают ее
от всех других общностей подобного типа;
3) Образ враждебных (либо конкурирующих) этносов и регионов
или доминирующего национального государства, которым
приписываются негативные черты и намерения;
4) Мифологизированная версия национальной истории,
завышающая достижения нации и принижающая ее конкурентов и
противников;
5) Образ вождей и героев-
черты данного этноса, региона или сообщества, а также образ его
гонителей и палачей, наделенных характерными негативными чертами;
6) Национальные и специфически региональные ценности,
выступающие в качестве концентрированного и неизменного выражения
интересов собственного этноса, территории или сообщества, а также
комплекса предъявляемых к его моральному облику и поведению
требований;
7) Поведенческие установки
— от пропагандируемых
поведения до разработанных программ действий в конкретных
ситуациях;
8) Идеологические
доктрины и программы
регионально-сепаратистских движений;
9) Технологии
политической мобилизации,
лидерами национальных движений.
Сепаратизм манифестирует себя через механизм политической
конфронтации и этнополитического конфликта, которые позволяют
акторам сепаратизма — этносам, регионам, территориям и сообществам,
а также сформированным на их основе сепаратистским партиям и
движениям — лучше осознать себя и свои интересы. Исследователи
выделяют четыре основных группы причин, лежащих в основании
межэтнической конфронтации, межнациональных конфликтов и
сепаратистской деятельности:
1) Несовпадение
этнополитических статусов
дефицит у них властных и иных связанных с властью и престижем
ресурсов;
К. С. Пузырев СЕПАРАТИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…
- 136 –
2) Расхождения этнических общностей и их представителей в
базовых ценностях и (этно)политических идеалах, в оценках событий
национальной истории, в оценках других значимых с этнической точки
зрения событиях;
3) Ущемление
либо неудовлетворенность этнич
потребностей (в идентичности, благосостоянии, безопасности,
самоуважении);
4) Процесс этноконфессиональной идентификации граждан,
осознания ими своей принадлежности к этническим и религиозным
общностям и объединениям.
Источниками национализма, этнической конфронтации и
конфликтов, а также связанного с ними феномена национал-сепаратизма
в рамках многонациональных государств различного типа могут
выступать:
1) протест против национального неравноправия и стремление
народов получить как можно больше независимости — (курды в Турции,
корсиканцы во Франции, ирландцы в Ольстере);
2) завышенные социальные ожидания (в соответствии с законом о
возвышающихся социальных ожиданиях) — расширение вследствие
процессов модернизации диапазона потребностей народов могут
порождать этнополитические иллюзии (например, завышенные __________ожидания
якутов от эксплуатации месторождений алмазов, чеченцев — от
эксплуатации нефтяных месторождений);
3) социальная почва — конкуренция в борьбе за рабочие места
(особенно в престижных сферах деятельности), особо высокий
экономический статус диаспорных
групп в сравнении с
обществе этносом (например, реакция латышей и эстонцев на русских
бизнесменов-конкурентов, негативные настроения в отношении
китайцев-хуацяо в странах Юго-Восточной Азии);
4) кризисные социальные ситуации, в которых могут оказаться
определенные этнические группы (будь то социальная напряженность
либо экономический кризис) — что побуждает их к поиску ォкозлов
отпущения
При этом этнополитическая активность приобретает
сепаратистскую форму и характер, становится агрессивно-избыточной,
когда проблемы и задачи удовлетворения естественно-исторических
потребностей той или иной этнической группы начинают мыслиться и
реализовываться радикальным конфронтационным путем посредством
ォвыхода из составаサ, ォразрушения целостностиサ данного государства,
через вражду и неприятие этническим меньшинством этнического
IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ …
- 137 –
большинства1. Характерная
особенность этнического сепара
состоит в том, что эта форма политического поведения нацелена на
удовлетворение
гипертрофированно понятых
данной группы, не считаясь с интересами, потребностями и заботами
сожительствующих общностей и групп. Будучи крайней формой
этнического и регионального самоопределения, сепаратизм не считается с
исторически сложившимися реалиями. Разрушая их, сепаратизм
неизбежно вызывает цепную реакцию насилия, этнофобии,
непоправимых изменений этнокультурной мозаики в многонациональных
регионах2.
По мнению автора, сепаратизм должен рассматриваться как
явление противоправное, то есть противоречащее международному праву
и национальному законодательству стремление населения той или иной
территории к отделению с целью государственного обособления или
присоединения к другому государству. В иных случаях такая
деятельность является правомерной.
Правомерное отделение
от государства может иметь место, если оно осуществляется в
соответствии с Конституцией, иным законом соответствующего
государства. В таких случаях о сепаратизме, по нашему мнению, говорить
не следует.
В то же время, число защитников сепаратизма среди
интеллектуалов, включая ученых, гораздо больше, чем противников.
Причем есть одна общая закономерность: просепаратистские симпатии
ученых и публицистов распространяются на внешний мир и очень редко
на собственные страны. Это объясняется прежде всего гораздо более
упрощенным представлением о внешнем мире, сложившемся во многом
под воздействием средств массовой информации и международных
адвокатов в пользу той или иной конкретной сецессии, и гораздо более
детальным знанием ситуации в собственных странах3. В Канаде и даже в
самом Квебеке мною преимущественно фиксировались мнения, что
радикалы-франкофоны никогда не добьются отделения Квебека от
Канады и результаты народных референдумов только подтверждают
призрачность и безответственность проекта расчленения Канады4.
1 Джунусов М.
С. Методологическое введение
к изучению социально-
межнациональных конфликтов. — М., 1991.
2 Карапетян Л. М. Федерализм и права народов. — М., 1999.
3 Дашдамиров
А. Ф. К методологии
проблем // Советская этнография. 1983. № 2.
4 Барановский
К. Ю. Квебек после выборов:
квебекский кризис на
США. Экономика, политика, идеология. № 6. 1995; Его же. Феномен умеренного
квебекского национализма и перспективы политического решения квебекского кризиса //
США: экономика, политика, идеология. 1997. № 7. С. 90-96.
К. С. Пузырев СЕПАРАТИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…
- 138 –
В еще большей степени в мире господствуют симпатии в
отношении независимости Тибета от Китая. Китай фактически в
одиночку противостоит мощному внешнему давлению и осуждению за
проведение колониалистской политики репрессий в этом регионе и
подавление права на самоопределение для тибетцев.
Однако мало кто обращает внимание на то, что само
происхождение данного конфликта и его столь давняя история имеют
отношение, прежде всего, к геополитическому и идеологическому
соперничеству великих держав после второй мировой войны. Сейчас
многие серьезные историки и другие эксперты признали, что именно
вмешательство США, в том числе и агентурное, в события 1950-х годов в
Тибете (волнения служащих монастырей, столкновения с властями,
гражданские политические коллизии) позволили этому конфликту
обрести своего рода мировую легитимность и уже после этого обрести
собственную инерцию и внешние ресурсы, которые не позволяют достичь
примирения в этом регионе Китая многие десятилетия.
Показательной в этом отношении была реакция внешнего мира на
сепаратизм в странах Восточной Европы и в СССР, когда там начались
демократические преобразования с середины 1980-х годов. Желание
государств разрушить другие государства с помощью сепаратизма, то
есть раздела по так называемому ォнациональномуサ признаку,
доминировало над всеми другими расчетами, политическими и
культурными ориентациями. Желание ослабить основного соперника или
потенциального противника всегда берет верх над соображениями