Сепаратизм как политическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:09, доклад

Описание работы

Центральной проблемой современной этнополитики является проблема эффективного противодействия сепаратизму. Особую значимость этот вопрос обрел на рубеже ХХ-ХХ1 веков в свете переживаемого многими странами и континентами «этнического ренессанса». Многоликость проявлений сепаратизма, его неразрывная связь с кризисом национальных государств и активизацией национальных движений требуют анализа современной системы противодействия этому явлению. В рамках данной статьи автор осуществляет анализ основных путей и средств противодействия сепаратизму в международной правовой и политической практике..

Файлы: 1 файл

сепаратизм.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ …

- 133 -

IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 340.1

К. С. Пузырев1

СЕПАРАТИЗМ  КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Центральной проблемой  современной этнополитики является проблема

эффективного  противодействия сепаратизму. Особую значимость

этот вопрос обрел на рубеже ХХ-ХХ1 веков в  свете переживаемого

многими странами и континентами «этнического ренессанса».

Многоликость  проявлений сепаратизма, его неразрывная  связь с

кризисом национальных государств и активизацией национальных

движений требуют  анализа современной системы  противодействия

этому явлению. В рамках данной статьи автор осуществляет анализ

основных путей  и средств противодействия сепаратизму  в

международной правовой и политической практике..

Ключевые слова: сепаратизм, этнический ренессанс, национальные

движения, национальное государство, глобализация, противодействие

сепаратизму.

 

1 © Константин  Сергеевич Пузырев, соискатель  кафедры политических наук факультета

политических  наук и социологии Кемеровского государственного университета, ул.

Красная, 6, г. Кемерово, Кемеровская область, 650043, Россия, E-mail: politologi@mail.ru

К. С. Пузырев  СЕПАРАТИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…

- 134 –

 

Одним из ключевых вопросов современной этнополитики является

вопрос об истоках  сепаратизма. Природа социальных общностей  такова,

что без известного обособления невозможно и их общение, как и без

общения теряет смысл обособление. Отсюда и стремление каждого

этноса, этнической группы к более или менее обособленному устройству

своей жизни, согласно сложившимся в этническом самосознании на

данный исторический момент представлениям о своих интересах,

возможностях  и своей особости, о достойной  жизни и достойном

положении1.

В то же время, сепаратизм, на взгляд автора, представляет собой

крайнюю и радикальную  форму самоопределения народа, региона,

территории  или сообщества, которая связана  со специфическими

обособленными (изоляционистскими) формами национальной либо

региональной  идентичности, для которой характерно отрицание самой

возможности существования  данной общности в составе более

масштабного национального  государства, идея о желательности  его

демонтажа или  распада. В основе феномена сепаратизма  лежат четыре

основополагающих  политических кризиса, поражающих определенные

государства и  общества и приводящие к разрушению механизмов

интеграции  и «выпаданию» целых этносов, территорий, регионов и

сообществ из единого  экономического, политического, правового  и

культурного пространств  — кризис идентичности, связанный  с

неспособностью общества воспринимать себя как самодеятельное и

суверенное, кризис распределения, связанный с неравномерностью

распределения национальных богатств среди этносов  и территорий,

кризис легитимности, ставящий под вопрос сами основы существования

национального государства, кризис участия, связанный  с недоверием

этносов, регионов и сообществ к существующей общенациональной

политической  системе, к ее способности адекватно  выразить их интересы.

В качестве особого  типа мировоззрения и политической

идеологии, сепаратизм предполагает наличие таких компонентов, как

политический  миф, подчеркивающий особость, обособленность и

одновременно  ущемленность этносов, регионов и сообществ  в структуре

данного государства, наличие у них уникальной исторически

предопределенной культуры и идентичности, делающей неизбежным их

самоопределение2. Рассматриваемый в качестве особого  типа

 

1 Емельянов  Ю. В. Большая игра: Ставки сепаратистов  и судьбы народов. — М.:

Мол. гвардия, 1990. С. 169.

2 Володин А.  В. Региональный сепаратизм: проблемы теории и практики. — М.: Диалог-

МГУ, 1999.

IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ …

- 135 –

 

политического __________движения, сепаратизм содержит в  себе такие элементы,

как:

1) Фундаментальная  идея (идея национальной исключительности,

исключительности  национального языка и культуры, идея

исключительных  прав, прав на независимость, на определенную

территорию);

2) Идеализированный  образ собственного этноса, нации,  региона

или сообщества как монолитной исторической и культурной общности —

носителя определенных идеализированных качеств, которые  отличают ее

от всех других общностей подобного типа;

3) Образ враждебных (либо конкурирующих) этносов  и регионов

или доминирующего  национального государства, которым

приписываются негативные черты и намерения;

4) Мифологизированная  версия национальной истории,

завышающая достижения нации  и принижающая ее конкурентов  и

противников;

5) Образ вождей и героев-мучеников,  воплощающих в себе лучшие

черты данного этноса, региона  или сообщества, а также образ  его

гонителей и палачей, наделенных характерными негативными чертами;

6) Национальные и специфически  региональные ценности,

выступающие в качестве концентрированного и неизменного выражения

интересов собственного этноса, территории или сообщества, а также

комплекса предъявляемых к его моральному облику и поведению

требований;

7) Поведенческие установки  — от пропагандируемых стереотипов

поведения до разработанных  программ действий в конкретных

ситуациях;

8) Идеологические  доктрины и программы национально-  или

регионально-сепаратистских движений;

9) Технологии  политической мобилизации, используемые

лидерами национальных движений.

Сепаратизм  манифестирует себя через механизм политической

конфронтации  и этнополитического конфликта, которые позволяют

акторам сепаратизма — этносам, регионам, территориям и сообществам,

а также сформированным на их основе сепаратистским партиям  и

движениям —  лучше осознать себя и свои интересы. Исследователи

выделяют четыре основных группы причин, лежащих в  основании

межэтнической конфронтации, межнациональных конфликтов и

сепаратистской  деятельности:

1) Несовпадение  этнополитических статусов различных  этносов,

дефицит у них  властных и иных связанных с властью  и престижем

ресурсов;

 

К. С. Пузырев СЕПАРАТИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…

- 136 –

 

2) Расхождения  этнических общностей и их  представителей в

базовых ценностях  и (этно)политических идеалах, в оценках  событий

национальной  истории, в оценках других значимых с этнической точки

зрения событиях;

3) Ущемление  либо неудовлетворенность этнических

потребностей (в  идентичности, благосостоянии, безопасности,

самоуважении);

4) Процесс этноконфессиональной  идентификации граждан,

осознания ими  своей принадлежности к этническим и религиозным

общностям и  объединениям.

Источниками национализма, этнической конфронтации и

конфликтов, а  также связанного с ними феномена национал-сепаратизма

в рамках многонациональных  государств различного типа могут

выступать:

1) протест против  национального неравноправия и  стремление

народов получить как можно больше независимости — (курды в Турции,

корсиканцы  во Франции, ирландцы в Ольстере);

2) завышенные  социальные ожидания (в соответствии  с законом о

возвышающихся социальных ожиданиях) — расширение вследствие

процессов модернизации диапазона потребностей народов  могут

порождать этнополитические иллюзии (например, завышенные __________ожидания

якутов от эксплуатации месторождений алмазов, чеченцев —  от

эксплуатации  нефтяных месторождений);

3) социальная  почва — конкуренция в борьбе  за рабочие места

(особенно в престижных сферах деятельности), особо высокий

экономический статус диаспорных групп в сравнении с доминирующим в

обществе этносом (например, реакция латышей и эстонцев на русских

бизнесменов-конкурентов, негативные настроения в отношении

китайцев-хуацяо в странах Юго-Восточной Азии);

4) кризисные социальные  ситуации, в которых могут оказаться

определенные этнические группы (будь то социальная напряженность

либо экономический кризис) — что побуждает их к поиску ォкозлов

отпущения

При этом этнополитическая активность приобретает

сепаратистскую  форму и характер, становится агрессивно-избыточной,

когда проблемы и задачи удовлетворения естественно-исторических

потребностей  той или иной этнической группы начинают мыслиться и

реализовываться радикальным конфронтационным путем посредством

ォвыхода из составаサ, ォразрушения целостностиサ данного государства,

через вражду и  неприятие этническим меньшинством этнического

 

IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ …

- 137 –

 

большинства1. Характерная  особенность этнического сепаратизма

состоит в том, что эта форма политического  поведения нацелена на

удовлетворение  гипертрофированно понятых интересов  и потребностей

данной группы, не считаясь с интересами, потребностями  и заботами

сожительствующих  общностей и групп. Будучи крайней  формой

этнического и  регионального самоопределения, сепаратизм не считается с

исторически сложившимися реалиями. Разрушая их, сепаратизм

неизбежно вызывает цепную реакцию насилия, этнофобии,

непоправимых изменений  этнокультурной мозаики в многонациональных

регионах2.

По мнению автора, сепаратизм должен рассматриваться как

явление противоправное, то есть противоречащее международному праву

и национальному законодательству стремление населения той или  иной

территории к отделению  с целью государственного обособления или

присоединения к другому  государству. В иных случаях такая

деятельность является правомерной. Правомерное отделение территории

от государства может  иметь место, если оно осуществляется в

соответствии с Конституцией, иным законом соответствующего

государства. В таких случаях о сепаратизме, по нашему мнению, говорить

не следует.

В то же время, число защитников сепаратизма среди

интеллектуалов, включая  ученых, гораздо больше, чем противников.

Причем есть одна общая  закономерность: просепаратистские  симпатии

ученых и публицистов  распространяются на внешний мир  и очень редко

на собственные страны. Это объясняется прежде всего  гораздо более

упрощенным представлением о внешнем мире, сложившемся во многом

под воздействием средств  массовой информации и международных

адвокатов в пользу той  или иной конкретной сецессии, и  гораздо более

детальным знанием ситуации в собственных странах3. В Канаде и даже в

самом Квебеке мною преимущественно  фиксировались мнения, что

радикалы-франкофоны никогда не добьются отделения Квебека от

Канады и  результаты народных референдумов только подтверждают

призрачность  и безответственность проекта расчленения  Канады4.

 

1 Джунусов М.  С. Методологическое введение  к изучению социально-политических  и

межнациональных конфликтов. — М., 1991.

2 Карапетян  Л. М. Федерализм и права  народов. — М., 1999.

3 Дашдамиров  А. Ф. К методологии исследования  национально-психологических

проблем // Советская  этнография. 1983. № 2.

4 Барановский  К. Ю. Квебек после выборов:  квебекский кризис на современном  этапе //

США. Экономика, политика, идеология. № 6. 1995; Его же. Феномен умеренного

квебекского национализма и перспективы политического  решения квебекского кризиса //

США: экономика, политика, идеология. 1997. № 7. С. 90-96.

К. С. Пузырев  СЕПАРАТИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…

- 138 –

 

В еще большей  степени в мире господствуют симпатии в

отношении независимости  Тибета от Китая. Китай фактически в

одиночку противостоит мощному внешнему давлению и осуждению  за

проведение  колониалистской политики репрессий  в этом регионе и

подавление  права на самоопределение для  тибетцев.

Однако мало кто обращает внимание на то, что  само

происхождение данного конфликта и его столь  давняя история имеют

отношение, прежде всего, к геополитическому и идеологическому

соперничеству великих держав после второй мировой войны. Сейчас

многие серьезные  историки и другие эксперты признали, что именно

вмешательство США, в том числе и агентурное, в события 1950-х годов в

Тибете (волнения служащих монастырей, столкновения с  властями,

гражданские политические коллизии) позволили этому конфликту

обрести своего рода мировую легитимность и уже  после этого обрести

собственную инерцию  и внешние ресурсы, которые не позволяют достичь

примирения  в этом регионе Китая многие десятилетия.

Показательной в этом отношении была реакция внешнего мира на

сепаратизм  в странах Восточной Европы и  в СССР, когда там начались

демократические преобразования с середины 1980-х годов. Желание

государств разрушить  другие государства с помощью  сепаратизма, то

есть раздела  по так называемому ォнациональномуサ признаку,

доминировало  над всеми другими расчетами, политическими и

культурными ориентациями. Желание ослабить основного соперника  или

потенциального  противника всегда берет верх над  соображениями

Информация о работе Сепаратизм как политическое явление