Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:09, доклад
Центральной проблемой современной этнополитики является проблема эффективного противодействия сепаратизму. Особую значимость этот вопрос обрел на рубеже ХХ-ХХ1 веков в свете переживаемого многими странами и континентами «этнического ренессанса». Многоликость проявлений сепаратизма, его неразрывная связь с кризисом национальных государств и активизацией национальных движений требуют анализа современной системы противодействия этому явлению. В рамках данной статьи автор осуществляет анализ основных путей и средств противодействия сепаратизму в международной правовой и политической практике..
идеологического характера (например, неприятие исламского
экстремизма). Именно этим объясняется крайне резкая негативная
реакция внешнего
мира в связи с политикой
ставившей своей
целью покончить с
источника вооруженной сецессии в Чечне, — региона, который многие в
мире уже зачислили в новые ォде-фактоサ независимые государства1.
Вместе с тем, задача политической науки — дать объективную и
взвешенную оценку феномена сепаратизма. И такие подходы сегодня
формируются. Американский политолог Д. Горовиц2 определяет
сепаратизм как выход группы и ее территории из-под юрисдикции более
крупного государства, частью которого она является, и отличает его от
ирредентизма — стремления к присоединению этнически родственного
населения и населяемой им территории к ォэтнически близкомуサ
1 Паин Э. А.
Этнические конфликты и
Безопасность России XXI век. Отв. ред. А. Загорский. — М., 2000. 302 c.
2 Горовиц Д.
Ирредентизм, сепаратизм и
Российской Федерации. — М., 1993. С. 147.
IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ …
- 139 –
государству. Как политико-правовое явление сепаратизм тесно связан с
понятием ォсувере-нитетサ — ибо в эволюции представлений о смысле и
содержании последнего отразилась вся противоречивость подходов к
проблемам национально-государственного строительства.
Достаточно вспомнить, что сама идея суверенитета была известна
еще в эпоху Средневековья — но использовалась феодальными
владетелями для обоснования их собственных специфических прав и
привилегий (то есть сепаратизма). В противовес данному подходу, Жан
Боден, один из крупнейших идеологов абсолютизма XVI века, в своем
масштабном труде ォШесть книг о республикеサ впервые сформулировал
гражданскую теорию государственного суверенитета, связав это понятие
с идеей светского
национального
идущего на смену феодальной раздробленности. В центре боденовской
теории государственного суверенитета находится мысль о неделимой,
постоянной, стоящей над законом государственной власти, не связанной
никакими ограничениями и выражающейся в абсолютном господстве над
гражданами и подданными.
Двойственный характер по отношению к проблеме сепаратизма
имеет ォдемократический вариантサ концепции политического
суверенитета, разработанный в XVIII веке французским философом Ж.-
Ж. Руссо. Он полагал, что верховная власть в обществе должна
принадлежать ォобъединенному народуサ (также называемому
ォсувереномサ), образующему ォколлективное существоサ, в котором
полностью растворяются отдельные личности и группы. ォСуверенуサ
принадлежит неограниченная власть над собственностью и личностью
граждан, от него каждый индивид ォполучает свою жизнь и свое бытиеサ. В
новом состоянии не допускается противопоставление индивидуальных
интересов и воль ォколлективной волеサ, и гражданское общество как
система артикуляции индивидуальных интересов фактически лишается
права на существование. Отрицая де-факто гражданский суверенитет,
концепция Руссо также не допускает влияния малых обществ на большое,
а наиболее эффективным механизмом осуществления воли
объединенного народа объявляет единую и нераздельную республику.
Таким образом, формально руссоистский подход отрицает сепаратизм (а
вкупе с ним — регионализм и федерализм) как таковой. Однако при
ближайшем рассмотрении все оказывается не так однозначно.
Именно вдохновленная идеями Руссо Великая Французская
революция объявила главным источником политического суверенитета
единую французскую нацию, введя в политическую теорию и практику
принцип ォодна нация — одно государствоサ. По отношению к проблеме
будущего сепаратизма это было неопасно, поскольку под ォнациейサ в
данном контексте понимался не тип этнической общности, но прежде
К. С. Пузырев СЕПАРАТИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…
- 140 –
всего сообщество граждан (согражданство), составляющее государство и
формирующееся на определенной стадии развития национальной
государственности. Однако перенесение прав суверенитета с ォсообщества
гражданサ на представителей определенной этнической общности было
вполне вероятно. На рубеже ХIХ-ХХ веков, по мере роста
антиколониального движения, неизбежно утверждался принцип ォодин
народ — одно государствоサ. Поскольку говорить о наличии
сформировавшихся наций в освободившихся от власти прежних
метрополий странах Азии и Африки было сложно, вместо нее стало
использоваться ォпромежуточноеサ понятие ォнародサ, приобретшее ярко
выраженный этнический оттенок.
Так, еще в конце ХIХ века идея национального суверенитета был
дополнена совершенно новым принципом — равноправия и
самоопределения народов (в России его главными адептами оказались
большевики, внесшие его на II съезде РСДРП в партийную программу с
целью подрыва государственности Российской империи). Этот принцип
был в итоге записан в Уставе ООН, хотя последняя выступает сегодня как
представитель государств и наций. Реальное же сосуществование
ォэтническойサ и ォгражданскойサ концепций суверенитета продолжалось,
порождая на практике немало коллизий.
После Первой мировой войны право на самоопределение
официально признавалось за нациями и этническими группами, а после
Второй мировой войны — за народами колониальных владений, что
способствовало обретению ими независимости. Это сразу же породило
серьезную проблему1. В африканских странах слабые союзы племен,
ォвыдавшиеサ себя за нации, добились создания государств — в результате
государства оказались нежизнеспособными, что неизбежно привело к
межнациональным конфликтам и войнам (достаточно вспомнить войну
1960-х годов
в Нигерии, унесшую жизни
недавние столкновения в Республике Чад и в Руанде).
Правда__________, следует отметить, что лидеры антиколониальных
движений второй половины ХХ века (М. Ганди, Д. Неру, Н. Мандела, Р.
Мугабе) никогда
не ставили своей задачей
государств на этнической основе и реализовали принцип ォодин народ (в
этнокультурном смысле) — одно государствоサ. Однако, в развитие
импульса, порожденного антиколониальными движениями, у целого ряда
народов проявилось стремление к созданию собственной ォэтническойサ
государственности2. Приверженцы данного подхода пытались объявить
1 Иорданский В. В. Этнос и нация // МЭиМО. 1992. № 3; Его же. Глобальный этнический
кризис или сумерки раздробленности // МЭиМО. 1993. № 12.
2 Гусейнов Г. Этнос и политическая власть / Г. Гусейнов, Д. Драгунский, В. Сергеев, В.
IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ …
- 141 –
источником государст-венного суверенитета и субъектом
государственного самоопределения не нацию как совокупность граждан,
а определенную этническую общность, реализующую свои права на
ォисторической территорииサ1. Выражением данной тенденции в 1960-80-е
годы прошлого века стал этнический сепаратизм (баскский, курдский,
северо-ирландский, албанский 080 Юuc2вr пределах Балканского региона и др.) с
претензиями на независимость. Движения указанных народов за
ォнациональную свободуサ имели место и ранее, однако в обозначенный
период они обрели новые политико-правовые основания2.
Понимая нереализуемость подхода ォодин народ — одно
государство в условиях смешанного состава населения большинства
стран, а также реальную неспособность многих этнических общностей к
самостоятельному государственному существованию, международное
сообщество в лице ООН и ряда других организаций попыталось создать
правовые ограничения на пути сепаратизма. Признавая право наций и
народов на самоопределение,
ведущие международные
принципе выступали против реализации его в форме отделения, дабы не
поощрять сепаратистские устремления. Это подтвердил бывший генсек
ООН Бутрос Гали, во время своего визита в Россию в 1995 году3.
Современная концепция ООН предлагает этническим общностям
достаточно
широкие возможности для
— не через отделение, а в таких политических формах, как автономия —
территориальная, а чаще национально-культурная (предполагает
предоставление государством гарантии развития национальных языков и
культур), через общую демократизацию государства (когда права
национальных общностей надежно защищаются законом и судом) и иным
образом. Со сходных позиций предполагает решать проблему и
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе (так называемые Хельсинские соглашения 1975 года).
Общие принципы урегулирования межнациональных конфликтов
зафиксированы в Заключительном акте Совещания (так называемые
ォдесять европейских заповедейサ), которые были единогласно одобрены
представителями всех стран — участников совещания в качестве закона,
обязательного для исполнения. В соответствии с этими принципами
конфликты должны решаться без применения силы со стороны какой-
либо страны или группы стран по отношению к другой стране, а также
без вмешательства в ее внутренние дела. При этом должны соблюдаться
Цымбурский // Век ХХ и мир. 1989. № 9.
1 См.: Зотов В.
Национальное самоопределение ォ
№ 4.
2 Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. 1989. № 7.
3 Старушенко
Г. Самоопределение без
К. С. Пузырев СЕПАРАТИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…
- 142 –
нерушимость границ и территориальная целостность всех стран-участниц
Заключительного акта. При этом любой народ имеет право распоряжаться
своей судьбой, что означает право на автономию для любого из народов,
не имеющих своей государственности, но проживающего компактно на
территории, где он составляет большинство. Действующая Конституция
РФ, исходя из реального положения дел в стране и современного
толкования
принципов равноправия и
что он должен осуществляться в границах РФ (ст.5. п.3).
Одновременно,
для представительства
имеющих национальной государственности, существует созданная в 1991
году Организация Непредставленных Народов и Наций (ОННН или
UNPO), в работе
которой принимают участие
Гагаузии, Ингушетии, Чечни, Чувашии, Якутии, крымских татар,
ассирийцев, косовских албанцев, каренов Мьянмы и др1.
Таким образом, как разнообразие форм национально-
территориального самоопределения, так и национальное
законодательство, устанавливающее четкие правовые рамки этого
явления, ограничивают
возможность возникновения
современной политической жизни.
Библиография
Барановский К. Ю. Квебек после выборов: квебекский кризис на
современном этапе // США. Экономика, политика, идеология. № 6. 1995.
Барановский К. Ю. Феномен умеренного квебекского национализма и
перспективы политического решения квебекского кризиса // США:
экономика, политика, идеология. 1997. № 7. С. 90-96.
Володин А. В. Региональный сепаратизм: проблемы теории и практики.
— М.: Диалог-МГУ, 1999.
Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. 1989. № 7.
Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная
политика в Российской Федерации. — М., 1993. С. 147-150.
Гусейнов Г. Этнос и политическая власть / Г. Гусейнов, Д. Драгунский, В.
Сергеев, В. Цымбурский // Век ХХ и мир. 1989. № 9.
Дашдамиров А. Ф. К методологии исследования национально-психологи-
ческих проблем // Советская этнография. 1983. № 2.
Джунусов М. С. Методологическое введение к изучению социально-
политических и
Емельянов Ю. В. Большая игра: Ставки сепаратистов и судьбы народов.
— М.:Молодая гвардия, 1990. С. 169.
1 Празаускас А. А.
глобализации // Полис. 1997. № 2.
IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ …
- 143 -__