43) Формы правления - Это
монархия (абсолютная или конституционная)
и республика (парламентская или
президентская, либо смешанная).
44) Формы территориального
устройства - Унитарная т.е. единая,
политически однородное государство
с единой конструкцией судебно-правовой
системой, гражданством, состоящее
из административно-территориальных
единиц., необладающих собственной
государственностью; федеративное
т.е. устойчивый союз государств,
самостоятельных только в пределах
компетенций распределенных между
ними и центральной властью и союзной
конституцией; конфедеративная, т.е. постоянный
союз суверенных государств.
45) Понятие правового государства
- Это государство ограничено
в своих действиях правом, прежде
всего конституцией, подчиненная
воле суверенного народа и
призванная охранять индивидуальную
свободу и др.основополагающие
право личности.
46) Социальные группы как
субъекты политики- Это классы
этнические, территориальные, религиозные
и др.группы общества, в результате
взаимодействия которых осуществляется
политический процесс.
47) Типология групп интересов
- Это общественные организации политические
лобби. политические кланы, "группы
давления".
48) Понятия и функции
политических партий - Это существующая
в течение продолжительного времени
организация, объединяющая граждан
одной политической ориентации,
структурированная как на национальном
так и на местном уровнях, стремящаяся
к завоеванию и осуществлению
власти и пытающаяся обеспечить
себе для этого народную поддержку.
Основные функции: социально-идеологическая,
политическая, управленческая.
49) Типология партий - А) по
количеству членов и характеру
членства; Б)по участию в осуществлении
власти; В)по идеологической ориентации;
Г)по отношению к другим элементам
политической системы.
50) Типы партийных систем
- А) по количеству партий; Б) по
соотношению партий с различном
политическим влиянием (статусом).
51) Политическая система
- Это категория, отражающая системную
интерпретацию политический явлений,
употребляемая в двух основных значениях.
52) Теория социальных систем
Парсонса - Он выделил в обществе такие
самостоятельные системы как духовная,
экономическая, политическая, различающиеся
по своим функциям. 1 Экономическая система-ориентирована
на адаптацию общества к окружающей среде.
2 Духовная система - на поддержание устоявшегося
образа жизни, воспитание развитие общественного
сознания, разрешение конфликтов. 3 Политическая
- в ней он усматривал интеграцию общества,
обеспечении эффективности общей деятельности
и реализации общих целей.
53) Теория политической
системы Истона - Согласно Истону -это
саморегулирующийся и развивающийся организм,
реагирующий на поступающие из вне импульсы.
54) теория политической
системы Алмонда- Согласно Алмонду
политическая система -это различные
формы политического поведения
на институциональном и ориентационном
уровнях.
55) Среда функционирования
политической системы- Политическая
система любой страны функционирует
во внутренней и международной
среде. Среда как внутренняя так
и международная, чрезвычайно сложна
по своему строению. В ней выделяются
такие системы как экологическая,
личностная и социальная. Последняя
в свою очередь включает культурную,
экономическую системы, а также
различные социальные общности,
группы и взаимодействия между
ними.
56) Структура политической
системы - она состоит из подсистем:
институциональная,нормативная,функциональная,коммуникативная,культурная.
57) Классификация функций
политической системы Алмонда- Это
англо-американская,континентально-европейская,доиндустриальная,тоталитарная.
58) Различные типологии
национальных политических систем
- Это общественно-экономическая
формация, демократическая,тоталитарная,автолитарная,англо-американская,континентально-европейская,доиндустриальная
или частично индустриальная, традиционная
и модернизированная,консервативная,трансформирующаяся,открытая,закрытая,завершенная,незавершенная
политическая система, централизованная
и децентрализованная политическая
система, инструментальная и идеологизированная,
микроскопическая,локальная и макроскопическая
системы.
59) Политический режим - Это
тип политической власти с
характерными способами и методами
ее осуществления.
60) Понятие тоталитаризма
- Это тип политической системы
и общества, характеризирующийся
всеобъемлющей идеологизацией и
политизацией в общественной
жизни, гипертрофией, чрезмерным разрастанием
власти и поглощением ею гражданского
общества, отсутствием свободы личности,
всепроникающим контролем со
стороны слившегося во едино
партийно-государственного аппарата
над гражданами, подчинением всей
социальной системы коллективным
идеологическим целям.
61) Тоталитарная социологическая
структура - В тоталитарных государствах
формируется соответствующая асоциальная
структура. Для обеспечения массовой поддержки
провозглашается превосходство определенного
класса, наций или рассы, разделение всех
людей на "своих" и "чужих"при
этом обязательно находится внутренний
или внешний враг -империализм, нации-соперники.
62) Тоталитарная экономика
- Отличительными чертами тоталитаризма
в экономической сфере являются
этатизация всей хозяйственной
жизни, сильное ограничение или
полная ликвидация частной собственности,
введение абсолютной монополии
государства на распоряжение
всеми важнейшими жизненными
ресурсами, в том числе и человека,
устранение рынка и конкуренции,
введение жестокого централизованного
планирования и командно-административных
методов управления.
63) Разновидность тоталитаризма-
В зависимости от господствующей идеологии
их подразделяют на коммунизм, фашизм,
нацианал-социализм.
64) Основные черты авторитаризма
- Это неограниченность власти, ее
неподконтрольность гражданам, опора
на силу, монополизация власти
и политики, недопущение политической
позиции, независимой легальной
политической деятельности, отказ
от тоталитарного контроля над
обществом, рекрутирование политической
элиты путем кооптации.
65) Принципы демократии
участия - Ими являются всесторонняя
демократизация общества, социальная
эмансипация и общественная самореализация
личности.
66) Политическое участие
- Это действие, предпринимаемое
гражданами и имеющее целью
повлиять на государственную
политику или на выбор политических
лидеров на любом уровне политической
власти.
67) Основные типы избирательных
систем - Они подразделяются на
пропорциональные, мажоритарные и
смешанные.
68) элементы политического
процесса- 1этап представления политических
интересов, групп, институтов, принимающим
политико-управленческие решения.2этап
формулирования политической воли
и принятие политико-управленческих
решений.3 этап реализации политической
воли, выраженной в управленческих решениях.
69) методы принятия политико-управленческих
решений - Среди них выделяют два
основных метода: 1Рационально-универсальный.
2Метод последовательных ограничений
("метод ветвей").
70) Типы политических процессов
- 1.Внешнеполитические. 2внутриполитические.
Внешнеполитические процессы выступают
как форма функционирования политической
системы в международных отношениях,
в мировой политике. Для понимания
внутриполитических процессов следует
отметить ведущую роль и значение
институализированных форм политического
участия и принятия решений.
71) Исторические особенности
политического развития в России-
Оно отличалось тремя существенными
особенностями 1.Решающая роль государства
в реформировании всей общественной
системы. ускоренное развитие-модернизации
осуществлялась исключительно путем
административного регулирования, нацеленного
на быстрое достижение стратегических
результатов прежде всего в военной области.
2. раскол российской культуры на две основные
субкультуры: культуру европейзированных
верхов, в значительной мере искусственную
и противостоящую национальным традициям,
и патриархальную культуру крестьянских
низов. 3.Последовательная смена форм и
контреформ. Причем глубина и серьезность
попыток провести реформы увеличивала
вероятность возникновения контрреформ.
72) Политическое учение
Платона - Оно представляет собой
попытку создать модель идеального
государства - справедливое правление
избранных мудрецов. Согласно Платону
идеальное государство необходимо прежде
всего для того, что бы спасти бессмертную
душу человека. Он описывает несовершенные
формы государства: тимократию, олигархию
и демократию, называя её главной бедой
политики. Для Платона демократия - это
власть масс, посредственности, которая
неминуемо приведёт к тирании большинства.
В его политическом учении нетрудно увидеть
политические истоки тоталитаризма. но
исключая эти недостатки можно увидеть
разумные основы гражданственности, высокого
морального духа.
73) Политическое учение
Аристотеля - Он анализирует и
совершенствует понятия, которыми
должна оперировать политическая
мысль. Так же он утверждал, что
государство - естественное образование.
Граждан он называл свободными людьми,
но свободу понимал только как противоположность
рабству. Формы государственного устройства
Аристотель делит по двум основаниям:
количество правящих и цель (моральная
значимость) правления. В результате получается
три "правильных" формы правления
(монархия, аристократия, полития), при
которых правители имеют в виду общую
пользу, и три "неправильных" (тирания,
олигархия, демократия), где имеется в
виду только личное благо правителей.
74) Политические учения, взгляды
М.Т.Цицерона - Государство, в трактовке
Цицерона, представляет не только
как выражение общего интереса
всех его свободных членов, что
было характерно и для древнегреческих
концепций, но также и как согласованное
правовое общение. Он утверждал,
что естественное право (истинный
закон) возникло "раньше, чем какой
бы то ни было писанный закон,
вернее раньше, чем какое-либо
государство вообще было основано".Таким
образом, Цицерон стоял у истоков
понимания идеи "правового государства".
Различая три простые формы
правления: царскую власть, власть
оптиматов (аристократию) и народную
власть (демократию).
75) Политическое учение
Августина - История человечества
у Августина подчинена божественному
провиденью. Все социальные, правовые
и государственные учреждения, созданные
человеком, весь, как он называл,
"град земной" - результат греховности
человека, его извращенной свободной
воли. Он повторяет деление на
"правельные" и "неправельные"
формы. К "неправельным" он относил
тиранию, демократию, аристократию. Что
касается "правельных" форм, то
он не отдавал предпочтения
ни одной из них. По его мнению,
любая форма может оказаться
если не хорошей, то терпимой,
когда уважают бога и человека.
76) Политическое учение
Фомы Аквинского - Его учение основывалось
на идеи божественного создания
мира. На вершине системы права
- так называемый "вечный закон".
Но человек наделён способностью
постигать отдельные принципы
вечного закона.На этой основе
он выробатывает определённые
рационалистические принципы, составляющие
естественный закон.В христианском
полотическом учении государство
рассматривается как некая часть
универсального поряка, правителем
которого является бог. Цель государства
- сохранение порядка и гражданского
мира.
77) Политическое учение
Н. Макиавелли - Он не проповедовал
политическую безнравственность
и насилие. Для него утверждение
"цель оправдывает средства"
не абсолютно, он принимал во
внимание законность любой цели.
Единовластие по его мнению, необходимо
при создании и реформировании
государства, а республиканское
правление является лучшим для
поддержания государственной власти.
78) Политические учения
Гоббса - Он создал свою политическую
теорию от части для того, чтобы
оправдать реставрацию монархии.
Он полагал, что монархия самая
лучшая форма власти, но в тоже
время он отрицал теорию божественного
происхождения королевской власти.
Согласно Гоббсу люди будучи
разумными, осознали безнадежность
своего существования и нашли
выход из хаоса- общественный
договор. Очевидно что Гоббс, по
современным меркам ,больше консерватор,
чем либерал, ибо даже либеральную
идею об общественном договоре
он интерпретировал таким образом,
что выводы оказались консервативными:
свобода, к тому же ограниченная
возможна лишь в том случае, если
люди передают распоряжение ею монарху.
79) Политическое учение
Локка - Его учение было самым
реалистичным и влиятельным из
всех других учений этого периода.
Его правомерно называют родоначальником
либерализма. Он впервые четко
разделил такие понятия как "личность","общество","государство",поставив
личность выше общества и государства.
Он считал, что человек от рождения
обладает естественными, неотчуждаемыми
правами, такими правами он считал
права на "жизнь, свободу и собственность".
Для Локка частная собственность
- необсолютная ценность, а средство
достижения свободного общества.
Согласно Локку, государство действует
только в целях защиты прав
личности, оно не должно быть
могущественнее личности, ибо личности
создают общества, а общество
создает государство.