Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 02:19, шпаргалка
ТЕМА 1. Политические системы государств мира. Введение в изучение
ТЕМА 2. Конституция — правовой фундамент политических систем государств мира
ТЕМА 3. Формы правления и институт главы государства в политических системах стран мира
...
ТЕМА 12. Место гражданского общества в рамках политических систем государств мира
ТЕМА 1. Политические системы государств мира. Введение в изучение
Понятие политической системы.
Политическая система государства представляет собой совокупность различных институтов: государственных органов, политических партий и движений, общественно-политических организаций и объединений, правовых и политических норм, в рамках которых проходит политическая жизнь общества, осуществляется политическое управление и реализуется политическая власть.
Основные типы полит. Систем:
ТЕМА 2. Конституция — правовой фундамент политических систем государств мира
Конституция (от латинского constinutio — устройство) — основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, определяющий его общественно-политическое устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан, т.е. политическую систему государства. Конституция — основа всего текущего законодательства страны.
Принятие конституции
осуществляется либо избирательным
корпусом, либо представительным учреждением,
либо исполнительной властью.
Будучи основным законом, конституция,
в отличие от других законов, принимается
и изменяется в особом порядке,.
В ряде случаев проект конституции полностью
создается учредительным собранием или
действующим парламентом. Учредительными
собраниями были приняты конституции
Италии 1947 г., Греции 1975 г., Индии 1950 г.
К представительным
органам, наделенным учредительной властью,
относятся:
учредительное (конституционное) собрание;парламент;
надпарламентские учреждения.
Способы принятия конституции:
По степени сложности изменения –
Гибкие (конституции, в которые изменения, дополнения, поправки могут вноситься путем принятия обычных парламентских законов. Таковы, например, конституция Монако 1911 г., конституция Ганы 1960 г.)
Жесткие(конституции, для изменения которых установлен более сложный порядок, чем для обычных парламентских законов.)
По форме конституции делятся на кодифицированные, некодифицированные и смешанного типа.
Кодифицированная конституция представляет собой единый правовой акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если эти вопросы регулируются несколькими актами, то конституция является некодифицированной.
Конституции смешанного типа включают парламентские законы, судебные прецеденты, обычаи и доктринальные толкования.
ТЕМА 3. Формы правления и институт главы государства в политических системах стран мира
Мона́рхия (от греч. мonarchia — единовластие ) — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передается по наследству.
Разновидности монархии(абсолютная, дуалистическая, теократическая, парламентарная монархии)
Абсолютная- неогранич Власть монарха ( ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Катар)
Конституционная – власть монарха ограничена конституцией, неписанным право или традициями а) Парламентская – онарх не обладает влатью, имеет представительскую фун-цию б) Дуалистическая- власть монарха ограничена костит. или парламентом, но в заданных и ми рамках монарх обладает полной свободой решения Наследственная монархия — наиболее распространённая форма, причём имеются три порядка наследования:
В зависимости от прав женщин на престолонаследие различают следующие типы примогенитуры:
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система правления, основанная на верховенстве представительного (законодательного) органа — парламента в системе органов государственной власти при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Министериализм - бюрократизация исполнительной власти, исполнительного аппарата, в котором главную роль играют не политически ответственные лица, а несменяемые чиновники министерств
Респу́блика — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями, а граждане обладают личными и политическими правами.
Разновидности республики: президентская, парламентская, президентско-парламентская .
Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу
парламента. В парламентской республике правительство отвеч
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью. Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
Смешанная республика- С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).ПРИМЕРЫ- Россия, Франция, Финляндия
В странах с республиканской формой правления главой государства обычно является президент. В случае, если президент по каким-нибудь причинам не может исполнять свои обязанности, его полномочия переходят к другому должностному лицу. В разных странах это может быть премьер-министр (Россия), вице-президент (США), председатель палаты парламента (Французская республика).
Полномочия президента:
Нередко ему предоставляется право созывать (порой и закрывать) сессии парламента, созывать парламент на внеочередные сессии (заседания) и отсрочивать его заседания
Глава государства обычно, так или иначе, участвует в формировании правительства, часто – в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти.
В ряде стран, как отмечено выше, глава государства выступает арбитром в спорах между различными органами власти.
Полномочия в сфере так
В сфере международных отношений.
Он может без специального уполномочия
заключать международные
Что касается сферы обороны и безопасности, то достаточно часто глава государства является верховным главнокомандующим вооруженными силами и вправе принимать немедленные меры по обеспечению внешней и внутренней безопасности с последующим парламентским контролем.
ТЕМА
4. Формы административно-
Унита́ризм — форма государственного устройства, при которой все составные
части государства являются его административно-
Федерализм (от лат.Foederatio — союз, объединение) — форма государственного устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (штаты, республики, земли, области, провинции, округи и т.д.), которые имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, т.е. федерация это союзное государство.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
По особенностям конституционно-правового
статуса субъектов
В симметричных федерациях субъекты
обладают одинаковым конституционно-правовым
статусом (например, Федеративная Демократическая Республика
Эфиопия,Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно
По особенностям формирования федерации выделяют:
При формировании территориальных
федераций используется территориальный
географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному
признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югосл