Шпаргалка по "Политическим системам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 02:19, шпаргалка

Описание работы

ТЕМА 1. Политические системы государств мира. Введение в изучение
ТЕМА 2. Конституция — правовой фундамент политических систем государств мира
ТЕМА 3. Формы правления и институт главы государства в политических системах стран мира
...
ТЕМА 12. Место гражданского общества в рамках политических систем государств мира

Файлы: 1 файл

Полит системы.docx

— 81.70 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 1. Политические системы государств мира. Введение в изучение

 

Понятие политической системы.

Политическая  система государства представляет собой совокупность различных институтов: государственных органов, политических партий и движений, общественно-политических организаций и объединений, правовых и политических норм, в рамках которых проходит политическая жизнь общества, осуществляется политическое управление и реализуется политическая власть.

 

Основные типы полит. Систем:

  • Демократия
  • Теократия
  • Тоталитаризм
  • Авторитаризм

 

ТЕМА 2. Конституция — правовой фундамент  политических систем государств мира

 

Конституция (от латинского constinutio — устройство) — основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, определяющий его общественно-политическое устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан, т.е. политическую систему государства. Конституция — основа всего текущего законодательства страны.

Принятие конституции  осуществляется либо избирательным  корпусом, либо представительным учреждением, либо исполнительной властью.  
Будучи основным законом, конституция, в отличие от других законов, принимается и изменяется в особом порядке,. 
В ряде случаев проект конституции полностью создается учредительным собранием или действующим парламентом. Учредительными собраниями были приняты конституции Италии 1947 г., Греции 1975 г., Индии 1950 г. 
К представительным органам, наделенным учредительной властью, относятся: 
учредительное (конституционное) собрание;парламент; надпарламентские учреждения.

 

Способы принятия конституции:

  1. Октрои́рование  - принятие конституции действующим главой государства — монархом, президентом или дарование конституции колонии, зависимой территории метрополией. Такой способ и называется октроированием. Впервые октроирование было применено во Франции: 4 июня 1814 года вступила в силу «хартия 1814 года», октроированная королём Людовиком XVIII; она представляла собой развитие конституции 6 апреля 1814 года. ПРИМЕРЫ- Конституция Японии 1889, Монако 17 дек 1962 , дар князя Ренье III
  2. Договорные – в основе лежит договор (акт Вюртенберга 1819)
  3. Народные - народными принято называть конституции, источником которых является избирательный корпус, который принимает конституцию в лице выборных органов (учредительного собрания, парламента и т.п.) либо на референдуме. А) Часто конституции вырабатываются учредительным собранием (конституантой) - выборным органом, который имеет главной или единственной целью создание конституции   б) плебисцит- референдум , на который выносится проект конституции, подготовленный правительством помимо парламента, а нередко и вопреки ем

 

По степени  сложности изменения –

Гибкие (конституции, в которые изменения, дополнения, поправки могут вноситься путем принятия обычных парламентских законов. Таковы, например, конституция Монако 1911 г., конституция Ганы 1960 г.)

Жесткие(конституции, для изменения которых установлен более сложный порядок, чем для обычных парламентских законов.)  

 

По  форме конституции делятся на кодифицированные, некодифицированные и смешанного типа.

Кодифицированная  конституция представляет собой единый правовой акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если эти вопросы регулируются несколькими актами, то конституция является некодифицированной.  

Конституции смешанного типа включают парламентские законы, судебные прецеденты, обычаи и доктринальные толкования. 

 

ТЕМА 3. Формы правления и институт главы государства в политических системах стран мира

 

Мона́рхия (от греч. мonarchia — единовластие ) — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передается по наследству.

Разновидности монархии(абсолютная, дуалистическая, теократическая, парламентарная монархии)

Абсолютная- неогранич Власть монарха ( ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Катар)

Конституционная – власть монарха ограничена  конституцией, неписанным право или традициями а) Парламентская – онарх не обладает влатью, имеет представительскую фун-цию б) Дуалистическая- власть монарха ограничена костит. или парламентом, но в заданных и ми рамках монарх обладает полной свободой решения Наследственная монархия — наиболее распространённая форма, причём имеются три порядка наследования:

  • сеньоратный, когда наследует старейший по возрасту в роду (Османская империя, в современном мире примером с оговорками является Саудовская Аравия)
  • майоратный (в узком смысле слова), наследует старший живой сын монарха.
  • по праву первородства (примогенитура) с переходом в порядке линий и правом заступления: престол переходит сначала к нисходящему потомству в одной линии (наследует старший сын, а если он умер раньше отца, то его старший сын), а после прекращения допустимых престолонаследников в старшей линии к следующей по старшинству линии.

В зависимости  от прав женщин на престолонаследие различают  следующие типы примогенитуры:

  • салическую систему: женщины совершенно исключаются от права наследования. В прошлом такие правила действовали во Франции, Бельгии, Швеции, Италии. Ныне действует лишь в Японии.
  • австрийскую или «полусалическую»: женщины допускаются к наследованию лишь по совершенном прекращении всех потомков мужского пола данной династии (Австрия,Российская империя, Греция, Бавария), в настоящее время с отменой этого закона в Люксембурге в 2011 году он нигде более не применяется из действующих европейских монархий;
  • кастильскую (английскую): женщины устраняются от наследования лишь в пределах одной линии, например, младший брат устраняет старшую сестру, но дочь старшего брата исключает дядю (Великобритания, Испания, Монако, ранее также Португалия);
  • шведскую (равную примогенитуру), то есть наследником является старший ребёнок монарха независимо от пола . Это самый новый тип престолонаследия.

 

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система правления, основанная на верховенстве представительного (законодательного) органа — парламента в системе органов государственной власти при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Министериализм - бюрократизация исполнительной власти, исполнительного аппарата, в котором главную роль играют не политически ответственные лица, а несменяемые чиновники министерств 

 

Респу́блика — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями, а граждане обладают личными и политическими правами.

Разновидности республики: президентская, парламентская, президентско-парламентская .

Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией. (Италия, Германия)

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью. Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

  • Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США),
  • внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д’Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
  • в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

 

Смешанная республика- С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).ПРИМЕРЫ- Россия, Франция, Финляндия

 

В странах  с республиканской формой правления  главой государства обычно является президент. В случае, если президент по каким-нибудь причинам не может исполнять свои обязанности, его полномочия переходят к другому должностному лицу. В разных странах это может быть премьер-министр (Россия), вице-президент (США), председатель палаты парламента (Французская республика).

 

Полномочия президента:

Нередко ему предоставляется право  созывать (порой и закрывать) сессии парламента, созывать парламент на внеочередные сессии (заседания) и отсрочивать  его заседания

Глава государства обычно, так или  иначе, участвует в формировании правительства, часто – в решении  вопроса о его отставке. Участвует  он и в формировании органов судебной власти.

В ряде стран, как отмечено выше, глава  государства выступает арбитром в спорах между различными органами власти.

Полномочия в сфере так называемого  личного статуса, то есть в отношениях с гражданами и иностранцами. Ему  часто принадлежат полномочия в  вопросах предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него и тд

В сфере международных отношений. Он может без специального уполномочия  заключать международные договоры, часто на него возлагаются ратификация  и денонсация международных договоров 

Что касается сферы обороны и  безопасности, то достаточно часто  глава государства является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и вправе принимать немедленные  меры по обеспечению внешней и  внутренней безопасности с последующим  парламентским контролем.

 

 

ТЕМА 4. Формы административно-территориального устройства государств мира (унитаризм, федерализм, конфедерализм)

 

Унита́ризм — форма государственного устройства, при которой все составные части государства являются его административно-территориальными единицами, подчиненными центральным органам власти и не обладающие признаками государственного суверенитета. В унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция.

Федерализм (от лат.Foederatio — союз, объединение) — форма государственного устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (штаты, республики, земли, области, провинции, округи и т.д.), которые имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, т.е. федерация это союзное государство.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик и т. д.
  • В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной,исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц[2].
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация ФРГ, Бразилия, Индия, Италия, Испания, Япония и др.).
  • Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

 

 

 

По особенностям конституционно-правового  статуса субъектов федеративного  государства выделяют:

  • Симметричные
  • Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия,Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные (комбинированные)

При формировании территориальных  федераций используется территориальный  географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

Информация о работе Шпаргалка по "Политическим системам"