Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 02:19, шпаргалка
ТЕМА 1. Политические системы государств мира. Введение в изучение
ТЕМА 2. Конституция — правовой фундамент политических систем государств мира
ТЕМА 3. Формы правления и институт главы государства в политических системах стран мира
...
ТЕМА 12. Место гражданского общества в рамках политических систем государств мира
По способу образования федерации делятся на:
Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего
унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому
заблуждению, в конституциях таких федераций,
как правило, прописан принцип территориальной
целостности страны и субъекты федерации
не имеют права свободного выхода из состава
государства (например Германия, Бразилия,
Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).
Степень централизации:
Симметричная федерация — федер
Асимметричная федерация — федерация, которая характеризуется разностатусностью субъектов.
Асимметричными федерациями
являются Индия, Танзания, Браз
Некоторые конституции предусматривают возможность заключения соглашений между федерацией и ее субъектами по вопросам своей компетенции. Обязательные для федеральной законодательной власти, требуют согласия Национального совета и соблюдения процедуры, установленной для принятия федеральных законов. На эти соглашения распространяются международно-правовые принципы договорного права. Следует отметить, что путем таких соглашений конституционное распределение компетенции между Федерацией и землями изменено быть не может.
Германский Основной закон в ст. 91-b предусматривает договорное сотрудничество Федерации и земель лишь в области образования и науки.
«1. Если земля не выполняет федеральные обязанности, возложенные на нее Основным законом или иным федеральным законом, то Федеральное правительство может с согласия Бундесрата принять необходимые меры, чтобы путем федерального принуждения побудить землю к выполнению ее обязанностей.
2. Для осуществления
Конфедерация как форма административно-
Конфедерализм — форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, но образуют специальные объединенные органы для координации и осуществления действий в определенных целях (внешнеполитических , военных ) , т.е. конфедерация это союз государств.
Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества
ТЕМА 5. Государство как главный элемент политических систем стран мира
Государство — особый политический институт, организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, национальных, конфессиональных, общечеловеческих), совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций страны, управляющих обществом.
Суверенное государство — госуд
Несамоуправляющиеся территории
термин, принятый Уставом ООН для определения всех колониальных и др. зависимых территорий, кроме подопечных, для которых создана система опеки. Согласно Уставу члены ООН, несущие или принимающие на себя ответственность за управление Н. т., обязуются тем самым способствовать благополучию населения этих территорий, обеспечивать их экономический, политический и социальный прогресс, развивать самоуправление и регулярно передавать Генеральному секретарю ООН информацию о положении Н. т
Коло́ния — это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.
Протектора́т — форма межгосударственных
отношений, при которой одна страна признает
над собой верховный суверенитет другой, прежде всего в международных
отношениях, сохраняя автономию во внутренних
делах и собственную династию правителе
ПОДОПЕЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ - территории, включенные в итоге Второй мировой войны в Международную систему опеки ООН, предусмотренную Уставом ООН. В основном ими оказались бывшие подмандатные территории Лиги Наций или колонии, прежде всего Германии и ее союзников
Непризнанные государственные образования (самопровозглашенные) — общее название территориальных образований, не имеющих частичного или полного международного дипломатического признания, т.е. суверенитет де-факто, но не де-юре
В отличие от политического государственный режим представляет совокупность средств и методов реализации государственной власти только с помощью государственного механизма. При этом выделяют правовые и неправовые методы осуществления политической власти. К правовым относятся экономическая поддержка, предпринимательства, выбор такой избирательной системы, которая обеспечит преимущество правящему классу, идеологическая поддержка проводимого курса и т. д. Неправовые методы связаны с насилием, политическим террором, насаждением в обществе страха, запретом политической оппозиции, расстрелом массовых демонстраций и т. п. Выбор методов зависит от соотношения сил в стране.
Либера́льная демокра́тия является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.
Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах
Авторитари́зм (от лат. auctori
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека[3][4]. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.
Расизм (Фаши́зм) — обобщённое название специфических
крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых
являются культ личности, милитаризм, тоталита
Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Государственные органы, их виды:
- по срокам полномочий (временные,постоянные)
- по порядку формирования (первичные,производные)
- по месту во властной иерархии (высшие,местные)
- по характеру осуществления
компетенции (единоначальные,
ТЕМА
6. Организация законодательной
Понятие законодательной
Законодательная власть — ветвь государственной власти, система органов государства, наделенных правом принятия законов.
Формирование палат парламента.
Пути формирования
верхних палат парламентов
Акты парламента: нормативные (конституции, конституционные и органические законы, законы) и ненормативные (резолюции, заявления, обращения, декларации).
ТЕМА 7. Организация исполнительной власти в политических системах государств мира
Понятие исполнительной власти и её место в системе разделения властей.
Исполнительная власть — ветвь государственной власти, осуществляющая функции управления, основываясь на действующих законах и нормативных актах, принимающая и собственные постановления, и решения (нормативные акты) во исполнение актов законодательной власти.
Институт главы государства
существует во всех современных государствах.
Глава государства занимает высшее
место в иерархии государственных
органов, обеспечивает стабильность и
преемственность механизма
В подавляющем большинстве
стран функционирует
Мировой практике известны институты коллегиального главы государства. Так, например. в бывших социалистических странах роль главы государства выполняли президиумы высших представительных органов государственной власти.
В зависимости от существующей
в государстве формы правления
(монархической или
Правовое положение монарха в этих государствах характеризуется следующими чертами:
1) власть монарха юридически считается непроизводной от какого-либо органа или избирательного корпуса;
2) монарх получает свой пост по наследству и занимает его пожизненно ;
3) личность монарха признается
неприкосновенной, священной. В государствах
с республиканской формой
Особенности статуса президента в президентской республике:
1) президент избирается
населением независимо от
2) президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства;
3) правительства как
4) правительство президента
не несет политической
Классическую модель президентской республики представляют США.
Особенности статуса президента в парламентарной республике: