Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Политология"
Билет №1
1)Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Парламентарная монархия
отличается тем, что статус монарха
как юридически, так и фактически,
ограничен во всех сферах государственной
власти, в том числе, в законодательной
и исполнительной. Правовые огран
Примерами парламентарной монархии
могут служить Великобритания,
2) Под политическими институтами в современное время понимается совокупность учреждений, организаций с определенной структурой и субординацией, воспроизводимой с течением времени совокупностью норм и правил, упорядочивающих политические отношения, как между организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты представляют собой «триединую целостность – организацию, нормы, отношения».
Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества.
Французский профессор права Морис Ориу – один из основоположников теории институционализма - рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. Отличительным признаком института французский юрист считал именно направляющую идею
3) Абсентеизм - добровольное уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах; главной формой его является - неявка зарегистрированных избирателей на избирательные участки для голосования.
Сепаратизм - движение за отделение части государства и создание нового государственного образования, за предоставление части страны автономии по национальному, языковому или религиозному принципу.
Билет №2
1)Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.
Структуру политических партий составляют:- партийный аппарат – организованная группа людей, для которых партийная, политическая деятельность является профессией;– рядовые члены (партийная масса).Социальную базу партии составляют ее сторонники, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени. Избиратели, регулярно отдающие данной партии свои голоса на выборах, составляют ее электорат.
Функции политических партий:– выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;– активизация и интеграция определенной части людей;– борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (могут использоваться легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т. д.);– подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;– разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;– политическое воспитание общества в целом или его части;– подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
2)Политическими
институтами называют устойчивые исторически
сложившиеся формы политической деятельности
людей. К ним обычно относят государство,
партии, общественные организации, общественно-политические
движения, церковь.
Институт политический (от лат.institutum - установление) - устойчивый
комплекс формальных и неформальных правил,
принципов, норм, установок, регулирующих
различные области политической деятельности
и организующих политическую систему
3)Монтескье сформулировал теорию Разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.
Согласно Оппенгеймеру, государство, которое изначально явилось результатом завоевания кочевниками-скотоводами земледельческих племен и превращения последних в рабов, все еще во многом остается орудием эксплуатации меньшинством большинства. Условие преодоления неравенства Оппенгеймер видел в ликвидации охраняемой государством монополии на средства производства и, в особенности, на землю и предоставлении каждому человеку возможности стать собственником земли и орудий труда (что предотвратит эксплуатацию и сделает гармоничной экономическую жизнь на основе истинно свободных рыночных отношений свободных производителей). Таким образом, из предложенного им главного принципа экономической и социальной жизни — стремления путем минимальных затрат достичь максимальных результатов — вытекала его приверженность к кооперации, особенно земледельческой, как лучшего способа объединения усилий в условиях усложняющегося производства.
Билет №3
1)Политическое лидерство: природа, функции и типология.
Лидер-ведущий. Политический лидер – личность, кот. руководит полит. процессами осуществляющие функцию по управлению обществом организацией. Он способен влиять на ход развития истории. Политическое лидерство – механизм и способы реализации полит. власти. Функции: аналитическая( умение проанализировать сложившуюся ситуацию), разработка программы действий, мобилизационная(на выполнение принятой программы), новаторская( новые идеи лидера), коммуникативная(умение говорить. выражать свои и общественные мысли), организаторская(умение создавать команду для реализации программы), координационная, интегративная. Типология: по Р.Такеру( революционеры, реформаторы, консерваторы); по методу управления(демократическими - общительны, открыты для критики, готовы идти на компромиссы; авторитарными – используют фактор страха, не идёт на компромиссы. По Веберу: традиционное(сущ. там где сущ. традиции передачи власти- от отца к сыну), харизматическое(высшие качества человека- дар Божий), рациональное(выбирают лидера). Метафорическая( лидер-знаменосец, служитель, торговец, пожарный). Факторы определяющие характер лидерства: личностные качества, инструменты с помощью кот. осуществляется власть, ситуация.
|
3)Рейтинг - количественный, числовой показатель оценок деятельности организации, определяемый по итогам голосования социального опроса, анкетирования.
Автократия - форма правления с бесконтрольным самовластием одного лица, единовластие, самовластие.
Билет №4
1) Виды политической
власти:
1. По предназначению, функциям:
1) законодательная, 2) исполнительная,
3) судебная.
2. По месту в структуре власти: 1) центральная,
2) региональная, 3) местная.
3. По основному субъекту: 1) монархическая,
2) республиканская, 3) олигархическая
4. По отношению к государству: 1) государственная,
2) общественная.
Политическая власть в наиболее полном
виде существует как государственная
власть, а также может проявляться как
влияние и управление в любых политических
организациях. Общественная власть формируется
партийными структурами, общественными
организациями, независимыми СМИ, общественным
мнением.
5. По источнику, ресурсам (Макс Вебер): 1) харизматическая, 2) традиционная,
3) легальная.
2)В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в конфликтологии выделяют такие его формы, как:
1) кризис легитимности;
2) кризис идентичности;
3) кризис политического участия;
4) кризис проникновения;
5) кризис распределения.
Кризис легитимности возникает
в результате рассогласования целей
и ценностей правящего режима
с представлениями основной части
граждан о необходимых
3)Авторитаризм - антидемократический политический режим, система политического властвования единоличного правителя (деспота, диктатора, тирана) или правящей клики (хунты).
Революция - глубокое и качественное изменение в развитии общества, в способе производства, в различных областях знания.
Билет №5
1)Политическое лидерство: природа, функции и типология.
Политическое лидерство – механизм и способы реализации полит. власти. Функции: аналитическая( умение проанализировать сложившуюся ситуацию), разработка программы действий, мобилизационная(на выполнение принятой программы), новаторская( новые идеи лидера), коммуникативная(умение говорить. выражать свои и общественные мысли), организаторская(умение создавать команду для реализации программы), координационная, интегративная. Типология: по Р.Такеру( революционеры, реформаторы, консерваторы); по методу управления(демократическими - общительны, открыты для критики, готовы идти на компромиссы; авторитарными – используют фактор страха, не идёт на компромиссы. По Веберу: традиционное, рациональное. Метафорическая. Факторы определяющие характер лидерства: личностные качества, инструменты с помощью кот. осуществляется власть, ситуация
2)Политический
режим - это методы
осуществления политической власти, итоговое
политическое состояние в обществе, которое
складывается в результате взаимодействия
и противоборства различных политических
сил, функционирования всех политических
институтов и характеризуется демократизмом
или антидемократизмом.
Обычно выделяют два основных типа
политических режимов:
1.
Недемократические политические
режимы. Тоталитарный
и авторитарный.
2.
Демократический политический
режим. Тоталитарный. государство осуществляет
тотальный контроль над всеми сферами
жизнедеятельности общества в целом и
отдельного индивида в том числе. Среди
политологов утвердилось и более краткое
определение тоталитаризма - это закрытая
система, в которой все - от воспитания
детей до выпуска продукции - контролируется
из единого центра.
Тоталитарные
режимы традиционно разделяют на "левые" и "правые" формы. Они различаются
характером идеологий, т.ч. целями и задачами,
которые ставят перед массами партии-гегемоны:
"народный капитализм" и завоевание
мирового господства (фашистская Италия
и Германия); построение коммунистического
общества и мировая революция (коммунистические
режимы в СССР, странах Восточной Европы
и Азии, на Кубе). Авторитаризм (от лат. auctor -
зачинатель, основатель, творец и auctoritas
- мнение, решение, право) определяют как
режим, смысл правления при котором заключается
в концентрации власти в руках одного
или нескольких лидеров, не уделяющих
внимания достижению общественного согласия
относительно легитимности их власти.
Иногда тоталитаризм рассматривается
как крайняя форма авторитарного режима.
Современные
авторитарные режимы имеют ряд черт переходного
режима, занимая промежуточное положение
между демократией и тоталитаризмом. Авторитарный
режим может выступать в форме диктатуры
и быть более либеральным. Последние формы
авторитаризма представляют собой своеобразный
симбиоз автократических и демократическ Демократический
политический режим. В переводе
с греческого "демократия" означает
"власть народа" (demos - народ, cratos -
власть). Более развернутое определение
демократии было дано американским президентом
А. Линкольном - правление народа, избранное
народом и для народа. их тенденций
3)Реваншизм - политика сил, потерпевших поенное или политическое поражение и пытающихся вернуть себе утраченные позиции путем нового обострения ситуации.
Агрессия - вооруженное нападение одного государства на другое, а также любое применение силы против суверенитета, и территориальной целостности государства или народа, которое признано незаконным нa основе Устава ООН.
Билет №6
1)В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в конфликтологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединениям идентификации с определенной политической системой.