Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Политология"
2)
политический процесс можно определить
как последовательную смену состояния
социально-политической действительности,
в первую очередь политической системы
общества, происходящую в результате совокупной
деятельности социально-политических
субъектов (политических сил), направленную
на завоевание, удержание и использование
политической власти, на обеспечение конституирования,
функционирования или изменения политической
системы, на воспроизводство или изменение
существующей совокупности общественных
отношений. Обратимся теперь к рассмотрению
стадий (режимов) в последовательной смене
состояний политической системы общества.
В различных источниках указываются четыре
режима протекания политического процесса:
1) конституирование, становление политической
системы; 2) функционирование существующей
политической системы; 3) развитие политической
системы; 4) этап упадка, распада политической
системы. Будучи взаимодополняемыми, эти
стадии сохраняют, однако, присущие каждой
из них особенности, выполняют свое собственное
предназначение и осуществляются специфическими
методами политических действий.
3)Путч - действия
группы заговорщиков по совершению государственного
переворота.
Альянс - сообщество, объединение, союз на основе договорных обязательств.
Билет №7
1)Функции политики
В английском языке, а также в американской и мировой политической науке в целом для обозначения различных сторон политики используются три самостоятельных термина: « polity » («полити», или «полития»), « policy » («полиси») и « politics » («политикс»). Эти понятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и политическому процессу. С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:— поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;— авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;— предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция).
2)Политика как
специфическая деятельность людей очень
рано стала предметом научного исследования.
Вначале знание о политике являлось составной
частью философии. Но уже в древности создаются
и специальные трактаты, посвященные анализу
политической деятельности. Платон (427–347
гг. до н. э.) соответствующие работы назвал
«Законы» и «Государство». Аристотель
свое произведение, посвященное изучению
государства и общества, назвал просто
«Политика». Аристотеля нередко называют
основателем, отцом политической науки.
У Аристотеля, как и у его предшественников,
политические исследования еще не выделялись
в самостоятельную дисциплину и были неразрывно
переплетены с философскими и этическими
идеями Важной вехой на пути становления
политологии как научной дисциплины явилось
творчество итальянского мыслителя эпохи
Возрождения Никколо Макиавелли (1469–
1527). Макиавелли рассматривал учение о
политике в качестве самостоятельной
области знания. В центр своего политического
учения он ставил проблему государственной
власти и подчинял политические исследования
решению практических задач государственной
жизни. Н. Макиавелли фактически положил
начало существования новой научной дисциплины.
Полностью научный характер исследованиям
политической действительности был придан
в XIX в. К этому времени относится возникновение
научных учреждений, специализирующихся
на исследованиях в области политических
отношений. Первым из таких учреждений
была созданная во Франции в 1871 г. свободная
школа политической науки (ныне – Институт
политических исследований Парижского
университета). В 1880 г. была основана Школа
политических наук в Колумбийском колледже
США, в 1895 г. создается Лондонская школа
экономической и политической науки, а
в 1920 г. – Берлинская высшая школа политической
науки.
3)Аполитизм -
безразличное отношение к политике или
неучастие в ней. Проявляется в нежелании
участвовать в политических кампаниях,
читать газеты, смотреть телепередачи
на политические темы.
Протекционизм - государственная политика, осуществляющая защиту национальной экономики от иностранной торгово - экономической экспансии.
Билет № 8
1)авторитаризм – модель политического
режима диктаторского типа, существенно
отличающаяся от тоталитаризма. Если тоталитаризм
предполагает полное подчинение всех
сфер жизни государственному началу, то
авторитарный режим допускает ограниченный
плюрализм, если это не противоречит интересам
сохранения существующей системы.
Авторитаризм занимает как бы промежуточное
положение между тоталитаризмом и демократией.
С тоталитаризмом его роднит автократический,
не ограниченный законами характер власти,
с демократией - наличие автономных, не
регулируемых государством общественных
сфер, сохранение элементов гражданского
общества.
Исторический опыт показывает, что авторитаризм
возникает, как правило, в странах, где
происходит смена общественного строя,
сопровождающаяся резкой поляризацией
политических сил; в странах, где наблюдаются
длительные экономические и политические
кризисы, преодоление которых демократическими
средствами становится невозможным.
Чрезвычайные условия, в которых зарождается
авторитаризм, определяют основную выдвигаемую
им цель – навести порядок в стране, обеспечить
нормальные условия жизни общества. Эта
цель определяет средства ее достижения
– концентрация политической власти в
едином центре принятия решений.
2)Глобальные проблемы объединяются
в группы по наиболее характерным признакам.
Классификация позволяет установить степень
их актуальности, последовательность
теоретического анализа, методику и последовательность
решения.
Наибольшее распространение получил метод
классификации, в основе которого стоит
задача определения остроты проблемы
и последовательность ее решения. В связи
с этим подходом можно выделить три глобальные
проблемы: между государствами и регионами
планеты (недопущение конфликтов, установление
экономического порядка); экологические (защита окружающей
среды, охрана и распределение топливных
сырьевых ресурсов, освоение, космоса
и Мирового океана;
между обществом и человеком
(демография, здравоохранение, образование
и др.).
3)Пропаганда - информация, формирующая убеждение; распространение идей с целью их внедрения в сознание широких слоев и формирования позиции относительно тех или иных акций, институтов, политических ценностей, строя в целом.
Блок партий - соглашение, объединение государств, политических партий, общественно-политических организаций, добившихся общих целей.
Билет №9
1)Унита́рное госуда́рство — форма территориальной организации,
при которой его части являются административно-
Примером централизованного
унитарного государства является Туркменис
Иногда выделяют государства
с одной автономией (например, Украина с автономно
2)Современный мир представляет
собой гигантскую систему систем или макросистему,
в которой функционируют в противоречивом
единстве и взаимодействии основные политические
субъекты: народы, государства, обществен
3)Бюрократия - 1) система управления обществом, осуществляемая привилегированной кастой чиновников, объединяемых общим корпоративным интересом; 2) тип организации, для которой характерны четкая управленческая иерархия, жесткие правила и стандарты деятельности, специализированное распределение труда.
Преференция - мера, предоставляющая экономические пли иные преимущества какому-либо лицу, организации или государству.
Билет №10
1)Политическая система
- это совокупность политических
институтов, общественных структур, а
также их взаимодействий, в которых реализуется
политическая власть и осуществляется
политическое влияние.
Понятие политической системы распространяется
на всю политическую жизнь общества, в
зависимости от степени развития экономической
среды, глубины противоречий между основными
противостоящими классами. В составе политической системы
общества функционируют в тесной взаимосвязи
четыре крупные подсистемы: институциональная,
регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.
Данная структура прослеживается в полит
системе любого общества, однако в конкретных
условиях разных государств перечисленные
подсистемы создаются и функционируют
в различных формах.
2)Смешанная республика (также может называться полупрезидентской,
полупарламентской, президентско-парламентской рес
3)Популизм - стиль политической деятельности государства или других политических структур и институтов, опирающийся на примитивные лозунги, апеллирующий к настроениям масс и спекулирующий на внушаемости, больших групп людей.
Власть теневая - одно из проявлений власти политической, отличающееся отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению своей авторитарной воли. Различия теневой (криптоправления) и явной (эмерджментной) властей могут присутствовать на всех уровнях политической системы.
Билет №12
1)Политическая
власть обладает рядом
• верховенство, обязательность решений
политичес-
кой власти для всякой иной власти;
• право на легальное использование насилия
против
антиобщественных элементов;
• публичность (всеобщность и безличность).
Полити-
ческая власть обращается от имени всего
общества с помо-
щью права ко всем гражданам;
• наличие единого центра принятия решений;
• выполнение роли арбитра в конфликтах
между пред-
ставителями различных социальных групп;
• многообразие используемых ресурсов;
• обеспечение максимальной стабильности
общества как
целого в рамках существующих отношений
собственности,
действующих законов и конституции.
2)Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями. Проблема политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той или иной форме подобные мысли высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит в своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества. Важное значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей . Это учение легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов. В соответствии с теорией Маркса политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами. Общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба есть борьба классовая. Во времена Маркса его теория была достаточно точным описанием главных тенденций политического конфликта. Великие политические битвы 19-го - начала 20-го веков были в основном классовыми в марксистском понимании термина "класс". Другие же факторы - расовые, религиозные, национальные - были лишь маскировкой классовых интересов и имели второстепенное значение, считали марксисты.
3)Вотум - мнение или постановление, выражение, принятое большинством голосов избирателей или членов органа представительной власти.
Плутократия - 1) государственный строй, при котором власть принадлежат наиболее богатым людям; 2) политический строй, при котором правящая элита состоит из наиболее богатых.
Билет№ 13
1)Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
Отличительные признаки федеративного государстваПредметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство
2)В Республике Беларусь продолжается
сложный процесс
формирования многопартийной системы,
начавшийся в ус-ловиях острого социально-экономического
и политическогокризиса конца 80-х – начала
90-х годов. Первая полови-
на 90-х годов характеризовалась достаточно
быстрым рос-том количества партий различных
политических ориента-ций. Их число достигало
43. Образование партий в этотпериод шло
на фоне недоверия значительной части
граж-дан к традиционным политическим
институтам – КПБ,Советам и свойственного
их сознанию такого явления, какдепартизация.
Отсутствие прочной социальной базы у
по-давляющего большинства партий приводило
к их мало-численности, низкому авторитету
среди населения, слабомувлиянию на общественно-политические
процессы. Умозри-тельность и идеологическая
расплывчатость партийных про-грамм, их
слабая связь с острыми проблемами социальнойдействительности
отталкивали даже ту часть граждан, ко-торая
видела потребность в демократизации
общественнойжизни и политическом плюрализме.
И сегодня большин-населения республики
никак не идентифицирует себяс политическими
партиями.Функционирующие в республике
как официально заре-
гистрированные 18 политических партий
отвечают норма-тивному требованию, которое
устанавливает, что учредителей(членов)
от большинства областей и столицы должно
бытьне менее 1 тысячи. Кроме них, действуют
и такие, которые незарегистрированы в
Министерстве юстиции.