Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:24, шпаргалка
1. Политология как научная дисциплина.
...
86. Государственная власть в Российской Федерации
87. Конституция Российской Федерации как нормативная основа политики
88. Политическая модернизация в России
89. Группы интересов современной России
90. Основные направления развития политической системы Российской Федерации
– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;
– социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;
– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;
– принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).
Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках :
– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);
– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);
– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.
Легитимность как показатель совместимости власти и граждан является величиной переменной, т. е. зависит от наличия или отсутствия у данной власти реального авторитета и доверия народа. Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.
Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.
Типологию легитимности разработал М. Вебер . Он выделил три основных типа легитимности.
1. Традиционная легитимность , основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются. Патриархальные устои рассматриваются как нерушимые, несоблюдение их ведет к применению карательных санкций.
2. Рационально-легальная легитимность , опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером являются современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве.
3. Харизматическая легитимность , основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения политических реформ или революционного преобразования общества. История человечества знает множество подобных лидеров: Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер . Образ лидера создается не только за счет выдающихся личностных данных, но и формируется целенаправленно аппаратом управления (при помощи СМИ, различных акций и т. д.).
Выделяют три уровня легитимности власти :
– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;
– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;
– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.
Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.
Принцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках и налицо монополия власти какого-либо органа политического управления, такому обществу угрожают бесправие, деспотия и зависимость.
Проблема баланса властей
Теория и опыт развития правовых демократических государств пришли к тому, что для нормального функционирования общества в нем должны существовать три ветви власти:
– законодательная – в лице законодательного органа (парламент страны – Федеральное Собрание, конгресс, ригсдаг, меджлис и т. д.);
– исполнительная – в лице правительства (Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры в Российской Федерации, например);
– судебная – в лице судебной системы (Конституционный Суд РФ, Верховный суд США и т. д.).
Парламент – высший законодательный орган государства, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Современные парламенты состоят из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать в парламенте федеративного государства представительство населения страны в целом с представительством субъектов федерации. Нижние палаты формируются всеобщими прямыми выборами. Верхние формируются более сложными механизмами. В Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждой области или республики – губернатор, избираемый населением, и глава регионального законодательного собрания. В Англии в Палату лордов входят пэры наследственные, пожизненные и не передающие титул по наследству, а также представители англиканской церкви.
Исполнительная власть в лице правительства тоже активно участвует в законодательном процессе, вынося на рассмотрение законопроекты. Данный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях, подлежит голосованию и только тогда обретает силу закона.
Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности деятельности законодательных и исполнительных институтов, а также арбитром в случае трудноразрешимых проблем. В демократических странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей нормативных правовых актов законодательной и исполнительной властей возлагается на специальный судебный орган . В Российской Федерации это Конституционный Суд РФ, в США высшим судебным органом, осуществляющим конституционный надзор, является Верховный суд США.
В Российской Федерации законодательная власть представлена Президентом РФ и Федеральным Собранием (Государственная Дума и Совет Федерации). Функции исполнительной власти выполняет Правительство РФ. Гарантом конституционности деятельности первых двух властей выступает Конституционный Суд РФ.
Общественно-политическая система
демократического общества состоит
из взаимозависимых и
– семью;
– церковь;
– систему образования;
– научные, профессиональные объединения;
– объединения по интересам, спортивные организации;
– профсоюзы;
– фонды, ассоциации и т. д.
Гражданское общество – это совокупность социальных образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности государства. Существование гражданского общества возможно лишь тогда, когда член этого общества ощущает себя гражданином: имеет определенный комплекс прав и свобод и в то же время несет перед обществом моральную и иную ответственность за свои поступки.
Понятие гражданского общества раскрывается в широком и узком смыслах. В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые не регулируются непосредственно государством. В таком случае элементы гражданского общества присутствуют в любом государстве, даже тоталитарном, так как невозможно полностью ликвидировать (даже насильственными мерами) естественные формы жизнедеятельности людей.
Гражданское общество в узком смысле
– это общество на определенном
этапе своего развития, когда оно
выступает социально-
Если для государственной
В гражданском обществе на всем протяжении его развития формируются основополагающие нормы, принципы, традиции, установки того, как следует, как должно вести себя в обществе каждому его члену, какое бы высокое общественное положение он ни занимал. Человек в гражданском обществе одновременно и частное лицо, и гражданин общества. Сфера частных интересов, наемного труда и частных прав освобождена от политического контроля.
Путь западной цивилизации к гражданскому обществу был труден и тернист, об этом свидетельствуют перипетии его формирования и развития. Это был процесс экономической, социальной и политической, культурной и духовной трансформации.
Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к периоду Античности.
Античные мыслители понятием «политическое» охватывали все важнейшие сферы жизни общества: религию, семью, образование, культуру, искусство и т. д. Быть членом общества означало быть гражданином и действовать согласно его законам, не принося вреда окружающим. Греческий полис сочетал в себе гражданский коллектив и государство. Интересы полиса сливались с частными интересами отдельных граждан; при их столкновении более важными оказывались первые. Аристотель считал, что жизнь отдельного человека политически, экономически и социально определялась его принадлежностью к тому или иному полису. Общество-государство рассматривалось как единое целое.
В Средние века такие институты человеческого общества, как семья, собственность, труд и др., приобрели статус элементов государства. Отдельный человек не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной и религиозной сфер жизни общества. В свою очередь, общество составляло неразрывное целое с государством, т. е. с политической сферой. Судьба каждого человека неразрывно связана с группой, организацией, например крепостное право с сохранением сельской общины. В XVII в. еще отсутствует понятие права, так как конфликт между отдельным индивидом и государством еще не проявил себя.
Эпоха Нового времени ознаменовала собой процесс формирования идеи о личности с особыми неотъемлемыми правами, свободами и интересами, которые могут не совпадать с интересами государства. Появляется осознание противоречий и конфликтов между обществом и государством, формируются институты, ценности и отношения гражданского общества. Мыслители Нового времени открыли личность и осознали неизбежность вечного конфликта личности и общества. Характерная для Античности и Средневековья идея тождества частного и общественного уже отвергается, а утверждается идея первичности общества по отношению к государству. Идея индивидуальной свободы человека, личности сделала актуальным вопрос о свободе члена общества, независимого от государства и каких-либо форм внеэкономического принуждения.
Ко второй половине XVIII–XIX вв. происходит формирование капиталистической системы с такими ее основополагающими элементами, как частная собственность, рыночная экономика, представительно-парламентская демократия и правовое государство. Осуществляется разграничение между социальной и политической целями, экономическими, социальными и политическими функциями. Тема «гражданское общество против государства» стала основополагающей в работах мыслителей того времени: Дж. Локка, А. Фергюсона, И. Канта и др. Главная цель государства – защита общества, государство – инструмент общества, с помощью которого оно актуализирует себя. Наиболее радикальную концепцию гражданского общества сформулировал Т. Пейн в памфлете «Права человека»: власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества.
Гражданское общество – это совокупность социальных образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности государства. Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности.
Особенность
гражданского общества состоит в
разделении политической и социальной
сфер, политических и социальных функций.
Правовой статус человека противопоставлен
его социально-экономической
Главное предназначение гражданского общества – достижение согласия, или консенсуса, между различными социальными силами и интересами, противодействие различным разрушительным силам и направление их в созидательное русло. Гражданское общество существует за счет органического сосуществования в его рамках разнородных социальных сил, институтов, организаций, заинтересованных групп, которые объединены стремлением к общей гармоничной жизни.